СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
О чувствах, и не только об этом (за таврами Иоганна Вольфганга Гете «Фауст» и Тараса Шевченко «Катерина»)
Вечные темы любви и предательства нашли свое воплощение во многих произведениях мировой литературы, потому что жизнь в его самых раВНОобразных проявлениях. Потому что Добро и Зло тоже живут рядом, и каждому человеку Бог дал возможность выбирать теки другое, бороться со Злом или воспринимать его под личиной Добра. Говорят, что бывают в жизни такие ситуации, когда нет четкой границы между Добром и Злом. Иногда кажется, что эту границу можно провести, полагаясь на собственную совесть: поступай так, как сердце велит. Но ведь сердце - это не только чувство, это и ответственность перед другими людьми, перед собственной совестью.
Судьба Гретхен из знаменитой трагедии «Фауст» И. Гете во многом схожа с судьбой Шевченковской Катерины из одноименной поэмы. Это девушки-покрытки, которые выросли в обычных семьях, почитали родных, ходили в церковь, мечтали о любви, но ни одна из них не имела представления о том, насколько сильным может быть это чувство. Гретхен с детства придерживается жизненных правил и традиций, работает легко и задорно, потому что понимает, что она - единственная опора в семье. Но чувство любви к Фауста нахлынули на нее словно наводнение, как нашествие. Она не в силах была бороться с ним. Да и как бороться, когда в сомнительную минуту человек, думая о Добре и Зле, возлагается и «поступает так, как подсказывает сердце». Именно так она и поступила, открыла душу Фаустові, не думая о греховности своих поступков. Но в какой-то момент она поняла: «1 вот теперь я грешный!» Но чувства такие сильные, что она не властна противостоять им, хотя наверное чувствовала, что это так не пройдет. И не обошлось: родился внебрачный ребенок, смерть матери и брата, разлука с любимым, осуждение со стороны соседей. Такой впечатлительной натуре, как Гретхен это тяжело выдержать, она сошла с ума.
Похожая судьба и у Екатерины: росла с родителями, не перегружена непосильным трудом, росла, как и большинство девушек из обычных семей. Но произошло то же самое бедствие: «Полюбила москалика, как знало сердечко». Отдалась своим чувствам до конца, бросилась в омут страстной любви, не слушала ни отца, ни матери. И предал любимый человек, уехал и не вернулся, а родители, которые чтили традиции, выгоняют ее с ребенком куда глаза глядят искать отца-москаля. Нашла его Екатерина, и удовольствия мало - прогнал ее москаль-офицер, а на сына и не глянул. Екатерина в отчаянии от такого пренебрежения утонула, одним поступком решив свои проблемы, даже о ребенке на тот момент думала меньше всего, полагаясь на добрых людей, что увидят и подберут ее несчастное дитя.
Обе героини поквитались за свою любовь, такое искреннее и чистое, потому что кроме чувства они больше ничем не руководствовались. Обе выпили до дна чашу горя и слез. Но искреннее раскаяние Гретхен спасло ее душу. Мефистофель считал, что душа девушки навек погибла, но Бог простил ее, и голос с неба ответил Духа Зла: «Спасена!» Возле ворот небесной Фауста встречает душа Маргариты, она ему прощает все и любит так, как и раньше. Ангелы поют про вечную женственность, безграничная любовь и покровительство Богородицы.
Финал произведения Тараса Шевченко - это лишь начало пути раскаяния или духовной гибели, потому Катеринине дитя было спасено, мальчик состояние поводырем у кобзаря. Однажды господин проезжал мимо этих двух несчастных и узнал своего сына, узнал по глазам. И отвернулся. Будет ли его душа спасена? Зависит от него. Ведь покаяние никогда не бывает своевременным или несвоевременным, запоздалым или ранним, оно или есть, или его нет.
И Гете, и Шевченко в своих произведениях показали, каким сложным бывает жизнь, как непросто жить и находиться в гармонии со своими чувствами, окружающим миром. Никто не может быть свободен от ошибок, ибо человеку свойственно ошибаться. И раскаяние возможно лишь потому, что человек является человеком. И люди всегда будут любить и верить в свое счастье, каким бы тяжелым путем не пришлось идти, чего бы не пришлось испытать на этом пути.
|
|