ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЕШЕНБАХ, Вольфрам фон

(1170-1220)

ЕШЕНБАХ, Вольфрам фон - творчество писателя

ЕШЕНБАХ, Вольфрам фон (Eschenbach, Wolfram von - ок. 1170-1220) - немецкий поэт-мінезингер.

Биографические данные о Эшенбаха является довольно скупыми и не всегда точными. Поэт происходил из малоимущего баварского рыцарского рода. Родовым поместьем фон Ешенбахів был, очевидно, небольшой замок Вільденберґ, расположенный неподалеку от Ансбаха. Ешенбах был неграмотным, не умел ни читать, ни писать, однако стал одним из самых оригинальных поэтов Средневековья. Не будучи старшим сыном, он вынужден был сам апаштовувати свою судьбу, поэтому решил стать странствующим рыцарем-миннезингеров. Миннезингеры (дословно «певцы любви») - представители немецкой средневековой рыцарской поэзии, возникшей в Германии во второй половине XII в. под влиянием прованских трубадуров; они воспевали рыцарская любовь и крестовые походы, служение Богу и сюзерену, пытались согласовать рыцарское (светское) и религиоВНОе мироощущение.

Как свидетельствуют произведения Эшенбаха, он побывал в разных местах Германии, пока не нашел себе постоянного пристановиська при дворе знаменитого покровителя певцов, художников и ученых тюбингенского ландграфа Германа. При дворе Германа Э. жил приблизительно с 1200 г. и до самой смерти своего покровителя (1215 г.). В это время там проживал еще один выдающийся немецкий мінезингер - Вальтер фон дер Фогельвейде. Ешенбах продолжал оставаться при тюбінтенському дворе и с приходом наследника Германа - Людвіго Святого, в крайнюю бережливость которого он не без упрека намекает в своих произведениях. Вероятно, уже в это время Ешенбах женился, в браке он прижил нескольких детей. Умер Ешенбах прибл. в 1220 г и был похоронен в Ешенбасі, где еще в XVII в. можно было видеть в одной из церквей его надгробный камень, украшенный родовым гербом.

Выдающимся произведением Эшенбаха является стихотворный рыцарский роман «Парціфаль» («Parzival», 1198 - 1210, вид. 1783). Это масштабное произведение (ок. 25000 стихов), полон глубокого смысла. Среди источников романа Ешенбах вспоминает стихотворный роман выдающегося французского писателя К. де Труа «Персеваль», а также произведение прованского поэта Киота (Гюйо), который до нашего времени не сохранился. Однако Ешенбаху удалось создать вполне оригинальный и самостоятельный роман. Он углубил мотив Св. Грааля, который выступает у него волшебным камнем, принесенным ангелами с неба, что дает людям вдохновение, силу и блаженство (у К. де Труа Св. Грааль - это дароносица, у автора поэмы «Иосиф Аримафейский» Г. де Борона - это чаша с Тайной вечери, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа). Ешенбах называет Грааль «райским даром», «достатком земного блаженства», он хранится в замке Мулсальвеш. Отважные рыцари-тамплиеры служат королю Грааля, в обязанность которого входит не только защита Мунсальвеша, но и помощь людям, которые жаждут его поддержки. Именно к людям и их земных нужд обращена в Эшенбаха легенда о Граале.

С Граалем связано повествование о Парцифаля, сына короля Гамурета. Основу романа составляет его удивительное жизнеописание. Мать воспитала Парцифаля в лесу, запретила своим подданным рассказывать ему о рыцарях и их обычаи, чтобы сын не повторил горькой судьбы Гамурета, который погиб во время крестового похода. Юный Парцифаль впервые услышал от матери слова о Боге, узнал, что Бог - это свет и верность, начал стремиться к свету, но еще не знал путей, что ведут к нему. Однако кровь Гамурета заговорила в нем, когда он встретил рыцарей и отправился к замку короля Артура. По дороге он совершил немало подвигов, а впоследствии снискал славу непобедимого и добродетельного рыцаря. Сложным был жизненный путь Парцифаля. Из неопытного сына природы он становится совершенным рыцарем короля Артура, а впоследствии - королем Грааля. Столкнувшись с человеческими страданиями, он понял, что истинное предназначение человека заключается не в соблюдении куртуазных заповедей, а в служении высоким моральным идеалам. Парцифаль возглавил братство тамплиеров, для которых поклонение Граалю означало активную проповедь нравственной чистоты и человеколюбия.

Немецкий композитор Г. Вагнер среди действующих лиц оперы «Тангейзер» (1845) вывел Эшенбаха как певца высокого благородной любви. По мотивам его романа Вагнер написал оперы «Парцифаль» (1882) и «Лоэнгрин» (1847).

После «Парцифаля» Ешенбах создал две поэмы - «Тітурель» («Titurel») и «Віллегальм» («Willehalm»). Обе они были созданы между 1212 и 1220 гг. и остались незаконченными.

Поэма «Тітурель» - это две стихотворные фрагменты, которые сохранились до наших времен. В них речь идет о любви Сігуни и Шіонатуландера, которые фигурируют в «Парцифалі». Название поэмы происходит от имени короля Грааля Тітуреля, деда Анфортаса, который упоминается в начале первого фрагмента. В этом отрывке писатель рассказал о том, как зародилась любовь в юных сердцах и как Шіонатуландер совместно с королем Гамуретом отправился на Восток. Второй фрагмент посвящен обстоятельствам, непосредственно предшествовавшие гибели юного рыцаря. Поэт хочет рассказать о великой любви и о связанном с ним большое горе.

Поэма «Віллегальм» была написана на предложение ландграфа Германа и имела воспеть графа Вильгельма Аквитанского - одного из соратников Карла Великого, который освободил от сарацин южную Францию, умер в 812 г. в монастыре и был причислен к лику святых. Поэма Эшенбаха является переделкой французской героической поэмы «Алісканс» (1165), которая была посвящена Гільйому. В «Віллегальмі»говорится о том, как сарацины высадились на юге Франции, как доблестный Віллегальм потерпел сокрушительное поражение у Алісканса и как ему, наконец, удалось одержать победу над могущественными врагами. Прославляя подвиг рыцарей, совершенный во имя веры, чести и отечества, Ешенбах далек от проповеди расовой ненависти и религиоВНОго фанатизма. Герой поэмы гуманно обходится с пленными язычниками. Он также предохраняет от ограбления трупы сарацинских королей и заботится о том, чтобы язычники были похоронены в соответствии с их религией, а его жена - сарацинка Гібурк, которая приняла христианство, призывает воинственных рыцарей всегда «щадить творения Божьи», потому что Бог, которому они служат, есть Бог любви, милосердия, верности и доброты.

Ешенбах писал также любовные песни. До нашего времени дошло восемь его песен, в которых воспевается супружескую любовь; пять из них относятся к жанру альбы, «утренней песни».



Есть. Васильев