|
ЭЛИОТ, Джордж
(1819 - 1880)
ЭЛИОТ, Джордж - творчество писателя
ЭЛИОТ, Джордж (Eliot, George; автонім: Ивенс, Мэри Энн, - 22.11.1819, имение Арбері в Ворвікширі - 22.12.1880, Лондон) - английская писательница.
Элиот вступила в литературу в 1850-1860-х гг. и представляет тот период в развитии английского реализма XIX в., когда он теряет эпический размах и могущество, достигнутые им в творчестве Ч. Диккенса и В. Теккерея, приобретая большей драматичности. Становление Элиот как писательницы связано с ее приближением к группе английских философов-позитивистов. Во главе этого направления, что называл себя «философии факта» и акцентировал внимание на эмпирическом изучении действительности, отказываясь от широких обобщений как собственно философского, так и социального характера, во Франции стоял В. Конт, а в Англии - Г. Спенсер, создатель т. н. «социального дарвинизма», который рассматривал человеческое общество с точки зрения «борьбы за существование» - основного закона растительного и животного жизни, сформулированного в труде Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859). Деятельность Ч. Дарвина, а также публикации его последователя Т. Гексли (деда писателя А. Хаксли) и других естествоиспытателей оказали чрезвычайное влияние на общественную жизнь второй половины XIX в. и отразились в качественных изменениях, возникших также в литературе, мировоззрении и творческой манере новой генерации писателей. С утверждением позитивизма в философии, с успехами естественных наук (открытия клетки, сосредоточение внимания ученых на проблеме наследственности и т.д.) связано становление в литературе натурализма, самым ярким представителем которого стал французский писатель Э. Золя. Зато в Англии натурализм возникает в несколько стриманішій и поміркованішій форме. Одной из его последовательниц стала Элиот, которая выступила как сторонница «умеренного» реализма.
Дочь фермера, которая выросла в зажиточном поместье, она сумела получить хорошее образование и стала одной из самых образованных и нестандартно мыслящих женщин своего времени - своего рода английской Жорж Санд. Она вызвала возмущение своей среды, вступив в гражданский брак с философом и публицистом Дж. Г. Льюисом, одним из умеренных позитивистов, последователей Г. Спенсера. Этот шаг в условиях викторианской Англии требовал незаурядного мужества и наложил определенный отпечаток на его мироощущение. Не менее важной для нее была религиозная проблема. В своем отношении к религии она прошла длительный и нелегкий путь от обращения в христианство через разрыв с его ортодоксальными формами к утверждению идей «религиоВНОго гуманизма».
Определенную роль в развитии его взглядов сыграли переведенные им с немецкого языка книги Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1846) и Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1854). Среди трудов «прикладного» характера следует упомянуть также участие Элиот в редактировании журнала позитивистов «Вестминстерский обзор».
Художественную деятельность Элиот начала в конце 1850-х pp., опубликовав свою первую книгу «Сцены из клерикального жизни» («Scenes of Clerical Life», 1858), в которую вошло несколько самостоятельных произведений, объединенных смешанным жанром романа-очерка.
Программным произведением и одновременно настоящим литературным дебютом Элиот стал роман «Адам Бид» («AdamBede», 1859). Это произведение имеет острый драматический конфликт. Адам Бед, сельский плотник, любит красивую и легкомысленную Хэтти Сорел, служанку с фермы, которую соблазняет молодой помещик Артур Донніторн. Хэтти судят за убийство ребенка. В тюрьме ее пытается утешить методистская проповедница Дина Моррис, с которой, в конце концов, впоследствии женится Адам Бед. Центральная сцена романа - драка Адама с Ар-туром, в котором настоящим рыцарем, защитником чести обиженной девушки выступает простой деревенский ремесленник.
Следующий роман Элиот - «Мельница на Флоссі» («The Mill on the Floss», 1860) - отмечен зрелостью творческой манеры, утонченным психологизмом. Кроме великолепных картин природы, он при-привлекает читателей глубоким драматизмом изображенной в нем ситуации. В семье Талліверів, владельцев мельницы на реке Флосс, сочетаются две наследственные линии: страстных, склонных к мечтательности Талліверів, которые живут преимущественно сердцем (линия отца), и сдержанных, рационально мыслящих и поэтому черствых душой Додсонів (линия матери). Первой линии придерживается героиня романа Мэгги Таллівер, второй - ее брат Том. Безрассудство и непрактичность Мэгги накладывают драматический отпечаток на ее судьбу. Изгнана Томом из дома (она «скомпрометировала» себя в его глазах неосторожным прогулкой с молодым человеком), Мэгги погибает, спасая своего жестокого брата во время наводнения.
Роман 1861 г. «Сайлес Марнер» («Silas Mar-пег») - история ограбленного помещиком ткача, который, между тем, сохраняет сердечность и душевную чулість. Он воспитывает брошенную братом своего обидчика дочь Энни, которая, став взрослой, не хочет возвращаться к отцу и остается среди простых людей и даже выходит замуж за ремесленника.
Второй период творчества Элиот, что приходится на 60-70-е гг., открывается историческим романом «Ромола» («Romola», 1863), местом действия которого становится Флоренция XV в. В центре внимания автора - борьба Савонаролы против Медичи и ренессансной культуры. В этой борьбе принимает участие и главная героиня романа, которую беспокоит тяжелое ста-положение простого народа. Однако нехватка исторического колорита и слишком заметна проекция на современность снижают художественную ценность этого произведения.
Следующий роман Элиот - «Феликс Голт, радикал» («Felix Holt, the Radical», 1866) переносит действие в Англию XIX века. В этой книге писательница подает нелицеприятную критику английского избирательной и парламентской систем.
Самым заметным произведением Элиот позднего периода стал роман «Міддлмарч» («Middlemarch», 1871 - 1872), названный так за наименованием провинциального английского городка, в котором происходит действие. Эта книга имеет «бальзаковский» подзаголовок «Картины провинциальной жизни» и изображает целую галерею местечковых типов: святошу и педанта Кейсобона, талантливого врача и ученого Лідгейта, лицемера Булстрода, а также ряд женских образов, ведущее место среди которых принадлежит Доротеи Брук. ее неудачный первый брак, бракосочетание с Кейсобоном, не может служить источником радости и счастья, а затем в финале Доротея счастливо выходит замуж за Вилла Ладе-слава. Главной проблемой романа является проблема нравственного совершенствования, только на этом пути человек может достичь счастливого и достойного существования. Самым существенным достижением произведения можно считать реализм в воспроизведении неоднозначных характеров персонажей, а недостатком романа является чрезмерный детерминизм, акцентирование на обусловленности судьбы героев наследственностью и средой.
Последним романом Элиот стал гостродраматичний «Даниэль Дэронда» («Daniel Deronda», 1876). Кроме того, она написала несколько пьес, среди которых особенно стоит отметить «Испанскую цыганку» («The Spanish Gypsy», 1868), а также опубликовала несколько сборников очерков и воспоминаний.
М. Воропанова
|
|
|