ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЭЛИОТ, Томас Стернз

(1888 - 1965)

ЭЛИОТ, Томас Стернз - творчество писателя

ЭЛИОТ, Томас Стернз (Eliot, Thomas Stearns - 26.09.1888, Сент-Луис, штат Миссури - 04.01.1965, Лондон) - англо-американский поэт, лауреат Нобелевской премии 1948 г.

Главные проблемы творчества Элиота - трагизм человеческого существования, духовный кризис в условиях современной антигуманной цивилизации. Модернизм Элиота определялся его позицией, которая основывалась на разочаровании в общественном прогрессе, в моральном потенциале человечества. Поэт создал образ «бесплодной земли», писал об отчуждении человека в здеградованому мире. Глубокий пессимизм и ирония, что перерастает в сатиру, взаимодействуют в его творчестве. Прогнозируя возможную гибель европейской культуры, Элиот находил духовную опору в христианской религии и вере, которые могут стать на пути отчаяния и бездуховности.

Элиот родился в богатой и респектабельной семье, его детство и юность прошли в США. Будущего писателя воспитывали в пуританском духе, поэтому он получил опыт строгой самодисциплины и сдержанности. Элиот закончил школу в Сент-Луисе, в 1906 г. поступил в Гарвардский университет. Увлечение романтической поэзией Дж. Н. Г. Байрона, П. Б. Шелли и Дж. Китса, стихами Д. г. Россетти и А. Ч. Свінберна, которых он подражал в своих юношеских поэтических опусах, сменилось интересом к средневековой литературы. Знакомство с «Божественной комедией» Данте стало одним из важнейших событий в жизни Элиота (1910). В Гарварде Элиот посещал лекции литературоведа И. Беббіта, который произвел на него большой и в значительной мере решающее влияние. Бебби развивал идеи школы «нового гуманизма», отрицавший современную цивилизацию в любых ее формах и проявлениях (демократия, индустриализм, романтизм); именно он посеял в душе Элиота зерно сомнения в ценности романтической традиции, противопоставив ей классицизм. В студенческие годы Элиот, слушая курс И. Беббіта о французскую литературную критику, обратился к книге А. Саймонса «Символизм в литературе», которая открыла перед ним поэтический мир А. Рембо, П. Вердена и Жюля Лафорга, стихи которого, как впоследствии признавался Элиот, произвели на него особенно сильное впечатление.

В период 1910-1912 гг. были созданы и в 1915 г. опубликованы известные стихи Элиота «Песнь любви Дж. Альфреда Пруфрока» («The Love Song of J. Alfred Prufrock»), «Портрет дамы» («Portrait of A Lady»), «Прелюды» («Preludes»), «Рапсодия ветреной ночи» («Rhapsody on a Wind Night»). В первом из них иронично описываются претензии жалкого человека на искреннее чувство. Ироническая точка зрения раскрывается в пародийном использовании мотивов с Данте, В. Шекспира, Дж. Донна, Г. Браунинга, А. Теннисона. Стихотворение является потоком сознания лирического героя. Альфред Пруфрок осознает, что его переживания смехотворны. Стихотворение заканчивается мрачным выводом о ничтожности мечты и неизбежность гибели:

Нас затянет в пучину зеленую

Сонм русалок, в бурую водоросль увитых,

И человеческий голос пробудит нас, чтобы утопить.

(Пер. О. Гриценко)

Глубоким пессимизмом окрашена урбанистическая тема «Рапсодии ветреной ночи». Жизнь города кажется поэту ужасным царством роковой силы, безумным существованием.

Поэзия Элиота сдержанная, даже холодная. В его стихах воспроизводятся позаособистісні чувства людей. В отличие от романтиков, Еліотне высвобождает эмоции, а убегает от них, создавая деперсоналізовану поэзию, в которой нет образа индивидуализированной личности.

