|
ЭСХИЛ
(525-456 до н. э.)
ЭСХИЛ
Выдающийся древнегреческий драматург, по общему признанию, «отец трагедии» Эсхил жил и творил в период становления афинской рабовладельческой демократии. По свидетельству античных ученых, он родился в Элевсине близ Афин в аристократической семье. Принимал активное участие в войне греков против агрессивной персидской деспотии, проявил незаурядное мужество в битвах при Марафоне, где был раненым, при Саламине, где греки нанесли поражение огромному персидскому флоту, и Платеях. Кстати, в эпитафии, написанной в себе самом, Эсхил ни слова не говорит о себе как трагического поэта, а упоминает лишь о свою воинскую доблесть:
Здесь Эсхила Афинского, Евфоріонова сына,
Гелы плодородная земля тело его приняла.
Вспоминает гай Марафонский отвагу его, то же и племя
Длинноволосых міфян - в битве познали ее.
В то же время его мировая слава связана именно со служением музе трагедийного искусства - Мельпомені. Писать Эсхил начал после двадцати лет, но успеха добился только после сорока.
Почти всю жизнь Эсхила связано с Афинами, славу которых он отстаивал мечом и пером и оставлял лишь дважды - его поездки были связаны с Сицилией. Впервые он поехал туда в 470 году до н. есть.- на приглашение сицилийского тирана Гиерона для постановки своей трагедии «Персы», которая перед этим с успехом прошла в Афинах. Туда же он наведался и в конце жизни после успешной постановки тетралогии «Орестеї» в 458році до н. есть. Там он и умер в городе Геле, где и похоронен. На надгробном камне чудом сохранилась вышеупомянутая автоепітафія.
О смерти Эсхила существует легенда, согласно которой он знал от оракула, что погибнет от удара с неба. Чтобы избежать случайного падения на голову какого-нибудь предмета в городе, он отправлялся в поле и там обдумывал и писал свои произведения. И убежать от судьбы ему не суждено. Как-то орел, держа в когтях черепаху, искал скалу, о которую можно было бы разбить панцирь своей жертвы. Поскольку Эсхил был лысый, то орел ошибочно воспринял пою голову за блестящий камень и выпустил из своих когтей черепаху просто на поэта.
За свою жизнь Эсхил создал около 70 трагедий и 20 сатирических драм. Театральные представления в Афинах происходили в форме дра-Климатических турниров на Дионисийских праздниках: Больших (городских) Дионисиях, которые продолжались больше недели (март); Малых (сельских) Дионисиях (декабрь) и Ленеях (февраль). Если на Великих Дионисиях драматические поэты выступали со своими новыми произведениями, то на Ленеях относились уже известны трагедии.
На соревнования обычно допускались три драматурги, которые представляли свои произведения в форме тетралогій (три сюжетно связанные трагедии и одна сатирическая драма с сатирико-юмористическим смыслы). Имя поэтов согласно полученных мест и названия всех части представленных тетралогій викарбовувались на мраморной стеле - дикаскалії, которая устанавливалась после определения победителей вблизи театра в месте, посвященном Дионису. Наиболее Почетным, безусловно, считалось первое место. Эсхил завоевывал его 13 раз, что свидетельствует о чрезвычайно высокий уровень его драматургического мастерства.
Именно Эсхил сформировал канон древнегреческой трагедии, предоставил ей пафоса гражданского и морально-философского звучания, ввел много новшеств, благодаря чему она приобрела государственного значения в жизни Греции классического периода. Какой же была есхілівська трагедия, что ее наследовали и развивали впоследствии выдающиеся мастера этого жанра Софокл (496-406роки к н. есть.) и Еврипид (480/84-406 года до н. э.)?
Действие в трагедии разыгрывалась между хором, который состоял из 12 или 15 хоревтів, то есть певцов, во главе с корифеем (запевалой) и актером (протагонистом). Эсхил ввел второго актера (девтерагоніста), что в определенной степени ограничило хор и сделало развитие действия более напряженным и динамичным. Софокл, опираясь на опыт Эсхила, ввел третьего актера (тритагоніста). Эсхил же ввел типичную для древнегреческой трагедии форму трилогии - три сюжетно связанные между собой трагические события, обязательно почерпнутые из мифологии. Единственным исключением в истории древнегреческой трагедии трагедия самого Эсхила «Персы», посвященная современной автору события - Саламинского битве ( 480 год до н. э.), в которой он принимал активное участие. «Персы», постановщиком (хорегом) которой был будущий прославленный вождь Афин Перикл, заняла на Дионисиях 472року до н. есть. первое место.
