ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЕВТУШЕНКО, Евгений Александрович

(рожд. 1933)

ЕВТУШЕНКО, Евгений Александрович - творчество писателя

ЕВТУШЕНКО, Евгений Александрович (Евтушенко, Евгений Александрович - род. 18.07.1933, станция Зима Иркутской обл.) - русский писатель.

Родители Евтушенко - геологи, мать позже - певица, заслуженный работник культуры РСФСР. Рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института им. М. Горького, исключен в 1957 г. за выступление в защиту романа В. Дудінцева «Не хлебом единым». Первая публикация стихов - в 1949 г., в газете «Советский спорт». Принят в СП СССР в 1952 г., стал самым молодым ее членом.

Первая книга - «Разведчики будущего» («Разведчики грядущего», 1952) имела признаки декларативной, плакатной, пафосной поэзии грани 40-50-х pp. Действительно дебютной стала не она, и не вторая книга - «Третий снег» («Третий снег», 1955), а третья - «Шоссе энтузиастов» («Шоссе энтузиастов», 1956) и четвертая - «Обещание» («Обещание», 1957) книги, а также поэма «Станция Зима» («Станция Зима», 1953-56). В них формируются яркие особенности поэтического стиля Евтушенко - богатство ритмики, корневая асонансна рима, одинаковое тяготение к ораторского патетики и побутовізму разговорной речи, доминирование стихотворений лирико-повествовательных и сюжетно-балладных. В этих произведениях Евтушенко разрабатывает любимую тему: неослабевающая память военного детства, проведенного в эвакуации, на «малой родине» в Сибири («Сапоги», «Свадьба», «Фронтовик»). Именно в этих двух сборниках и поэме Е. осознал себя поэтом нового поколения, которое потом назовут «шестидесятниками», и громко заявил об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения» (1957).

Мироощущение молодого Е. формировалось под влиянием изменений в самосознании общества, что были вызваны розвінчуванням «культа личности» И. Сталина. Их Евтушенко почувствовал раньше и острее других. Отсюда сквозные для него мотивы возрождения жизни, в которое возвращаются люди «из долгого отлучения от нас» (стих, присвяч. Я. Смелякову).

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Евтушенко пишет собственный портрет, вобравший духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Ключевые полярные понятия лжи и правды - времени, судьбы, искусства - становятся при этом фундаментальной основой гражданской позиции поэта как позиции социально-активного движения. Его углублением в последующие годы станут не только стихи и поэмы, но и отважные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинств литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Такими являются многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским, Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов - генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, поддержка Е. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича. И это, и многое другое имел в виду председатель КГБ В. Семичастнов, заявляя, что Евтушенко «опаснее десяти диссидентов», и Ю. Андропов, сигнализируя в политбюро ЦК КПСС о «антисоветскую поведение» поэта.

Полемический вызов, который Евтушенко уже во время своих первых дебютов отважно бросил идеологическим, пропагандистским, моралістичним постулатам сталинизма, встревожили официальную критику. Неприятием тогдашней властью была встречена прозаическая «Автобиография «Евтушенко, опубликованная во французском еженедельнике «Экспрессо» (1963), Участники пленума правления СП СССР под руководством О. Корнейчука хором обвиняли поэта в идейном ренегатстві, в клевете на советский строй и советскую литературу. Взаимоотношения Евтушенко с критикой - тема особая и часто драматична. Поэт прав, сетуя на повышенную страстность к себе. Справедлив он и в том, что про себя сказал «значительно более резкого, чем все мои критики, вместе взятые».

Свой идейно-нравственный кодекс поэт не раз называл кодексом гражданственности («Поэт в России - больше, чем поэт...») и недекларативно подтверждал стихами, опубликование которых, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и общественной жизни: «Бабий Яр» («Бабий Яр», 1961), «Наследники Сталина» («Наследники Сталина», 1962), «Танки идут по Праге» («Танки идут по Праге», 1968), «Афганский муравей»(«Афганский муравей», 1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не имели характера единовременного политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает в стихотворение «Охотнорядець» (1957).

Стихотворение «Наследники Сталина» не только закономерно завершает «антикультівські размышления» молодого Евтушенко, «и о пути в прошлое России, и о сегодняшней ее», но и перебрасывает мостик к середине 80-х pp., которыми датированы стихи, которые знаменуют последние завершающие расчеты со сталинским прошлым: «Похороны Сталина», «Дочь комдива», «Еще не поставленные памятники», «Вдова Бухарина». Открытый, резкий протест против оккупации Чехословакии и колонизаторской войны в Афганистане под лицемерным, демагогическим лозунгом «интернационального долга» подготовлен действительно интернациональными стремлениями поэта, который выстрадал на ближних и дальних дорогах мира твердое убеждение: «Несчастье иностранным не бывает». Одновременно это и позиция настоящего патриота, который умеет, как сказано в стихе нач. 70-х pp. «Возрождение», «глазами чеха или венгра взглянуть на наши штыки» и устыдиться их во имя любви к родине.

