ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЭМЕРСОН, Ралф Волдо

(1803 - 1882)

ЭМЕРСОН, Ралф Волдо - творчество писателя

ЭМЕРСОН, Ралф Волдо (Emerson, Ralph Waldo - 25.05.1803, Бостон, Массачусетс - 27.04.1882, м. Конкорд, шт. Гэмпшир) - американский писатель и философ.

Эмерсон родился в семье униатрианского пастора. В освященном традициями Бостоне семья Емерсонів была одной из найстаровинніших. их дом стоял на площади неподалеку от места, где родился Б. Франклин. А за тем, отпрыску такого почтенного рода с самого детства приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось восемь лет, умер отец. В течение длительного времени вдова с детьми находилась на содержании церковной общины старой Кирпичной церкви Бостона. Воспитанием Ралфа занималась его тетя, Мэри Моде Эмерсон. Она увещевала племянника, рекомендовал ему книги, которые следует прочитать, развивала его разум. Убеждена кальвіністка, Мэри Эмерсон одновременно хорошо разбирался в священных книгах Востока и придерживалась весьма оригинальных взглядов, которые, несомненно, повлияли на формирование ума и души юного Эмерсона.

Семья жила в невыносимых лишениях. Одним из страшных последствий нищеты стали туберкулезом - от этой болезни умерли двое младших братьев Ралфа. Сам он на протяжении нескольких лет также находился в опасности и выжил, по его собственным словам, лишь благодаря сосредоточенности на своем внутреннем мире и полном равнодушии к болезни. Ранние дневники Эмерсона свидетельствуют о том, что в юности он с головой погрузился в самоанализ - видимо, сказалось пуританское воспитание, которое развивало особое внимание к внутренней жизни, а также то, что Е. был очень застенчивым, неуверенным в себе юношей.

В 1821 г. он поступил в Гарвардский университет, но не снискал особых успехов на студенческой ниве. Университетская система казалась Эмерсону слишком холодной и рационалистической, поэтому юноша отдавал предпочтение самообразованию. В эти годы он прочитал Платона, М. де Монтеня, И. Ньютона, Э. Сведенборґа, Ф. Шлегеля, мадам де Сталь. Произведения этих авторов в значительной степени повлияли на формирование его убеждений.

После окончания университета Эмерсон выучился на униатрианского священника и в течение десяти лет проповедовал во Второй церкви Бостона. За это время было написано более 160 проповедей, часть которых опубликована в книге «Говорит молодой Эмерсон». В них воссоздан путь борьбы и сомнений, который в конце концов побудил молодого священника к решению отказаться от священнического сана и навсегда разорвать отношения с официальной религией. Официальная церковь подавляла Эмерсона духовной неволей, которую она навязывала человеку и которая чувствовалась даже в либеральной среде унітаріянства. Романтический дух Эмерсона бунтовал против плиткого рационализма, на котором основывалось унітаріянство. С утверждения собственного права на нонконформизм Эмерсон начал борьбу за национальную духовную независимость.

Окончательный переворот в его взглядах произошел в 1832 г. Пытаясь преодолеть свои мировоззренческие сомнения, он отправился в горы Нью-Гэмпшира до Ітена Крофорда. После длительных мучительных раздумий Эмерсон сделал выбор, который определил его дальнейшую судьбу. «Кто жаждет стать человеком, должен обладать самостоятельностью духа, - писал он позже. - В конечном итоге священной является только одна вещь - неповторимость твоего собственного духовного мира». Этот центральный постулат емерсонівської философии получил название «доверия к себе».

В январе 1833 г. Эмерсон впервые отправился в Европу. Это была своего рода побег, вызванная желанием побыть наедине с самим собой, выбрать новую сферу деятельности и, возможно, встретить единомышленников среди европейских романтиков. Но личные встречи с В. Вордсвортом, С. Т. Колріджем и В. С. Лендором разочаровали Эмерсона. Гость из США сблизился только с Дж. В. Карлайлом. их дальнейшее переписка длилась много лет. Но самым сильным впечатлением от Старого Мира оказались памятники культуры и парижский Ботанический сад с его коллекциями птиц, животных и насекомых, которые так наглядно иллюстрировали «тождество самых отдаленных друг от друга явлений природы».

