|
ЭЗОП
(VI в. до н. э.)
ЭЗОП
Биография Эзопа (или Есопа) носит легендарный характер. Выдающийся баснописец, основатель жанра басни, он якобы был рабом из Фригии (Малая Азия), небольшим ростом, некрасивым, да еще и горбатым. Зато боги щедро наградили его даром слова, острым умом и искусством создавать байки. Его первый хозяин решил продать ни на что не пригодного болтливого раба, которого купил простоват философ Ксанф с Самосу. Эзоп поразил его остроумными ответами. Когда Ксанф спросил Эзопа, хочет ли тот, чтобы он его купил, Эзоп якобы ответил: «А разве тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». А на вопрос, он всегда такой разговорчивый, Ксанф получил ответ, что за говорящих птиц всегда платят дороже. После того, как на реплику Ксанфа: «Но ты же не птица, а урод», Эзоп ответил, что бочки в подвалах то же уродливые, но вино в них хорошо, философ и взял его к себе.
Ни разу Ксанф не пожалел, что купил Эзопа. По-годаря остроумном и изобретательном рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что именно с ним легенда связывает много эзо-групповых шуток и мудрых решений. Широко известна теория о том, как Ксанф приказал Езопові купить на базаре для банкета всего лучшего, что есть в мире. Эзоп принес одни лишь языки раВНОго приготовления и пояснил удивленному хозяину, что лучшее в мире - это язык, потому что именно им договариваются, устанавливают законы, выражают высокие и мудрые мысли. На просьбу купить следующего дня худшего, что есть в мире, Эзоп опять принес языки - и, доказал Ксанфа, что в мире нет ничего хуже язык: ним люди обманывают друг друга, начинают ссоры и войны. Хозяин был очень раздражен, но не мог не признать правоты Эзопа.
Когда же Ксанф после обеда, находясь изрядно навеселе, хвастливо заявил, что он может выпить море, а на утро опомнился от ужаса про свое обещание, именно Эзоп спас его от позора. Он посоветовал Ксанфа выставить своему сопернику перед судьями и зрителями, которые соберутся на берегу моря, такое условие: пусть соперник перекроет все реки, впадающие в море, потому что Ксанф действительно обещал выпить море, но не обещал выпить еще и реки. Так Ксанф вышел из затруднительного положения, и его мудрость - вызвала у всех восхищение.
Эзоп много раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел расставаться с мудрым рабом. И только когда на Самосе совершилась продолжалась приключение, которое никто не смог разъяснить, кроме Эзопа, он смог избавиться от рабства. Во время заседания государственного совета Самосу с неба налетел орел, схватил государственную печать, поднялся вверх и оттуда отпустил ее прямо в пазуху какому-то рабу. Позвали Ксанфа, чтобы он растолковал это знаменательное событие. Он по своей привычке заявил, что это ниже его философский достоинства, но у него есть раб, который может разъяснить, что все это значит. Эзоп же сказал, что он мог бы разъяснить, и не положено рабу давать советы свободным гражданам, а вот если бы его уволили... Народ Самосу тут же уволил Эзопа, и он так раскрыл смысл этого события: «Орел - царская птица. Итак, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство».
Расстроены самосцы отправили Эзопа до Креза просить примирения. Мудрый Эзоп понравился царю, он сделал его своим советником и примирился с самосцями. По легенде, после этого Эзоп жил еще долго, побывал в вавилонского и египетского царств, встречался с семью мудрецами и написал много басен. Погиб же он в Дельфах, где не понравился дельфийским жрецам, которые испугались, что он раскроет эллинам их хитрости, и сбросили Эзопа со скалы.
Прославился же Эзоп в первую очередь как умелый баснописец. Басня как жанр народного творчества возникла еще в догомерівську эпоху. Она представляет собой краткое аллегорическое повествование, преимущественно стихотворное, в котором всегда присутствует дидактический (поучительный) содержание. Состоит из повествовательной части и обязательного заключения - поучения. Персонажами басен выступают различные звери, птицы, растения, в деяниях которых усматриваются и высмеиваются человеческие пороки. Этот скрытый подтекст художественного произведения благодаря легендарному байкарю называется эзоповым языком.
В Древней Греции известны были сборника коротких басен в прозаїчній форме, авторство которых приписывалось Езопу. Современному читателю почти все они хорошо известны в обработках французского баснописца Же. Лафонтена, российского И. Крылова, украинских байкеров П. Гулака-Артемовского, Л. Боровиковского, Е. Гребенки, особенно Л. Глебова.
Среди самых распространенных басен Эзопа можно назвать такие, как «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Стрекоза и муравей», «Лягушка и вол», «Крестьянин и змея», «Свинья и львица» и другие. Вообще подсчитано, что в баснях Эзопа действуют более 80 животных, около 30 представителей различных профессий (охотник, рыболов, кожемяка, мясник), такое же количество богов и мифологических персонажей.
Вот, скажем, басня «Волк и ягненок». Волк гнался за ягненком. Спасаясь, ягненок спряталось в храме. Волк стал звать его обратно: «Выходи, потому что все равно придет жрец и принесет тебя в жертву богу». Ягненок ответило: «Лучше стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя». Басня учит, что если надо умереть, то лучше умереть с достоинством. А вот байка про хитроумного осла. Однажды осел переходил реку с грузом соли, поскользнулся и упал; соль розчинилась, и бремя стал меньше. Осел обрадовался и в следующий раз, подойдя к реке, упал уже умышленно. И на этот раз грузом была шерсть, которая разбухла от воды, стала такой тяжелой, что осел утонул. Мораль - хитрость без ума губительна.
Еще байка о животных. Задумались зайцы, почему они такие пугливые и решили, что лучше всем им вместе утопиться. Подошли к пруду, а лягушки, услышав их, поскакали в воду и скрылись. Зайцы увидели это и сказали: «Подождем топиться: как видно, есть в мире еще кто-то более пугливый, чем мы». Или: свинья смеялась над львицей, что та рождает только одного малыша. Львица ответила: «Одного, но зато льва».
Именно эта народная мудрость, здравый смысл, мечты и надежды на справедливость, высказанные к тому же в остроумной форме, и сделали басни Эзопа, как самого их создателя, бессмертными.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гаспаров М. Л. Эзоп, мудрец-раб: Басни Эзопа//Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре.- М., 2000.;
2. Гиленсон Б. А. История античной литературы: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция.- 2-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 68-69.;
3. Эзоп//Словарь античности. Пер. с нем. - М., 1994.
|
|
|