ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЕВРИПИД

(бл. 480 или 484 г. до н. э. - 406 г. до н.э.)

ЕВРИПИД - творчество писателя

ЕВРИПИД (ок. 480 или 484 г. до н. э., о. Саламин - 406 г. до н.э., Македонии) - древнегреческий драматург.

Биографические сведения о Эврипида скупы и противоречивы. Он родился на острове Саламине, как утверждают древние «Жизнеописания», днем Сала-минской победы, когда на остров виселилось немало жителей Афин на время нашествия персов. Однако это сообщение подвергают сомнению, добачаючи в нем умышленное стремление связать всех трагіків с Саламінською победой. Более достоверной считают дату 484 г. до н.э., указанную в «Пароській хронике». Аристофан в своей комедии «Женщины на празднике Фесмофорій» утверждает, что матерью Еврипида была перекупка зелениною. Но более поздний биограф Філохор отрицает это. Более надежные источники сообщают, что поэт происходил из знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерія.

Известно, что Еврипид получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора, дружил с философами Архелаем и Продіком, был владельцем большой библиотеки. В отличие от Эсхила и Софокла, более склонен к уединенной творческой жизни, Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не принимал. Однако произведения драматурга содержат многочисленные отзывы на острые вопросы современности. При этом позиция автора, как и его эстетические установки, нередко вступает в полемику с традицией, что вызвало недовольство многих современников. Так, например, Аристофан неоднократно пародировал и высмеивал его трагедии, затрагивая при этом и личная жизнь поэта. К примеру, в уже упомянутой комедии «Женщины на празднике Фесмофорій» Аристофан показал заговор женщин, которые решили растерзать Еврипида за то, что он возводит на них клевету, изображая в своих трагедиях в крайне неприглядном виде. При этом Аристофан намекает на неверность жены поэта и т.д. Вероятно, вследствие этого вокруг Эврипида сложилась крайне неблагоприятная обстановка, за что он в конце концов покинул Афины.

После недолговременного пребывания в фессалійській Магнесии Еврипид поселился в Македонии, где и умер в начале 406 г. до н.э. Злобный молва окружила сплетнями даже смерть поэта: согласно одной версии, он якобы был растерзан собаками, согласно другой - растерзан женщинами (явное влияние комедии Аристофана). Непонятый современниками и оскорблен ими, Еврипид в последующие века снискал славу великого трагика, который подготовил искусство новой драмы.

Известно, что за всю жизнь Еврипид получил лишь пять первых побед (и то одну посмертно), хотя написал и поставил большое количество произведений (ему приписывают от 75 до 98 драматических произведений); до нас же дошло только 18 пьес Еврипида. Лишь некоторые из них могут быть точно датированы и относятся преимущественно к периоду между 408 и 406 гг. до н.э., что совпадает по времени с периодом творчества Софокла; умерли поэты также одного года. Однако их драматургия содержит принципиальные отличия, на которые указывал еще Аристотель в XXV главе своей «Поэтики». Здесь он приводит слова, которые якобы сказал сам Софокл, о том, что «лично он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, какими они есть». Это мнение в определенной степени может служить ключом к пониманию новаторства Эврипида.

Действительно, Эсхил, а впоследствии - Софокл, предоставили трагедии высокого героического характера: центральные положительные персонажи выступали в них идеальными героями, образцами гражданской доблести, носителями моральных добродетелей. В своих произведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемость общественных норм и традиций, воспевавших умение подчинить личные интересы интересам общества, и поэтому их театр воспринимался греками как школа морали, школа воспитания гражданских добродетелей. Зато Еврипид в большей степени отразил наступления кризиса афинской демократии, расписание полисной морали, усиление индивидуализма. Обременительна для афинян Пелопоннесская война затянулась, обострила все противоречия афинского рабовладельческого общества: от противоречий между рабами и свободными до противоречий между Афинами и их союзниками. Сказывался и влияние распространенных на то время философских учений: софистике, моральной философии Сократа, материализма Демокрита. Эти разные по своему содержанию философские течения в своей совокупности будили мнению современников, воспитывали скептическое отношение к предыдущих догм, норм и представлений, утверждали силу и значимость индивидуума.