В результате частых путешествий, иногда очень далеких - русским Севером и Заполяр'ям, Сибирью и Дальним Востоком - в творчестве Евтушенко появлялись как отдельные стихотворения, так и большие циклы и сборники стихов. Немало впечатлений, наблюдений, встреч стали сюжетами поэм - широта географии целенаправленно развивает в них эпическую всеохватность замысла и темы. Творческим импульсом к созданию «Баллады о браконьерстве» (1963) стала встреча с «властелином Печоры» - образцовым главой передовой рыболовной артели, чьи героические показатели в работе достигнуты хищническим истреблением рыбного богатства края. Здесь потребительское, варварское отношение к природе поднят до уровня общенародного бедствия, экологическое браконьерство осмысленное как браконьерство экономическое, социальное, духовное. Такой первый, содержательный пласт баллады. Второй созвучен тогда же написанной «Балладе о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта « и о шефе жандармов» - протест против стимулированных хрущевскими встречами с интеллигенцией расправ над молодыми писателями, художниками, кинематографистами, композиторами, чьи «жабры» ломаются об «чертовы эти ячейки» идеологических сетей.

Тематическое, жанровое, стилевое раВНОобразие, которое отличало лирику Евтушенко, в полной мере характеризует и его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС»(«Братская ГЭС», 1964) - не единственные полюса. При всей их художественной неравнозначности, каждая из 18 поэм Евтушенко имеет свою индивидуальность. Как не близка к «Братской ГЭС» поэма «Казанский университет» («Казанский университет», 1970), она при общей эпической структуре имеет собственную специфическую своеобразие. Недоброжелатели поэта со злорадством ставят в вину Евтушенко уже сам факт написания ее к 100-летию со дня рождения В. Ленина. Между тем, «Казанский университет» - не юбилейная поэма о Ленине, который, собственно, появляется лишь в двух последних главах (всего их 17). Это поэма о передовые традиции русской общественной мысли, «пропущенные» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, свободомыслия и свободолюбия.

В российскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» («Ивановские ситцы», 1976) и «Непрядва» («Непрядва», 1980). Первая - более ассоциативная, вторая, написана к 800-летию Куликовской битвы, - событийная, хотя в ее образную канву, вместе с эпическими картинами повествовательного плана, что воспроизводят далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, объединяющие прошлое и современное.

На виртуоВНОм сочетании голосов публики, увлеченной захватывающими зрелищами - быка, обреченного на смерть; юного, но уже пораженного «ядом арены» тореро, который должен, пока не погибнет сам, снова и снова «убивать по долгу», и даже пропитанного кровью песка на арене - построена поэма «Коррида» («Коррида», 1967). Ее гуманистический пафос сконцентрировано выражен и в финальном монологе старого испанского поэта, который воспринимает мир как всеобщую, непрерывную корриду. Через год «идея крови», что волновала Евтушенко, проникает и в поэму «Под кожей статуи Свободы» («Под кожей статуи Свободы»), где в единую цепь кровопролитных трагедий соединены убийство царевича Дмитрия в древнем Угличе и президента Джона Кеннеди в современном Далласе.

Среди сюжетных рассказов о человеческих судьбах можно выделить поэмы «Снега Токио» («Снег в Токио», 1974) и «Северная надбавка»(«Северная надбавка», 1977). В первой поемний замысел воплотился в форме притчи о рождении таланта, что освободился от пут незыблемого, освященного вековым ритуалом семейного быта. Во второй - обычная жизненная быль вырастает на собственно русской почве и, поданная в потоке будней, воспринимается как их достоверный отпечаток, содержит много привычных, легко узнаваемых подробностей и деталей.

Синтезом эпики и лирики отличаются развернутые во времени и пространстве политические панорамы современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» («Мама и нейтронная бомба», 1982) и «Фуку!» (1985). Иногда органичность синтеза нарушается избыточным риторизмом и гасловою патетикой, публицистикой и нараторською многоязычием.

Для каждой поэмы Евтушенко находит свою формальную доминанту, что не исключает, однако, богатство и раВНОобразие форм и внутри каждой отдельно взятой поэмы. Так было еще в «Братской ГЭС», а затем и в «Казанском университете», в целом выдержанной в классических традициях русского стиха. Притчеподібна поэма «Снег в Токио», повесть в стихах «Голубую Сантьяго» («Голубь в Сантьяго», 1978), поэма «Мама и нейтронная бомба «написаны верлибром. В поэме «Под кожей статуи Свободы» Есть. захватило экспериментальное сочетание собственно поэтических разделов, выдержанных в разных ритмах, и разделов, написанных ритмизованной прозой. Эксперимент оправдал себя, был закреплен в поэме «Фуку!».

