ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЭТВУД, Маргарет Элинор

(рожд. 1939)

ЭТВУД, Маргарет Элинор - творчество писателя

ЭТВУД, Маргарет Элинор (Atwood, Margaret Eleanor - нар. 18.11.1939, Оттава) - канадская писательница и критик.

Этвуд - одна из ведущих фигур на мировой литературной арене. Ее произведения переведены более чем двадцатью языками. Несмотря на то, что героинями Этвуд есть женщины, темы ее произведений универсальные: упущенные возможности, нескладені отношения, призраки прошлого в настоящем, неведение и непонимание, осложняющие человеческое бытие. Писательница родилась 18 ноября 1939 г. в Оттаве. В 1961 г. получила степень бакалавра в Торонтском университете, а в следующем году - степень магистра в Колледже Рэдклифф в Кембридже (Массачусетс, США). Преподавала в разных университетах Канады.

Работа отца, энтомолога по специальности, заставляла семью Этвуд забиваться в самые отдаленные, самые безлюднее районы канадского Севера, что оказало решающее влияние на творчество будущей писательницы. В ранних поэтических сборниках, первой своей книге «Двойная Персефона» («Double Persephone», 1961), а также в сборниках «Детская игра» («The Circle Game», 1966; премия генерал-губернатора, 1966) и «Звери этой страны» («Animals in That Country», 1968), Этвуд прославляет мир природы, осуждая зато чрезмерное увлечение материальным миром. Восторженно встреченный критикой, ее первый роман, «Лакомый кусочек» («The Edible Woman», 1969), продемонстрировал умение Е. воспроизводить внешнюю сторону жизни современной женщины. Героиня произведения («лакомый кусочек») чувствует себя жертвой и олицетворяет «среднюю женщину», которую потребительское общество воспринимает как безликую вещь.

В начале 70-х pp. XX ст. Этвуд принимала активное участие в возрождении канадской литературы, будучи редактором издательства «Анансі пресс» и политическим карикатуристом в «левом» журнале «Зис мэгэзин». Ее «Дневники Сюзанны Муди» («The Journals of Susanna Moodie», 1970) стали поэтической обработкой автобиографических очерков, сделанных в 30-х pp. XIX в. первыми поселенцами в провинции Онтарио, ужас которых перед дикой и враждебной глушиною перерастает в конце концов в любовь, хотя и ценой больших жертв. Стихи книги «Как вести себя под землей» («Procedures for Underground», 1970) также выстроены на метафорах «замкнутости». С мрачной въедливостью Этвуд сформулировала свой воинственный феминизм в поэтическом сборнике «Политика с позиции силы» («Power Politics», 1971).

Второй роман Этвуд, «Постижение» (1972), дал повод критике сравнить ее с Дж. Конрадом и Дж. Действий: как и в них, безжалостная и таинственная природа ставит человека (в данном случае женщину) перед моральной дилеммой. Именно тогда, в начале 70-х pp., Этвуд опубликовала новаторское исследование «Выживание: Тематика канадской литературы» («Survival: A Thematic Guide to Canadian Literature», 1972) и поэтический сборник «Вы счастливы» («You Are Happy», 1974), с переработкой гомеровской «Одиссеи», якобы написанной Цірцеєю, что свидетельствовало о стремлении пересмотреть мифологические сюжеты и образы с феминистических позиций.

Роман «Женщина-оракул» («Lady Oracle», 1976) примечателен почти в сюрреалистической манере показанной обжорством и пародированием дешевой псевдоготической романистики. Проблематичный статус женщины стал темой рассказов, которые вошли в сборник «Девушки, которые танцуют» («Dancing Girls», 1977). Неспешное повествование романа «Жизнь до человека» («Life Before Man», 1979) выстроена на событиях внутренней жизни, которые объединены лирическим подтекстом и детально обрисовывают место действия книги - Королевский музей Онтарио.

Общественно-политическая деятельность Этвуд на посту вице-председателя Канадской ассоциации писателей (1980), президента англо-канадского национального ПЕН-центра (1984-1986) и члена организации «Международная амнистия» обусловила ее участие в 80-х pp. в борьбе с тоталитаризмом и цензурой на международном уровне и определила содержание ЕЕ поэтической книги «Правдивые истории» («True Stories», 1981), отразившись также в романе «Телесные повреждения» («Bodily Harm», 1982), действие которого происходит во время политических волнений на одном из островов Карибского моря. В обеих книгах имеющиеся тюрьмы и пытки и звучит убежденность в том, что за существующие беспредел отвечают все люди.

Статьи и рецензии Этвуд составили книгу «Вторичные слова» («Second Words», 1982). Во втором сборнике рассказов «Замок Синей Бороды» («Bluebird's Castle», 1983) художественные приемы из сказочного арсенала подчеркивают жестокость и жіночоненависницьку сущность сказочных образов. На ту же тему (насилие «по половому признаку») писательница размышляет в стихах в прозе, вошедших в сборник «Убийство в темноте» («Murder in the Dark», 1984).

В 1985 г. вышел в свет самое известное произведение Этвуд «Рассказ служанки» («The Handmaid's Tale»). Отзывы прессы были единодушно увлекательными. Как и романы «Этот странный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла, книга стала классикой современной литературы. Колеблясь обозначить ее жанр, книгу трактовали как «фэнтези» на тему будущего, сказку-предупреждение, феминистический трактат. В романе писательница изображает ужасную патриархальную теократию, которую создали мужчины при помощи женщин и которая порабощает тех и других. «Рассказ служанки» принесла Этвуд вторую премию генерал-губернатора (1986) и была удачно экранизирована в 1990 г. Этвуд принадлежат также романы «Кошачий глаз» («cat's Eye», 1988), «Невеста-воровка» («The Robber Bride», 1993) и др. В 2000 г. она получила престижную премию «Букер» за роман «Слепой убийца»(«Wmd Assassin») - семейную сагу, в которую вмонтирован научно-фантастический роман.

После «Избранных стихов»(«Selected Poems», 1976) и нового поэтического сборника «Полнолуние» («Inter-lunar», 1984) вышли в свет «Избранные стихотворения II» (1986), «Избранные стихи. 1966-1984»(1990) и «Стихи Маргарет Этвуд. 1965-1975» («Margaret Atwood Poems. 1965-1975»; 1991). «Утро в згорілім доме» («Morning in the House Burned», 1995), первый поэтический сборник 1985-1995 гг., показала новые источники вдохновения Е.-поэтессы. Она написала также две книжки рассказов «Советы туристу в глуши» («Wilderness Tips», 1991) и «Хорошие кости» («Good Bones», 1992), а также несколько детских книг и телеп'єс.

Этвуд - талантливый фотограф и художник-аквареліст. ее рисунки служат своеобразными иллюстрациями к ее литературных произведений, часто она сама разрабатывает обложки своих книг.



В. Назарец