ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЭСХИЛ

(525 - 456)

ЭСХИЛ - творчество писателя

ЭСХИЛ (525 до н. э., м. Элевсин - 456 до н. э., о. Сицилия) - древнегреческий драматург.

До Эсхила собственно драматический элемент уступал в трагедии лирическом элементу: трагедия имела форму диалога актера с хором, причем лирические партии доминировали. Эсхил ввел в трагедию второго актера, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объем партий хора.

О жизни Эсхила известно не слишком много. Родился он в аттическом селении Элевсина, его семья принадлежала к старинному аристократическому роду. В юности был свидетелем свержения тирании и демократических реформ Клисфена; в зрелом возрасте Эсхил вместе со своими братьями принимал активное участие в войне против персов. Его брат Кінегір умер от ран, полученных во время Марафонской битвы. Другой брат, Аміній, командовал кораблем, который начал бой близ острова Сала-мин. Сам Эсхил принял участие во всех трех важнейших сражениях греко-персидской войны; Марафонской (490 до н. э.), Саламинского (480 до н. э.), под Платеями (479 до н. э.). Небось, что свои заслуги как гражданина и воина Эсхил ценил выше за поэтические достижения; по крайней мере в его эпитафии, которую, как считают, он сам же и создал, о победах на поэтических соревнованиях не упоминается, зато говорится о «славную доблесть» «Эсхила, сына Евфоріона», о которой могут рассказать и «Марафонский роща», и «длинноволосый мідієць».

Драматическую деятельность Эсхил начал в 500 г. до н. есть. Но только через 14 лет (484 г. до н. есть.) он одержал свою первую победу в драматических состязаниях. В течение следующих лет Эсхил еще 12 раз побеждал своих соперников. В 470-460 г. до н. э. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом. И хотя, по греческой традиции, обычно ставились драмы живых авторов, однако после смерти Эсхила для него сделали исключение и его трагедии в дальнейшем продолжали показывать в афинском театре. Считается, что Эсхил создал не менее 80 драматических произведений, однако из этого богатого наследия сохранились только 7 трагедий, которые были написаны в течение двух последних десятилетий его творчества. Точные хронологические даты известны только для двух трагедий - «Персы» (472 г.), «Семеро против Фив» (467 г.) - и трилогии «Орестея» (458 г,), в которую вошли трагедии «Агамемнон», «Хоефори», «Эвмениды». Все трагедии, за исключением «Персов», написанные на мифологические сюжеты, которые Эсхил позаимствовал в основном из «кіклічних» поэм, нередко приписывались Гомеру. Таким образом, не случайно, по свидетельствам древних авторов, Эсхил называл свои произведения «крохами от шумного пиршества Гомера».

Трагедия «Персы», наиболее ранний среди точно датированных произведений Эсхила, построенная на историческом материале, рассказывает о поражении персидского флота вблизи о. Саламин. Действие трагедии разворачивается в Сузах. Хор состоит из старейшин города, которые направляются к дворцу. Их беспокоит длительное отсутствие царя Ксеркса, который во главе большого войска отправился в Грецию. Пока Ксеркс в походе, страной руководит его мать Атосса. Она сообщает хоровые о том, что ей приснился дурной сон, а хор советует ей умолять о помощи тень покойного мужа Дарья. В то же время хор рассказывает Атоссі о Греции, характеризуя греков как свободный народ: «Никому они не служат, не подвластны никому». Эту характеристику впоследствии также подтвердит вестник, который появится во дворце с уведомлением о Ксерксову поражение: греки одержали победу, несмотря на то, что их военные силы были незначительными. Пойнята сожалением царица спрашивает: «можно ли эти Афины разрушить?» И вестник отвечает ей: «Нет, ибо доблестные мужи их защищают». Таким образом, Эсхил вкладывает в уста врагов приятные для афинян слова, поэтому легко представить, какую патриотическую гордость вызвала эта сцена в сердцах слушателей. В финале трагедии появляется Ксеркс, который оплакивает свое несчастье. Эсхил показывает его жертвой чрезмерной спеси и нерозуму, что решился нарушить закономерный мировой порядок. В победе греков автор видит поддержку богов, которые одобряют строй эллинской государственности.

Величайшим произведением Эсхила является «Прометей прикованный». Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобожденный Прометей», «Прометей-вогненосець», а также неизвестной нам сатирівської драмы. Однако сохранилась лишь трагедия «Прометей прикованный», в которой говорится о наказании титана. Перед Е. к образу Прометея обращался Гесиод (VII в. до н. э.), который основал критическую традицию в интерпретации образа Прометея, подчеркивая, что тот достигал своей цели с помощью хитрых козней, дважды обманув Зевса. А впоследствии за это был наказан и он сам, и люди, на которых пал гнев властителя Олимпа. Зато Эсхил противопоставил такой критической интерпретации образа Прометея интерпретацию апологічну. Есхілівський Прометей выступает как первооткрыватель всех достижений цивилизации: он не только научил людей использовать огонь, но и открыл для них счет и письменность, науку строительства жилья и кораблей, приручение диких животных и добыча полезных ископаемых. Прометей предстает не только как олицетворение цивилизации, а также и как всеведущий знаток мира. В процессе развертывания действия он подает пространные географические экскурсы, содержащие основные сведения об тогдашний мир. Прометей - провидец, и он знает о страданиях, на которые его осудит мстительный Зевс, но сознательно идет навстречу большой опасности ради людей:

Сознательный грех, сознательный, не зрікаюся, -

Помігши смертным, я себя на муки дал.

