|
ЭЛЮАР, Поль
(1895 - 1952)
ЭЛЮАР, Поль - творчество писателя
ЭЛЮАР, Поль (Eluard, Paul автонім: Ґрендель, Эжен Эмиль Поль, - 14.12.1895, Сен-Дени, деп. Сена - 18.11. 1952, Париж) - французский поэт.
Участвовал в Первой мировой войне. Фронтовые впечатления вдохновили Элюара на создание первого сборника стихов «Долг и тревога» («Le Devoir et l'inquietude», 1917). В 1919 г. Элюара сблизился с дадаистами (сб. «Животные и их люди, люди и их животные» - «Les Animaux et leurs homines, les hommes et leurs animaux», 1920; «Примеры» - «Exemples», 1921). В 1922 p. разочаровался в дадаїзмі, а в 1924 г. вместе с А. Бретоном и Л. Арагоном возглавил группу сюрреалистов. В 1930-х гг. находился на антифашистских позициях. В оккупированном немцами Париже Элюара написал поэтические сборники «Открытая книга» («Le Livre ouvert I», 1940), «Открытая книга II» («Le Livre ouvert II», 1942).
В 1942 г. писатель вступил во Французскую коммунистическую партию. Поэтическим знаменем движения Сопротивления стал стих Элюара «Свобода» из сборника «Поэзия и правда» («Voesie etverite», 1942). Название сборника носит программный характер: это лозунг свидетельствует об отказе от Элюара поэтических экспериментов, о страстной и честное воплощение «правды, ничем не прикрытой и очень бедной, и пламенной, и всегда прекрасного», как об этом говорит сам поэт в послесловии к книге стихов «лицом к Лицу с немцами» («Au rendez-vous allemand», 1945).
Стихотворение «Свобода», написанный в начале 1942 p., был напечатан в сборнике «Поэзия и правда» под названием «единое мнение». Произведение Элюара почти молниеносно облетел всю Францию, его переписывали во многих экземплярах и подпольно распространяли, читали во время конспиративных собраний.
М. Балашов, исследователь поэзии Элюара, так определяет идейно-художественные особенности этого стихотворения: «Поэт осмелился двадцать раз повторить в тексте одну-единственную синтаксическую конструкцию, которая непременно заканчивается словами: «Я имя твое пишу». Это многократное повторение и широкий, что на первый взгляд может показаться случайным, диапазон представлений, чувств и вещей, на которых поэт начертал слово «свобода», художественно оправданы и необходимы. Ведь речь шла о свободе, а во время оккупации это была и самая важная общая заветная «единое мнение», к которой патриотов из разных социальных слоев, раВНОго возраста и характеров вели самые раВНОобразные ассоциации идей; мысль, для которой никакое повторение не было лишним».
Элюар - выдающийся мастер интимной лирики. Первые послевоенные поэтические сборники «Лишнее время» («Le Temps deborde», 1947), «Памятное тело» («Corps memorable», 1948) окрашены трагическими мотивами одиночества и страдания, навеянными смертью жены поэта. Выйти за пределы сферы сугубо интимных переживаний Элюара сумел в сборниках «Политические стихи» («Poemes politiques», 1948), «Урок морали» («Une lecon de morale», 1950). Широко известной стала изданная вместе с П. Пикассо книга стихов «Лицо мира» («Le Visage de la paix», 1951). В своей послевоенной творчества Элюар выступал как поэт-гражданин, патриот, борец за мир и прогресс.
В. Луков, В. Триков
|
|
|