Волнующие и злободневные для своего времени проблемы человеческой судьбы в столкновении с неумолимым роком, неотвратимость наказания за преступления против божественных указаний, против Правды и Справедливости, единство греков перед нашествием персидской агрессии могли быть решены только в форме трилогии. Эмоциональная напряженность трагических событий в течение трех драм требовала психологической разрядки, следовательно Эсхил, как впоследствии Софокл и Еврипид, завершает свои трилогии веселой сатирической драмой.
Каждая классическая древнегреческая трагедия начиналась с пролога, в котором актер или актеры извещали зрителя о следующую действие и о том, что ей предшествовало.
Затем на сцену (орхестру) выходил хор и, построившись четырехугольником лицом к зрителям, исполнял первую песню, которая называлась пародом. До конца действия хор оставался на сцене и участвовал в действии как коллективный актер и чрезвычайно эмоциональный резонер и комментатор событий. После пароду шли епісодії, то есть похожи на современные акты или действия, в которых хор принимал участие наравне с актерами, что придавало спектакле высокой эстетической многокрасочности (диалоги, полные мудрых изречений, афоризмов, острот; музыка и певчие и пластично-подвижные вмешательства хора) и психологического напряжения. Каждый епісодій, которых было четыре или пять, сопровождался стасимом - торжественной песней хора без актеров. Завершалась трагедия ексодом - заключительной песней хора и его торжественным выходом из орхестры. В некоторых трагедиях (особенно у Эсхила) ексодові предував коммос - возвышенно-речитативная песня хора вместе с актерами, в которой оплакувалась трагическая судьба героев и говорило им соболеВНОвания.
Итак, есхілівська трагедия имела сложную сюжетно-композиционную и эмоционально-психологическую структуру, насыщенную актуальными для своего времени проблемами и смыслами. Поэтому не удивительно, что она производила очень большое впечатление на зрителей, привлекая их к миру высоких поступков, чувств, страстей и страданий и очищая их от всего обыденно-низкого и рядового. Это очищение через сострадание к трагической судьбе легендарных героев Аристотель назвал катарсисом.
Это качество присуще всем трагедиям Эсхила, потому что именно он основал ряд мощных и монументальных образов - Прометея, Ореста, Кассандры, Клитемнестры - носителей чрезвычайных судеб, неслыханных страстей и несокрушимых характеров, которые стали вечными спутниками человечества.
Из всего количества написанных им трагедий до нас дошло только семь. Это «Персы», «Благальниці», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный» и единственная трилогия, которая сохранилась полностью, «Орестея» («Агамемнон», «Жертва у гроба», «Эвмениды»).
Трагедии «Персы» (472рік до н. э.), «Благальниці» (год написания неизвестен) и «Семеро против Фив» (467рік к н. есть.) относят к ранним трагедиям ораторного типа, в которых главную роль еще играет хор и герои имеют в основном статический характер. В «Персах» - единственной трагедии на современный сюжет - Эсхил осмысливает историческое значение победы греков над персами и прославляет патриотизм и мужество своего свободолюбивого народа. Интересно отметить, что апофеоз могущества Афинского государства, демократического устройства жизни греков достигается за счет рассуждений и высказываний представителей проигравшей стороны - матери персидского царя Ксеркса Атосси и вызванной ею тени своего умершего мужа царя Дария.
В «Благальницях» и «Семеро против Фив» Эсхила обращается и древности. В основе первой трагедии - миф о бегстве Даная со своими 50 дочерьми от нежелательного брака с 50 сыновьями Египта, брата Даная. Убежища и спасения они умоляют в аргосского царя Пеласга, который после совета с аргосцями берет их под свою защиту. Вторая трагедия рассказывает об одном из эпизодов проклятии, тяготеющем над родом фиванских царей. Полиник, один из сыновей жестоко наказанного за проступки своих предков царя Эдипа, приводит под стены Фив шестеро своих друзей с войском, чтобы вернуть власть, которой незаконно лишил его брат Этеокл. В этой борьбе за власть гибнут оба брата. Трагедия, являясь своеобразным откликом на греко-переські войны, одновременно несла в себе главную идею эсхиловской творчества - столкновение человека с роком и неотвратимость наказания для всех членов рода, причастного к преступлению Против Правды и Справедливости.