(Пер. Бориса Тена)

Однако, тяжело страдая, Прометей держит в собственных руках орудие своего освобождения (ему обещана свобода в обмен на тайну, которая угрожает власти Зевса). Гордый титан соглашается на это лишь при условии немедленного освобождения и покаяние Зевса. В трагедии, которая сохранилась до наших дней, не показан процесс примирения, последующие события развивались в трагедии «Освобожденный Прометей». Зато из сохраненного фрагмента тетралогии в мировую культурную традицию вошел образ непокоренного мученика, человеколюбца, противника деспотии, защитника идеи гордой, свободной личности. Есхілівську интерпретацию образа Прометея продолжили и обогатили поэты последующих эпох: И. В. Гете, Дж. Н. Г. Байрон, П. Б. Шелли и др.

Весомое место в драматургической наследии Эсхила принадлежит трилогии «Орестея» - единственной, сохранившейся до наших дней. В первой ее части («Ага-мемнон») автор дает своеобразную трактовку темы Троянской войны. Победитель Агамемнон и его родственники не испытывают настоящего триумфа от победы, слишком большими оказались жертвы и разрушения. Царя угнетают мрачные предчувствия, которые усиливаются неистовыми пророчествами Кассандры, пленницы Агамемнона. Она предвещает череду кровавых событий в аргоському дворце. Поэтому в лагере победителей разворачивается трагедия: Клитемнестра, жена прославленного вождя Агамемнона, которая сначала устроила мужчине-победителю пышную встречу, впоследствии убивает его во внутренних покоях дворца. Свой поступок она оправдывает, ссылаясь на родового демона мести, который давно преследует дом Атридів. В различных аспектах развивая тему родовой мести, Есхілвисуває на передний план проблему личной ответственности за содеянное. Во второй части трилогии «Хоефори» («Те, что приносят жертвы на могиле») Клитемнестре и ее сообщнику и любовнику Егісфу придется заплатить за убийство Агамемнона и узурпацию власти. Клитемнестра будет особенно тяжело, ведь в роли мстителя выступает ее собственный сын Орест.

Образ Ореста - самый яркий и самый трагический в драме. Это образ мстителя невольно, который с необычайным внутренним болью решается казнить мать и свою очередь расплачивается за содеянное. В третьей части трилогии «Эвмениды» («Милостивые») Орест страдает от преследования страшных Эриний, богинь кровной мести. Спасти его от их гнева может только богиня Афина, но она отказалась от единоличного решения. На холме, посвященном богу Аресу, в своем городе - Афинах - собирает мудрая дочь Зевса судилище, которое должно цивилизованно рассматривать дела о кровопролитии, - Ареопаг. В заключительной части трилогии изображена борьба двух сторон в Ареопаге: Аполлона, который побудил Ореста к мести, и самого Ореста, с одной стороны, и Эриний - с другой. Эринии защищают свое право мучить Ореста, поскольку он пролил родную, материнскую кровь, а взамен Клитемнестра убила мужа, который принадлежал к другому роду. Аполлон же защищает мужское, отцовское право: Клитемнестра совершила страшное преступление, убив мужа, главу семьи и отца собственных детей, за что сын справедливо наказал ее. Приговор принимают голосованием, причем решающим становится голос самой Афины, которая прислушалась к аргументам Аполлона. Афина также утоляет гнев недовольных приговором Эриний. Она приглашает их поселиться в пригороде Афин и принять подобие новых богинь, дарующих плодородие земли, мир и согласие; следовательно граждане чествуют их под новым именем Эвменид («Благостных»). Трилогия завершается торжественным походом Эриний-Эвменид до их нового жилища на земле Аттики.

Как видим, в своеобраВНОй драматической форме Эсхил передал важные исторические процессы: ожесточенную борьбу между матриархатом и патриархатом, утверждение новых, демократических институтов, которые укрепляют авторитет государства, освященный о-тегуванням самой богини Афины. «Орестея» - поздняя трагедия Эсхила, характеризуется возросшим мастерством автора, который, вероятно, уже испытал влияние новой драматургии Софокла. Это оказалось во внедрении в действие третьего актера, обогащении пластики персонажей, более динамичному развитию событий. Несмотря на то, что Эсхил несколько сократил партии хора, подчинив их драматическому аспекту трагедии, однако они продолжают играть важную роль в его пьесах. В «Эвменидах» хор Эриний представляет одну из сторон конфликта. В «Хоэфорах» хор постоянно побуждает к действию Ореста. И наконец, совершенно особую роль играет хор в «Агамемноні». Хотя здесь он не является действующим лицом, но зато создает выразительное фон для развития действия. Благодаря песням хора, предчувствие будущих событий растет с каждой сценой и готовит зрителя к катастрофе. В каждой из есхілівських трагедий можно найти выразительные, метафорические партии хора, интересны также их внутренним перегукуванням.

Драматургия Эсхила была весьма популярной как во времена античности (Аристофан, Энной, Сенека), так и в новейшую эпоху, особенно в XIX-XX вв. Нашим современникам весьма актуальной представляется «Орестея», в которой поднимаются такие «вечные» проблемы, как выбор между долгом и родственным чувством, необходимость личной ответственности за принятое решение, осознание пагубных последствий войны как для победителей, так и побежденных. Заметным событием в культурной жизни стала постановка «Орестеї» режиссером Франсуа Роше (Швейцария) в октябре 1991 г., в которой приняли участие талантливые актеры разных национальностей: норвежцы, россияне, американцы, швейцарцы и др. Комментируя свой спектакль, Ф. Роше писал: «Наши проблемы - это типичные проблемы «конца века»: этика обветшала, искажена и требует обновления. В «Орестеї» я вижу средство ее обновления, ибо это один из основополагающих мифов нашей культуры, основа демократии».

Украинский язык отдельные произведения Эсхила перевел Борис Тен.



M. Никола