Закономерно, что в новых исторических обстоятельствах Эврипида интересовала сфера его личной, а не общественной жизни. Согласно такого смещения угла зрения обязательное для трагедии столкновения человека с супротивными силами Еврипид переносит в плоскость человеческой души, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки (а как следствие - несчастья и страдания) у героев обычно вытекают из их характеров. Таким образом, по сравнению со своими предшественниками, Еврипид в большей степени концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героя. Драматург создает целую вереницу раВНОобразных характеров, рисуя различные душевные порывы, противоречивые состояния, открывая их закономерность и неизбежность трагического решения. Зритель присутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себя сложность человеческой природы. Акцент на изображении психологии персонажей приводит к второстепенности драматической интриги. Еврипид уже не уделяет столько внимания построении действия, как, скажем, Софокл, хотя драматические конфликты в его пьесах острые и напряженные. Обратим, например, внимание на начало и конечности его драм. Нередко в прологе Еврипид не только дает завязку трагедии, но и рассказывает наперед ее главный смысл, чтобы в итоге переключить внимание зрителя с интриги на ее психологическое развитие. Приметны также финалы еврипідівських драм. Он пренебрегает естественным развитием и завершенностью действия и поэтому в финале часто предлагает внезапный, внешний, искусственный развязок, обычно связанный с вмешательством божества, которое появляется на специальной театральной машине («еоремі»). Поэтому неслучайно в дальнейшем подобный прием завершения действия стали именовать «deus ex mashina» («бог из машины»).

Самая известная трагедия Еврипида - «Медея» (431 г. до н.э.). На первый взгляд кажется, что драма, как и положено по традиции, написанная на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург выбирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает частную, семейную драму. Перед нами горе одинокой, брошенной женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий. В «Антигоне» Софокла был создан яркий женский характер и присутствовала тема любви (линия Антигоны и Гемона), но как второстепенная и несамодостатня, подчинена выбора гражданской позиции героев. Зато для Медеи ее страсть - основа жизни. В жертву своей страсти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после многих лет совместной жизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низменного расчета:

Поэтому муж мой, что всем для меня был,

Найпослідущим оказалось мерзавцем!

(Строки 228-229, здесь и далее пер. Бориса Тена)

Героиня не считает свой талант исключительным, она высказывает горькие размышления о подчиненную, зависимую судьбу женщины, ее беззащитность и бесправность:

Из всех существ, кто ум имеет и дышит,

Лишь мы, женщины, на свете несчастнее!

Во-первых, мужа мы себе покупаем

За хорошие деньги, и к злу еще хуже зло -

Над телом собственным имеем хозяина.

Поэтому муж, которому дома уже немила все,

На стороне где-то сердцем радуется,

К приятелю прибегнув или товарища,

А ты на одного все - хочешь не хочешь - смотри.

(244-247)

Однако сама Медея согласно природе и целостности своего характера не способна мириться с унижением. С той же силой, что любила, она начинает ненавидеть Ясона и искать способа отомстить ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем. Во время разговора с ним она поняла, как страдает бездетный мужчина, и решает отобрать у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременно направлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой Медея решается на этот шаг. Несколько раз героиня меняет свое намерение, противоречивые чувства борются в ней, и все-таки постепенно страшный намерении вызревает в ней (строки 1020-1080).

К Эврипида преобладала версия, согласно которой детей убивали разгневанные корінфяни, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид позволил осуществить это самой героини, убедительно показав, что, каким бы страшным ни был этот поступок, Медея, которая является натурой гордой, могучей, не способной прощать обиды, могла решиться на него. Зритель не может принять и простить ее поступок Медеи, но понимает, кем и как она была доведена до преступления. Различия с традиционными мифологическими версиями часто встречаются в трагедиях Эврипида. За этим ощутима определенная тенденция: для Эврипида миф - не священная история народа, а материал для творчества. По сути дела, Эврипида ограничивают рамки мифа: новое социально-бытовое содержание его трагедий входит в противоречие со старой мифологической форме. Видимо, Еврипіду нужно было бы отказаться от мифа, но это было бы слишком смелым и решительным нарушением традиции, однако он, безусловно, приблизил разрушение мифологической основы трагедии.