С юношеских лет ньютонівські «Основы» были настольной книгой Эмерсона, благодаря которой он сформировал свое представление об благоустроенный, гармонично устроена Вселенная, которым руководят одни и те же законы материального и духовного. С точки зрения Эмерсона современная ему наука подтверждала мысль о существовании единых законов, выражением которых стали открытые учеными законы физики и биологии.

Вернувшись на родину, Эмерсон поселился в маленьком городке Конкорд. Он купил дом вблизи Кембриджской залога, вступил в брак с Лидией Джексон из Плимута и начал заниматься лекторской деятельностью. Эмерсон обладал незаурядным ораторским талантом (собственно, его врожденное красноречие свое время сыграла не последнюю роль в выборе проповідницького специальности). Ступив на путь «доверия к себе», он продолжал проповедовать, но теперь уже только от собственного имени. Постепенно Эмерсон объездил с лекциями всю Америку, и везде его ждал успех. В Конкорде и Бостоне он сделался чрезвычайно популярной фигурой, настоящим пророком Новой Англии.

Национальную славу ему снискали трактат «Природа» («Nature», 1836), обращения в Общество Фи-Бета-Каппа, известное под названием «Американский ученый» («The American Scholar», 1837), и «Речь перед выпускниками Богословской школы»(«Divinity School Address», 1838). Восхищенным современникам казалось, что Эмерсон заново открыл для них мир.

В «Природе» Эмерсон подал краткое изложение своей трансцендентальной философии. «С философской точки зрения, - писал он, - Вселенная состоит из природы и души». Душа каждого человека является частью Абсолютного Духа приобщается к Богу. Природа «имеет краски духа» и предоставляет человеку возможность познавать Бога в ее созерцании. Таким образом, духовный мир человека в перспективе расширяется до размеров Вселенной. Второй важный постулат касается соответствий, существующих между явлениями материального и духовного мира: «Любое природное явление является символом какого-то явления духовной жизни». Идея о единстве законов материального и духовного мира приобретает здесь завершенного вида.

На основании этих исходных данных Эмерсон разработал остальных положений своей философии. При этом он воспользовался идеями Платона и неоплатоников, творчески усвоил индуктивный метод Монтеня и Ф. Бэкона, мистицизм Я. Беме и Э. Сведенборга, философию И. Канта и доктрину немецких романтиков, восточные религиозные учения. Однако его философия основывалась на принципах национального духовного опыта, связанного с пуританской традицией мышления.

Трансцендентальная философия Эмерсона получила дальнейшего развития в его лекциях «О литературной этике» («Literary Ethics», 1838), «Реформатор» («Man the Reformer», 1841), «Трансценденшаліст» («Transcendentalist», 1842), а также в двух книгах «Эссе» («Essays», 1841, 1844). К первой книги «Эссе» входили «Доверие к себе» («Self-Reliance»), «Наддуша»(«The Over-Soul»), «Круги» («Circles») и др. Здесь Эмерсон описывает Мироздание и его законы, проводит общий анализ морального первоистока в человеческих взаимоотношениях. Во второй книге исследуются несколько более специфические проблемы бытия.

Эссе Эмерсон отличались от лекций тщательным шлифованием языка, хотя и сохраняли форму лекций и разговорный стиль. Своей неповторимой писательской манерой Эмерсона отчасти обусловливалось законам построения церковной проповеди, которые он применял. Он продвигается от простых будничных вещей и понятий до подлинных высот духа. Именно такой является структура отдельных предложений и каждого эссе в целом. Эмерсон сочинял свои «пробы» по принципу «саморозширюваного круга», поскольку это, по его мнению, основная форма органической жизни. Емерсонівські эссе сконцентрированы вокруг процесса зарождения мысли. Тема у них развивается постепенно, и складывается впечатление, что читатель и автор вместе приходят к той или иной идее.

