ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЕСПРОНСЕДА-И-ДЕЛЬҐАДО Хосе де

(1808 - 1842)

ЕСПРОНСЕДА-И-ДЕЛЬҐАДО Хосе де - творчество писателя

ЕСПРОНСЕДА-И-ДЕЛЬҐАДО Хосе де (Espronceda в Delgado, Jose de - 25.03. 1808, Альмендралехо, пров. Бадахос - 23.05.1842, Мадрид) - испанский писатель.

Еспронседа-и-Дельґадо считают величайшим лириком испанского романтизма. Он прожил короткую и бурную жизнь, жизнь революционера и поэта-бунтаря. Еспронседа-и-Дельґадо родился в 1808 г. в семье полковника испанской армии. Учился в мадридском колледже Сан-Матео, который возглавлял поэт и сторонник французского Просвещения А. Листа. Писать стихи начал в юном возрасте. Еще в колледже Еспронседа-и-Дельґадо вступил в тайное общество «ну-мансійців», названное так в честь героического города, которое не покорилось римским завоевателям. После разоблачения общества Еспронседа-и-Дельґадо арестовали и заточили в монастыре в Гвадалахаре. Находясь в заключении, он написал поэму «Пелайо» («El Pelayo»), в которой воспел борьбу иберийцев за свободу отечества.

Вскоре Еспронседа-и-Дельґадо удалось бежать в Португалию. В Лиссабоне он встретился с юной замужней женщиной Терезой, дочерью генерала-эмигранта, и вместе с ней перебрался в Лондон. Пребывание в Лондоне положило начало его знакомству с поэзией Дж. Н. Г. Байрона, которая во многих моментах определила направление творчества Еспронседа-и-Дельґадо. Пламенный поборник свободы, Еспронседа-и-Дельґадо отстаивал не только интересы собственного народа: он сочувственно относился к борьбе поляков против российского самодержавия, и даже хотел участвовать в этой борьбе, а в 1830 г. Еспронседа-и-Дельґадо был на баррикадах Июльской революции в Париже.

После революционного Парижа Еспронседа-и-Дельґадо с группой эмигрантов попытался проникнуть в Испанию и снять там восстание, но эта попытка оказалась неудачной. Амнистия позволила Еспронседа-и-Дельґадо вернуться в Испанию, где он стал вождем оппозиции, боевым журналистом и депутатом парламента. Умер писатель в 34 года от болезни горла.

Еспронседа не сразу нашел свой поэтический путь. Первый период его творчества совпал с годами эмиграции. В то время художественная манера поэта только формировалась. Он выступал как последователь X. Мелендеса Вальдеса и гражданской поэзии просветителей. Политическая лирика Еспронседа-и-Дельґадо, созданная в этот период, имеет патриотический и антифеодальный характер. Это касается, в первую очередь, таких его стихотворений, как элегии «Отечество», сонета «На смерть Торрихоса и его товарищей», «Гимна солнцу».

Второй период творчества Еспронседа-и-Дельґадо начался в 1833 г. после возвращения на родину. Этот период собственно романтический, и он значительно оригинальнее и значительнее. Обычно исследователи указывают на влияние поэзии Байрона на творчество Еспронседа-и-Дельґадо. Действительно, Еспронседа-и-Дельґадо, как и Байрон; сохранил связь с просветительскими традициями своей молодости. Его позиции, как и раньше, - антифеодальні, антимонархические, сохранил он и заинтересованность материальной, чувственной стороной жизни. На все это нашаровувалися собственно романтические настроения - разочарование в буржуаВНОй цивилизации, печаль и пессимизм. И все же, Еспронседа-и-Дельґадо - поэт, связанный с испанской национальной традицией.

Для понимания мировоззрения Еспронседа-и-Дельґадо важен его стихотворение на историческую тему - ода «Второе мая» («El dos de mayo»).

2 мая 1808 p. - день восстания жителей Мадрида против Наполеона. В этом произведении развернута закончено концепция национально-конк-вольной войны против французов. Еспронседа-и-Дельґадо с пренебрежением отзывается о королевский двор, о королеве и ее любовника, противопоставляя им народ как движущую силу испанского сопротивления. Второй стих «Война «стал откликом на новый этап в жизни Испании, который наступил после смерти Фердинанда VII. Обращался Еспронседа-и-Дельґадо и к борьбе других народов («Прощание греческого патриота с дочерью отступника», «Песня казака» и др.)

Лицемерной, мелочной и подлой цивилизации поэт, как и раньше, противопоставляет свободу. Герой его знаменитой «Песни корсара» («Сапсіоп del Pirata»), который плывет на корабле по бурным волнам, выражает свой символ веры такими словами:

Мое сокровище единственный - бригантина...

Закон мой - сила и ураган,

Один у меня бог - свобода,

Моя отчизна - Океан!

(Пер. Л. Первомайского)

Образ корсара навеян поэзией Байрона, в частности, его поэмой «Корсар».