Искусственное положение занимает в трагедиях Эврипида также и хор. Согласно традиции хоровые партии сохранены, но хор не введен в действие органично. Так, например, он присутствует при таких поступках и словах персонажей, которые принято скрывать от посторонних: Медея рассказывает хору о своем намерении убить детей; хор, что ее слушает, поражен и говорит о том, что следует вмешаться, помешать ее намерению, однако, естественно, ничего не делает, иначе не было бы и трагедии. Лирический элемент трагедии, выраженный в песнях хора, теряет в Эврипида прежнее значение, и на первый план выдвигается драматическая игра персонажей, их действия и поступки. Показательно, что согласно этого Еврипид переносит лирическую часть на действующих лиц: он вводит так называемые монодии, арии действующих лиц, которые сопровождались также выразительной пластикой и создавали высокий художественный эффект.

Большое значение в трагедиях Эврипида имеют монологи и диалоги. Нередко это диалог-спор, диалог-поединок. Э. любит словесные состязания в речах героев, выявляют их сущность. Речь Эврипида приближена к разговорной и лучше приспособлена к живых диалогов. Наиболее яркие монологи встречаются, опять же, в «Медее». В некоторых из монологов Еврипид разоблачает ложную аргументацию софистов-ловкачей (строки 522-576). Многочисленные отзывы Эврипида на современные философские течения создали ему репутацию «философа на сцене».

Примечательным является также изображения богов в трагедиях Эврипида. Чувствуется скептицизм относительно них, унаследованный от софистов. Так, герой трагедии «Беллерофонт» принимает решение убедиться, существуют ли боги, и с этой целью взлететь на небо. Сомнения же его связаны с характером жизни на земле: избытком насилия и лжи. Однако немало действий богов Еврипид также изображает как такие, что противоречат морали. Так, Афродита губит Ипполита и Федру из чувства мелкой личной злобы, а Артемида не спасает своего любимца, а только утешает его перед смертью (трагедия «Ипполит»), Гера насылает на Геракла безумие и делает его убийцей собственной семьи («Геракл»).

Влияние софістичної философии на творчество Эврипида проявился также в отношении поэта к рабству. Во многих своих трагедиях он вывел на сцену раба, что было новацией («Елена», «Тон», «Гекуба», «Троянки»). В ряде трагедий Еврипид развивает мысль о том, что рабство является несправедливостью и насилием («Гекуба», «Троянки»), что оно противоречит истинной природе людей и чаще всего является следствием лишений жизнь. Э. показывает, что рабство унижает и развращает человека, развивает его дурные наклонности.

Можно сказать, что в творчестве Эврипида наметились два пути для последующего развития драмы:

1. От трагедий «Медея», «Ипполит» и др. - к патетичної, пафосной трагедии, трагедии больших и сильных, иногда патологических пристрастий. Самыми яркими выразителями этой линии станут впоследствии Сенека, Же. Расин и др.

2. От трагедий «Ион», «Елена» и др., где впервые встречаются мотивы утраченной и найденной ребенка и т.п., - к «бытовой» драмы, пьесы с бытовым сюжетом, обыденными персонажами. Через «бытовую» комедию Менандра этот путь ведет к Плавта, а через него к Ж.Б. Мольера и дальше.

Творчество Еврипида имела большое значение для последующего развития мировой драмы: сюжеты, образы, искусство монолога и диалога, своеобразие композиции обогатили мировую драму в процессе ее развития.

В Украине первое знакомство с Эврипидом, с сюжетами из его драм связывается с византийским хронистом Іранном Малалою (VI ст.), произведения которого переводили и распространяли по Киевской Руси еще с XII в. Исключительную роль сыграли здесь популярны сборники афоризмов вроде «Пчоли» (XIII в.), к которым охотно обращались писатели разных эпох, в том числе и Г. Сковорода. Не погас интерес к Эврипида и в новые времена. И. Франко особенно высоко ценил трагедию «Медея», назвав ее гениальным произведением (ст. «Макбет»). Драматическая сцена «Ифигения в Тавриде» написала Леся Украинка. Одноактную оперу по этой драмой скомпоновал К. Стеценко. Отдельные трагедии (прежде всего «Медею» и «Гіпполіта»), а также отрывки из других произведений Эврипида перевел на украинский язык И. Франко, Т. Франко (в рукописи лежат его переводы «Медеи» и «Гіпполіта»), Борис Тен, А. Белецкий, А. Роздольский, Ф. Самоненко, А. Содомора.



M. Никола