В поэтическом словаре Евтушенко слово «застой» появилось еще в середине 70-х pp., то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон «перестройки». В стихах кон. 70-х - нач. 80-х гг. мотив душевного беспокойства, расстройства с «застойной» эпохой выступает одним из доминирующих. Ключевое понятие «перестройка» появится чуть позже, но ощущение безысходности «доперебудовного» пути уже руководит поэтом. Поэтому закономерно, что он стал одним из тех первых энтузиастов, которые не просто приняли идеи «перестройки», но и действенно помогли их воплощению. Вместе с академиком А. Захаровым, А. Адамовичем, Ю. Афанасьевым Евтушенко выступал как один из сопредседателей «Мемориала», первого массового движения российских демократов. Как общественный деятель, который стал впоследствии народным депутатом СССР, Евтушенко боролся против цензуры и диктата КПСС. Как публицист, активизировал свои выступления в демократических изданиях. И, как поэт, выразил себя в стихах 2-ой пол. 80-х гг.: «Пик позора», «Перебудовникам перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея». Последний - и о литературное бытие, в котором назревал раскол СП СССР, чья монолитное единство оказалось одним из фантомов пропагандистского мифа, что исчез вслед за «гекачепістським» путчем в августе 1991 г.

В 90-х pp. поэтическая активность Евтушенко несколько ослабла. Объясняется это не только длительной преподавательской работой в США, но и более интенсивными поисками в других жанрах и видах искусства. Еще в 1982 г. он предстал в качестве романиста, первая попытка которого - «Ягодные места» («Ягодные места») - вызвала разные, от безусловной поддержки до резкого неприятия, оценки и отзывы. В развернутой панораме действий, которые свободно перемещаются, как это было в политических поэмах, во времени и пространстве, проступает тема, которая особенно волнует Евтушенко, - связь времен и поколений, их духовная преемственность. Второй роман - «Не умирай прежде смерти» («Не умирай прежде смерти», 1993) с подзаголовком «Русская сказка» - при всей калейдоскопічності сюжетных линий, раВНОобразии героев, имеет своим стержнем драматичные ситуации эпохи «перестройки». Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга Евтушенко «Волчий паспорт» («Волчий паспорт», 1998).

Итог более чем 20-летней исследовательской работы Евтушенко - издание на английском в США (1993) и русском (1995) языках антологии русской поэзии XX века. «Строфы века» («Строфы века»). Основательная работа, достойная внимания и поддержки, - поразительно, и не единственное свидетельство огромного вклада Евтушенко в дело пропаганды русской поэзии, была встречена, однако, в России негативно, обычно, поэтами, которых обошел составитель, или чье творчество представлено не столь широко, как бы им хотелось.

Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, создавал радио - и то-лепередачі, сам выступал с чтением стихов.

Для Евтушенко присущ абсолютно не любительский и не дилетантский интерес к кино. Начало его кинотворчества можно датировать появлением «поэмы в прозе» Я - Куба» (1963) и к/ф М Каматозова и С. Урусевського, снятого по этому сценарию. В фильме С Кулиша «Взлет» («Взлет») (1979) поэт снялся в главной роли - К. Циолковского. По собственному сценарию «Детский сад» поставил одноименный к/ф (1983), в котором выступил и как режиссер, и как актер. В такой же триединой качестве сценариста, режиссера и актера выступил в к/ф «Похороны Сталина» («Похороны Сталина», 1990).

Произведения Евтушенко переведены на 72 языка мира. Издано более 80 книг его стихотворений; из них более 20 книг переведены на языки народов бывшего СССР; около 10 книг, публицистических статей и литературно-критических эссе, два романа, две повести - «Пирл-Харбор» (1967) и «Ардабиола» («Ардабиола.», 1981), 2 рассказа, 5 киносценариев, пьесы для театра и 170, включая отдельные книжные издания,переводов со многих языков мира. Еще одна грань раВНОстороннего таланта Евтушенко - персональная фотовыставка «Невидимые нити»(«Невидимые нити»), которую демонстрировали в 14 городах бывшего СССР, Италии, Англии.

О жизни и творчестве Евтушенко написано более 300 общих работ, сотни статей и рецензий в отдельных сборниках; почти 100 - о поэтические переводы; 200 - о язык и стиль поэта; почти 100 произведений поэта были положены на музыку.

Газетные и журнальные публикации стихов, датированные 1992-1996 гг.; «Стихи из последней книги», помещенная в роман «Не умирай прежде смерти», книгу «Поздние слезы»(«Поздние слезы», 1995), эксклюзивное издание «Бог бывает всеми нами...» («Бог бывает всеми нами ...») и поэма «Тринадцать» («Тринадцать», 1996) свидетельствуют о том, что в «постперебудовну» творчество Евтушенко вплетаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарованности. Его творческий мир - самый точный, безотказный сейсмограф общественного состояния общества, сознания и настроений, которые менялись на протяжении лет и десятилетий - от подувів «оттепели» до «перестройки». А дальше - в сегодняшних проблем еще малодосвідченої российской демократии.

Евтушенко - почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук.

Украинский язык отдельные произведения Евтушенко переведены А. Малышко, И. Драч, Г. Зісман, А. Каминчук, П. Засенко, Бы. Вовк, В. Коломиец, А. Кацнельсон и др.



По В. Оскоцьким