В своем творчестве Еспронседа-и-Дельґадо обращался и к описанию современного ему общества, особенно ярко это прослеживается в таких его стихотворениях, как «Преступник, приговоренный к казни», «Палач», «Нищий». Эти произведения внутренне связаны между собой. Как видим, в зрелой лирике Еспронседа-и-Дельґадо отрицание феодальной тирании и гнета переплетается с романтической критикой буржуаВНОй цивилизации. Романтического характера не лишена и любовная лирика Еспронседа-и-Дельґадо, ориентирована на земное, чувственное («Харіфі, во время оргии», «Вакхічна песня» и др.)

Еспронседа-и-Дельґадо был автором двух поэм - «Саламанский студент» («El estudiante de Salamanca», 1839) и неоконченной поэмы «Мир - дьявол» («El diablo mundo», 1840).

«Саламанский студент» - романтическая поэма, написанная под непосредственным влиянием творчества Байрона, но в то же время она обозначена национальным своеобразием. Действие поэмы происходит в знаменитом университетском городе Сала-манка. ее герой - студент Феликс де Монтемар - демонический характер, отважная и дерзкая человек, который презирает людей и бросает вызов Богу; он соблазняет женщин и убивает на дуэлях мужчин. Погибает соблазнена ним Эльвира, погибает на дуэли ее брат Диего, который хотел отомстить убийце своей сестры. Но перед убийцей появляются видива; похоронная процессия, где хоронят убитого им дона Диего и его самого, дона Феликса; тени умерших; красивая незнакомка, которая оказывается скелетом и т.д. В финале поэмы главного героя забирает дьявол. Отталкиваясь от испанской литературы, которая уже в XVIII в. создала образ блюзніра и амораліста, Еспронседа-и-Дельґадо переосмыслил его в духе романтической поэзии XIX в. Феликс где Мольтемар имеет нечто общее и с байронівським Каином: он не только блюзнір, но и человек, который хочет приравняться к Богу. Но концепция Е-и-Д. лишь в общих чертах совпадает с концепцией «Каина». Развивая традиции испанской литературы, Е-и-Д. видит конфликт в том, что человеческий разум бессмертен, а человеческая плоть слаба и смертна. И именно поэтому гордый человеческий разум обречен.

Поэма «Мир - дьявол» не закончена. В том виде, в котором дошла до нас, она создает хаотичное впечатление. К тому же она несовершенна - наряду с замечательными эпизодами в ней встречаются и художественно слабые и незаконченные стихотворные эпизоды. И все же, это самый глубокий и самый значительный произведение Еспронседа-и-Дельґадо.

Поэма написана как подражание «Фаусту» И. В. Гете. Еспронседа-и-Дельґадо хотел выразить в ней свое представление о мире, свою концепцию жизни. Во вступлении говорится о том, как демоны вырвались из своей тюрьмы и носятся над миром. Эта власть демонов над человеческой жизнью и миром и составляет содержание поэмы.

Поэма начинается рассказом старика, который заключает прожитую жизнь и размышляет о смысле бытия и назначении человека. Когда старик засыпает, перед ним появляется гений жизни, который призывает не падать духом и жить естественно. Как и Фауст, герой становится молодым. Он превращается в первобытного Адама, «естественном человеке», которая еще не подверглась влиянию цивилизации.

Еспронседа-и-Дельґадо сталкивает своего героя с владельцем квартиры доном Леборіо. Это буржуа, который больше всего боится бунта и анархии. Он возмущен Адамом, который ходит голым и нарушает таким образом буржуазную благотворительность. Когда же Адам вышел на улицу, его арестовали. Первое столкновение с людьми убедило героя в том, что люди несправедливы и жестоки. Так начинается его знакомство с жизнью, так он стал на путь развития. Попав в тюрьму, Адам общается с представителем преступного мира, бандитом дядей Лукасом. Его рассказы открывают герою новые грани жизни.

Дочь дяди Лукаса, Саладом, становится возлюбленной героя. Любовь - новая ступень в развитии Адама. Как настоящая женщина, Саладом живет только чувствами. Она довольствуется тем счастьем, которое принесло ей любовь, но Адам не может этим удовлетвориться. Выйдя из тюрьмы, он с бандитской группировкой идет грабить богатый дом.

Концепция поэмы довольно сложная. Еспронседа-и-Дельґадо развенчивает в ней современную ему буржуазную цивилизацию как вульгарную, фальшивую и лицемерную, и современную буржуазную человека как слабую, трусливую и звироднілу. Он противопоставляет им «естественную» человека, голого Адама, сильного и непосредственного, который, знакомясь с цивилизацией, теряет одну иллюзию за другой. Сам Еспронседа-и-Дельґадо не имеет никаких иллюзий. Именно поэтому мир и представляется ему дьяволом.

Особое место занимает в поэме вторая песня, посвященная любимой Еспронседа-и-Дельґадо - Терезе. Это самостоятельный лирический отрывок, который описывает любовь в типичном для романтиков аспекте. Высокая любовь терпит крах при столкновении с жестокой действительностью. Строки, посвященные Терезе, относящихся к лучших лирических произведений всей испанской поэзии.

Более поздние представители испанской литературы (М. де лос Сантос Альварес, М.К. де Альборнос, П. А. де Аларкон) попытались закончить поэму «Мир - дьявол», однако достичь уровня Еспронседа-и-Дельґадо им не удалось.

Украинский язык отдельные стихи Еспронседа-и-Дельґадо перевели Л. Первомайский и Г. Литвинец.



По А. Штейном