Эта же идея, дополненная идеей восхваления афинской державы, ее іаконів и форм демократического правления, положенная и в основу трилогии «Орестея» (458рік до н. э.). Она реализуется на материале еще одного мифа о род, над которым тяготеет проклятие,- род Атридів. Сын Атрея, запятнанного ужасным преступлением - угощением своего брата мясом убитых им же сыновей брата детей, Агамемнон, вождь всего греческого войска под Троей, после возвращения домой погибает от руки своей жены Клитемнестры (Агамемнон»). Сама Клитемнестра, в свою очередь, погибает от руки собственного сына Ореста, который, выполняя волю Аполлона, выступает мстителем за отца. Преследуемый страшными богинями мести Ериніями, Орест оставляет Аргос («Жертва у гроба»), убегает сначала в храм Аполлона в Дельфах, а потом, по совету того же Аполлона, в Афины, где с помощью богини Афины получает оправдание и примирение с Ериніями, которые отныне становятся милостивыми богинями («Эвмениды»).
Самой известной и самой признанной трагедией Эсхила считается «Прометей прикованный», который является частью трилогии, куда входили «Прометей вогненосний» и «Освобожденный Прометей». Очевидно, трилогия была написана в 469 году до н. есть. Трагедия «Прометей прикованный» рассказывает о наказании, которому Зевс подверг могучего титана за то, что тот из сострадания к людям, лишенным Зевсом разума и света знаний, похитил с Олимпа огонь и передал его людям для пользования.
В монологе Прометея предстает впечатляющая картина его цивілізаторської миссии:
Я же им, детям неимущим, разум дал,
Я наделил их мудрой розважністю...
Не знали ни плотничать, ни осонених
Домов из кирпича, а в земле селились.
Языков многочисленная мошкара, где-то в темноте
Пещер глубоких, недоступных солнцу.
И определенной еще не было приметы в них
Для холодных зим и цветущих весен,
И золотого лета плодоносность.
Весь труд их был без смысла. Таинственный восток
И запад зрение небесных объяснил я им.
Из всех наук изобрел самую выдающуюся,
Науку чисел, еще и письмен премудрость
И творения дал им память - это праматерь муз.
Короче говоря, «от Прометея - все у людей умения». Именно этого Зевс и не может простить титана, не смотря на то, что Прометей не только помог Зевсу завоевать власть в борьбе с предыдущим поколением титанов, но и «распределил почетной судьбы дары» среди новых богов. Он приказывает своим слугам Власти, Силе и Гефеста (который сочувствует титановые, но не осмеливается противостоять воле Зевса) приковать Прометея к скале в далекой горной пустыни, оставив его без пищи и воды, и насылает своего орла ежедневно долбить его ребра и вырывать печень.
Зевс готов помириться с Прометеем при условии, что тот откроет повелителю богов тайну его возможной потери Олимпийского престола, тайну, которой владеет провидец Прометей. Но горд и непреклонен титан, несмотря на угрозу еще более жестоких страданий, несмотря на уговоры сочувствующих сестер Океанид и титана Океана, отвергает любые компромиссы с Зевсом, в котором он видит жесткого и несправедливого тираны. Не из гордости Ьсваволі Прометей не идет на примирение с Зевсом, а из духа протеста против несправедливой, античеловечной и деспотичной поведения Олимпийца.
В изображении Эсхила Прометей является первым богоборцем и тираноборцем. «Скажу откровенно,- заявляет титан,- всех богов ненавижу, за доброе злым они мне отблагодарили», и он же гордо бросает Гермесу, который уговаривает его покориться, что ему лучше быть прикованным к скале, чем быть вечным прислужником Зевса. Всей системой художественных средств: трагическим молчанием Прометея, когда над ним издеваются Зевсу слуги, верностью своей идее служения людям, гуманизмом, тираноборством, физической и душевной несгибаемостью, афористичностью высказываний - Эсхил возвеличил образ несхитного титана и показал его победу над, казалось бы, непреодолимой силой Зевса.
Прометей стоит первым в величественном ряду вечных спутников человечества. К нему обращались на протяжении прошлых веков выдающиеся писатели и мыслители: Гете, Байрон, Шелли, Шевченко, Леся Украинка. В частности, Леся Украинка почтила образ Прометея за то, что он просветил людей «не словом, а добром», а Шелли писал: «Прометей предстает как тип высшего морального и умственного совершенства, который подчиняется самым чистым и бескорыстным побуждением, что ведут к найблагороднішої цели».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Боннар Андре. Трагедия Эсхила. Рок и справедливость.- М., 1958.- Кн. 1.;
2. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии.- М., 1978.;
3. Грант Майкл. Классическая Греция.- М., 1998.
|
|
|