В 1914 p. Элиот покинул США. В течение некоторого времени он посещал лекции в Германии, затем в Сорбонне (Франция). В 1915 p. E. прибыл в Англию и поступил в Мертон-колледж в Оксфорде, а позже поселился в Лондоне. Поэтому навсегда остался в Британии. Преподавал, выступал как литературный критик и рецензент, участвовал в издании журнала «Эгоист» («The Egoist»), а с 1922 по 1939 г. издавал журнал «Крайтерион» («The Criterion»). Элиот способствовал литературному становлению молодых поэтических талантов; предоставлял консультации некоторым издательствам. В 1915 г. он женился на Вивьен Хейвуд, но этот брак оказался неудачным. С 1930 г. супруги распалось. В 1947 г. Вивьен умерла, а в 1957 p. Элиот женился во второй раз - его избранницей стала Валери Флетчер.

Раннее творчество Элиота развивалась под влиянием эстетической программы неоклассицизма и імажизму. Основателем этих течений в Англии был философ и поэт Т.Е. Юм, который выступил против романтического искусства. Поэты-імажисти, группировались вокруг журнала «Эгоист», - Г. Олдингтон, X. Дулитл, американец Э. Паунд были сторонниками строгого, точного, обраВНОго стиля и целостного ритмического рисунка стиха. Они восхищались французским, давней итальянской, китайской и японской поэзией. Идеал строгой системы неоклассицизма особенно привлекала Эллиота. Он отрицательно относился к искусству Ренессанса, считая, что оно создало почву для индивидуализма. Образцом поэзии для Э. стали английские «метафизические поэты» XVII в., и прежде всего Дж. Донн. В своих эссе «Эндрю Марвелл» (1921) и «Метафизические поэты» (1921) Элиот сравнивает французских символистов с «метафізиками», замечая, что в своих стихах они (Е. имеет в виду П. Лафорга и Корб'єра) «ближе к школе Донна, чем любой современный английский поэт». Элиот считает, что и классические поэты (Ж. Расин) обладали способностью чувственного выражения мысли, которая так импонировала ему в «метафізиків». Таким образом, Элиот выделяет три особенно близки ему поэтические традиции: метафизическую, классическую и символическую.

В своей поэтике Элиот использует принцип сочетания различных видов искусства - музыки, живописи, кинематографа. В некоторых стихах Элиот отчетливо заметны сатирические элементы ( «Гиппопотам» - «The Hippopotamus», «Суини выпрямившись» - «Sweeney Erect», «Суини среди соловьев» - «Sweeney Among the Nightingales»; все эти стихи написаны в 1920 г.).

Европейскую славу получила поэма Элиота «Бесплодная земля» (The Waste Land, 1922). ее публикация совпала с выходом в свет джойсового «Улисса» и романов М. Пруста из цикла «В поисках утраченного времени». Молодая литературная генерация восприняла поэму Е. как настоящее откровение; читателей поражала глубина выраженного в произведении «социального чувства». Однако замысел Элиота был несколько другим: показать не конкретный исторический момент, а передать трагичность самого естества жизни, трагедийность бытия. В поэме разворачивается тема тщетных усилий и бессмысленных волнений человека, которые одинаково приводят к неумолимой смерти. В ассоциативных образах Элиот воспроизвел свои представления о деградации современного общества, о его упадок и мертвотну сущность.

В первой части поэмы («Погребение умершего») появляется тема смерти; ее ясновидящая предсказывает Созостріс: «Я покажу тебе сам ужас в пригоршне праха». Во второй части («Игра в шахматы») звучит мысль о том, что жизнь похожа на игру - передвижение фигур, изменение ситуаций. Здесь также речь идет о смерти. В третьей части («Огненная проповедь») слышать «костей глухое тарахтение и хихиканье, как угрозу». Слепой прорицатель Тиресий рассказывает о мужчин и женщин, которые не испытали любви. В пятой части («Что нагримів гром») поэт акцентирует тему гибели всего живого. В безводной скалистой пустыне гремит гром, но нет дождя. Люди скованы страхом, словно кандалами. Поэма завершается мотивом безумия и трижды повторенным санскритским словом «schantih» («мир, который выше всякого понимания»).

