|
ЭЗОП
(бл. VI в. до н. э.)
ЭЗОП - творчество писателя
ЭЗОП (ок. VI в. до н. э.) - древнегреческий баснописец.
Сведения о его жизни имеют легендарный характер. В частности, Геродот сообщает, что Эзоп был рабом самосця Іадмона, жил во времена египетского царя Амасиса (570 - 526 гг. до н. есть.) и был убит дельфійськими жрецами по обвинению в святотатстве. Гераклит Понтийский добавляет, что Эзоп происходил из Фракии, а его первым хозяином был Ксанф. Аристофан в комедии «Осы» останавливается на подробностях смерти Е., развивая мотив, который впоследствии будет весьма распространенным - о подброшенном чашу, которая стала поводом для обвинения Е. в краже и святотатстве. Аристофан также вспоминает басню про орла и жука, которую Эзоп вроде рассказал перед смертью. Комик Платон (конец V в.) в комедии «Эзоп» впервые связывает Эзопа с Солоном, а также, как и его современник Лісіпп, изображает баснописца во главе семи древнегреческих мудрецов. Невозможно с определенностью сказать, какие из этих сведений являются правдивыми. Однако греки не имели ни малейшего сомнения относительно реальности существования Эзопа, как и относительно существования Гомера.
VI в. до н. э. стало периодом формирования жанра басни небезосновательно. Это было время ожесточенной борьбы старого и нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. В результате этого процесса аристократия потеряла прежнюю власть - и ведущую роль в общественной жизни начал играть демос. В этой ситуации байка становится эффективной формой выражения протеста против вельмож. Сам легендарный образ Эзопа является характерным для духа эпохи антиаристократизму: он раб, уродливый горбун, но порядніший от жрецов и богачей.
В течение длительного периода байка бытовала в основном в устной традиции. Первый сборник «Езопових басен «заключил на рубеже IV-III вв. до н. есть. Деметрий Фалернський. Он положил начало богатой традиции записи басен, которая особенно распространилась в период поздней Античности и Средневековья. Почти все известные с античных времен басни объединялись в сборники под заглавием «Езопові байки». Сначала они чаще использовались как материал для школьных риторических упражнений, но постепенно стали популярной массовой литературой. Особенно много сборников сохранилось в поздних рукописях (X-XV вв.). Всего в них входит свыше 300 басен.
Для сборников «Езопових басен» характерным является то, что их тексты - простые и короткие, сюжет передается без второстепенных подробностей; для сюжетных мотивов, которые повторяются, установлены определенные стереотипы. Мораль не остается скрытой в образах, а открыто декларируется. Язык прост и близок к разговорному: в ней преобладают глаголы, немного прилагательных, ведь обычно в баснях говорится о действиях, а не о лицах или ситуации. Редко случается диалог - разве что развязка подается в форме прямой реплики.
Идеологическая концепция «Езопових басен» представляется достаточно определенной, ее можно охарактеризовать через совокупность ряда таких мотивов:
1. В мире немало зла. Не следует надеяться на то, что плохой человек может измениться, она лишь может скрыть свою сущность; природа доброго человека очень уязвима, а потому весьма часто ухудшается.
2. Человеческая судьба изменчива и обычно меняется к худшему. От судьбы не уйти, а потому важнее приспособиться к обстоятельствам и помнить, что все преходяще.
3. Нередко губительными для человека является его страсти. Самая опасная из них - жадность, за ней идут тщеславие, ласолюбство, зависть, наивность и др. Подчеркивается также пагубность страха. Человек, который стал жертвой страстей, ведет себя безрассудно и совершает ошибки, которые приводят к беде.
4. Самый надежный в жизни талант - умение довольствоваться тем, что имеешь, не стремиться к тому, чего тебе не положено от природы, не соревноваться с теми, кто сильнее.
5. В жизни лучше полагаться на самого себя, прежде всего, на собственный труд, терпение, умение учиться на своих собственных ошибках. Выбирая друзей, следует быть очень осмотрительным, благодарить им, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.
Такой перечень ведущих мотивов своим содержанием свидетельствует о пессимизм, скептицизм автора, о его попытке стать на твердый фунт практичности, индивидуализма. Подобные настроения перекликаются с теми, которые высказал Гесиод в поэме «Работы и дни». Кроме того (и это не случайно), Гесиод использует байку в своем рассказе (басня о соловье и ястреба). Как в упомянутой басне, так и в поэме в целом отразились настроения мелкого землевладельца, вынужденного полагаться только на самого себя. Теми же настроениями пронизана и творчество Эзопа.
Структура басен Эзопа в основном состоит из четырех частей: экспозиции, замысла, действия и неожиданного результата. Иногда эта схема может меняться. Например, результат действия может быть не показан, а только назван. Могут изыматься следующие звенья структуры, как замысел и действие, в таком случае это упрощенная байка, что состоит из описания сюжетной ситуации и реплики, которая ее комментирует. В отдельных случаях, наоборот, в структуре басни появляются дополнительные компоненты. В частности, после завершения одного цикла может возникнуть «новое действие - новый результат».
Круг персонажей басен Эзопа является довольно широким: более 80 раВНОвидностей растений и животных, около 30 человеческих профессий, десятки богов и мифологических фигур. М. Гаспаров заметил, что в каждой второй басне появляется новый персонаж. При этом можно определить группу самых распространенных персонажей, среди которых: лиса, лев, змея, волк, пес, осел, крестьянин и т.д. Образ персонажа может меняться в соответствии с новой сюжетной ситуации. Таким образом, персонажи басен Эзопа являются условными фигурами, они интересуют автора не сами по себе, а как носители определенных функций.
Рассмотрим ряд самых популярных басен Эзопа. Например, басня «Убогий человек». Экспозицию в басне представляет фраза: «В убогого мужа была деревянная статуя бога». Далее выясняется замысел. «Сделай меня богатым», - молился он к ней, но его мольбы были напрасны, и стал он еще убогішим». Действие передается динамично: «Тогда бедняк схватил статую за ногу и ударил ее головой к стене». И наконец - неожиданный результат: «вдребезги разлетелась она, и высыпалась из нее горсть золотых монет». Завершается басня репликой-комментарием: «Кто обращается с негодяем ласково - терпит убытки, кто же обходится с ним жестко - будет иметь прибыль». Но обычно байка, посвященная теме бедности, избегает такой вот внутренней «наступательности». В басне «Два горшка « глиняный горшок говорит медном: «Держись от меня подальше, не подплывай близко... Только ты меня зацепишь, как сразу же разобьешь вдребезги, а сам я не имею никакой охоты тебя задевать». Басня заканчивается грустной моралью: «Туго убогом, когда под боком у него поселится богач».
Самым надежным средством достижения благосостояния оказывается труд, как это мы видим в басне «Земледелец и его дети»: «Дети взялись за лемеха и мотыги и вскопали все свое поле, но так и не нашли сокровища. Зато урожай с виноградника был в несколько раз больше. Сокровище для людей - это приобретенное трудом».
Немало сюжетов «Езопових басен» получили распространение в европейской литературе - все европейские писатели, которые составляли байки, в той или иной степени были наследниками Эзопа. То же самое подражания можно проследить и в украинской литературе, в частности в творчестве Г. Сковороды, П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Л. Глебова, И. Франка, М. Годованца и др. Байки Е. переводили Т. Зиньковский, А. Белецкий, Ю. Мушак.
М. Никола
|
|
|