«Обращения в Общество Фи-Бета-Каппа», которое О. В. Холмс назвал «Декларацией духовной независимости» Америки, и «Речь перед выпускниками Богословской школы», в которой Эмерсон показал несостоятельность официальной церкви, имели взрывной эффект. Кембриджские теологи на 30 лет закрыли перед Эмерсоном двери Гарвардского университета. Но, с другой стороны, значительно возросло и количество его сторонников. В конце 30-х гг. вокруг Эмерсона сплотились молодые литераторы и мыслители Новой Англии. Впоследствии эту общину начали называть Клубом трансценденталістів. Здесь бывали Г. Д. Торо, Б. Олкотт, Дж. Рипли, Т. Паркер, М. Фуллер, Э. Пибоди, Дж. Вери, К. Кранч, В. Е. Чаннинг-младший и др. Трансценденталісти проводили время в беседах на философские темы, причем разговор они рассматривали как форму искусства. В 1840 г. Клуб начал издавать журнал «Даел», который редактировали М. Фуллер и сам Эмерсон. А Дж. Рипли вскоре организовал фур'єристську общину Брук-Фарм. Трансценденталістський клуб создал в Конкорде атмосферу творчества, настоящей жизни идей.

Почти все трансценденталісти, кроме всего прочего, были еще и поэтами. С 1839 г. Эмерсон помогал издавать стихи молодым авторам, которых он считал надеждой национальной литературы. Эмерсон первым обратил внимание своих сторонников на то, что американский путь в поэзии отличается от европейского. Дело американского поэта - опоэтизировать Америку во всех ее проявлениях, проникнуть в душу своей страны. Необходимо также выразить национальный образ мышления. В эссе «Поэт» («The Poet»), которое вошло во вторую книгу «Эссе», Эмерсон выразил знаменитый постулат о том, что «мысль создает размеры» в стихи. В нескольких других произведениях он развил теорию поэтического «языка факта», основанной на изображении природы как «одеяния мысли». Поэтическая теория Э. сыграла роль катализатора в развитии американской поэзии.

Перу Эмерсона принадлежат два сборника философской лирики: «Стихи»(«Poems», 1847) и «Майский день и другие стихи» («Мау Day and Other Pieces», 1867). Он не считал себя особо одаренным поэтом, и в этом с ним соглашались большинство современников. Английский поэт и критик М. Арнольд считал, что стихи Эмерсона - это скорее проза. Но время подчеркнул их истинную стоимость. В XX в. американский критик P. E. Спиллер писал: «Присуще лучшим произведениям Эмерсона ощущение величия природы, мастерство и отвага визуальных образов, глубокое понимание многозначности поэтического слова делает их автора одним из самых самобытных и самых влиятельных, если не самым совершенным поэтом английского языка».

В 1847 г. Эмерсон второй раз посетил Европу, где о-читал цикл лекций о Платона, Сведенборга, Монтеня, Шекспира, Гете и Наполеона. Впоследствии на основании этих лекций была написана книга «Представникилюдства»(«Representative Men», 1850). Свои впечатления от путешествия Эмерсон изложил в сборнике очерков «Английские черты» («English Traits», 1856). Накануне Гражданской войны Эмерсон обобщил свой лекционный курс в книге «Путь жизни» («The Conduct of Life», 1860). После этого он издал лишь один сборник очерков «Общество и одиночество» («Society and Solitude», 1870) и был замысел написать книгу «Литература и общественные задачи», но завершить ее Эмерсону не удалось. Ее сочинили по мате-ріалами емерсонівських рукописей и выдали («Letters and Social Aims», 1876) его друг Дж. Е. Кеббот и сын Е. Эмерсон.

«Путь жизни» стал вершиной творчества Эмерсона. В этой книге он выступает как философ и как критик общества. Но, противопоставляя «идеальную демократию, основанную на доверии к себе» и «не-участия во зле», американской действительности, он, однако, не теряет оптимизма и сочувственно исследует трудности, которые возникают на большом пути.

Творчество Эмерсона сыграла выдающуюся роль в раз-вития американской культуры. Он обобщил двухсотлетний опыт американцев и провозгласил культурную независимость молодой нации. В трудах Эмерсона укорененные многочисленные особенности американсь-кого национального мышления.

О. Половинкина