Поэме присущ міфологізм. Автор использует мифы о святом Граале, о Адониса и Озириса. Обращение к мифу связано со стремлением создать універсалію бытия. Ведущими становятся образы бесплодной земли и долины костей. Стихи Элиота ироничные и мрачные. Они отличаются усложненностью и фрагментарностью формы. Поэма построена на ассоциативном связи различных образов, мотивов, сцен. В поэтическую систему включены штрихи из «Ада» Данте, «Бури» Шекспира. Попадаются фразы на разных языках.

Тема деградации и гибели человека находится в центре поэмы «Полые люди»{«The Hollow Men», 1925): «Мы выдолбленные люди / Мы соломенные незграби / Вместе хитаємось / Председателя наполняет нам солома / Наша речь не значит ничего / Когда шепотом озиваємось к себе / Наш голос как шелест сухой травы/ Которую насквозь продмухивая ветер / Как скрежет лапы крысы / На разбитом стекле / В сухом нашей пивной» (пер. Ф. Невнимательного). Поэма заканчивается пророчеством о конце света, однако автор намеренно рисует апокалиптические мотивы без трагизма:

И именно так кончается мир

Не гуком большим только нытьем.

Содержание некоторых произведений Э. перекликается с характерными явлениями современности. В стихотворении «Кориолан» (1932), написанном по мотивам шекспировской трагедии и бетховенівської увертюры к «Кориолана», создан сатирический образ милитариста, фашистского диктатора. В поэме «Четыре квартета» («Four Quartets», 1943) воплощен религиоВНО-философский взгляд на мир, на жизнь и вечность. Композиция поэмы основывается на представлении о единстве четырех стихий - воздуха, земли, воды и огня, четырех времен года и четырех стадий человеческой жизни. Следовательно, существование приравнивается к смерти. Умирание означает для поэта приобщения к божественному разуму.

В 1930-х pp. Элиот работал в жанре стихотворной драмы: «Скала» («The Rock», 1934), «Убийство в соборе» («Murder in the Cathedral», 1935), «Семейный праздник» («The Family Reunion», 1939).

Еліотвиступав также и в роли литературного критика, анализируя важные теоретико-методологические проблемы, среди которых его особенно интересовали проблема традиции, вопрос о соотношении творческой индивидуальности и традиции. Элиот теоретически обосновывал формализм в литературной критике. Одним из главных принципов Эллиота был отказ от рассмотрения художественного произведения в контексте личности писателя, его биографии. По мнению Элиота, произведение существует независимо от автора, он автономный и выступает самостоятельной стоимостью. Это данность, замкнутая в самой себе. Концепция Элиота стала краеугольным камнем теории англо-американской «новой критики», последователи которого отказываются от социально-исторической интерпретации произведения, настаивая на его имманентной сущности. Главные литературно-критические сборники Элиота: «Священный лес» («The Sacred Wood», 1920), «Польза поэзии и пользу критики» («The Use of Poetry and the Use of Criticism», 1933), «О поэзии и поэтах» («On Poetry and Poets», 1957). Элиот различал несколько типов критики - профессиональную, академическую и критику как раВНОвидность искусства. Себя он считал критиком-поэтом, как, скажем, и С.Т. Колріджата М. Арнольда. Следует заметить, что как критик Элиот гораздо глубже от «неокритиків» и формалистов, его рассуждения, обозначены интеллектуальной проницательностью, и до сих пор не теряют своей актуальности, а ценность многих мыслей и наблюдений Элиота еще надо должным образом осознать.

На украинском языке поэзию Элиота переводили Г. Кочур, Д. Павлычко, И. Драч, В. Коротич, А. Мокровольський, О. Гриценко, Ф. Невнимательный, Ю. Лисняк, М. Стриха, М. Габлевич, В. Диброва, А. Тарнавский и др.



Н. Михальская