ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА

«Преступление и наказание» - роман о российский капитализм

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время был во многом переломным. Передовая интеллигенция, что ожидала после реформы 1861 года возрождение России, была глубоко поражена и разочарована. Еще больше обострились социальные противоречия, нагляднее стала несправедливость общественного строя. Достоевский сумел укрупнить трагедию героя, и в ней, как в капле воды, отразить целый мир нового общественного строя - капитализма. Главного героя романа волновали близкие всем и вместе с тем трудные вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны жалко существовать, в то время как другие, ограниченные, подлые, глупые, живут в роскоши и достатке? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или властелин мира, что «право имеет» переступить моральные нормы? Не способен ни к чему, или на все способен, что может пренебречь человеческие законы и творить свои - так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Достоевский изображает российскую столицу в пору стремительного развития капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предприятий. Город в романе - не просто фон, оно своеобраВНОе «действующее лицо» - оно душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Достоевский ведет нас туда, где живут его герои. Конечно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в " грязные и вонючие дворы-колодцы, лестницы здесь узенькие, крутые, в помиях. Комнаты угадываются в полумраке. Говоря о социальное положение Раскольникова, автор показывает его «каморку». Достоевский писал, что Раскольников «задавлен бедностью». Можно сказать с большей точностью и обраВНОстью? Или: «изуродованный нищетою», «обременен бедностью». К сожалению, многие сегодня знают, что стоит за этими словами.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход - смерть. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» - с тоской восклицает Мармеладов. Пьяный, падший, полубезумный, он, однако, ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в туберкулезе, что младшие дети голодные и раздетые, а старшая дочь Соня вынуждена продавать себя. Свою исповедь Мармеладов проиВНОсит торжественными словами: «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» Таким, как семья Мармеладных, некуда идти, нівідкіль ждать помощи. Подобные потрясения ждут Раскольникова на каждом шагу. И, подобно Мармеладову, он осознает, что виноват перед матерью и сестрой безмерно. Ведь мать шлет ему последние копейки, а сестра идет ради него на жертву: решается стать женой отвратительного Лужина...

Как печально, что такие безвыходные периоды и жизненные тупики повторяются в нашей жизни! О положении бедных людей начала XXI века, по-моему, надо говорить с такой же болью, как это делал Ф. М. Достоевский. То Ф. М. Достоевский один на всех, то удобнее не видеть, не замечать, как у людей исчезает надежда на нормальную человеческую жизнь?..

Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то поруганную девочку-подростка, отдает последний двогривенний, чтобы не досталась она еще одному мерзавец, который охотится за ней. И вдруг осознает, что все это зря. Его пронизывает мысль о множестве подобных историй, что стали неизбежностью петербургского жизни, о детях , лишенных детства, испорченные юные души, о будущее человечество, которое калечат и развращают сегодня. Раскольников понимает: страдальцы и страдающие бессильны, а мерзавцы-хищники добиваются своего, весь нечеловеческий порядок жизни им способствует. Такой мир, где бродит в поисках выхода знемагаюча сознание Раскольникова. Этот мир так бесчеловечно устроен, что иногда кажется бредом сумасшедшего. Не случайно последнее пережитое им перед преступлением потрясения - это сон. Герой видит себя ребенком лет семи, и его глаза смотрят, как пьяный, краснорожий парень под хохот толпы забивает на смерть маленькую, тощую крестьянскую кобылу. Мы встречались с похожей сценой в стихотворении М. О. Некрасова «О погоде» (1859). Достоевский идет за Некрасовым в изображении торжествующего насилия и смиренного страдания. Раскольников - человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с Мармеладовим, но изменить такими средствами ничего нельзя. Именно в эту пору Некрасов писал:

Надрывается сердце от муки,

Плохо верится в силу добра,

Слыша в мире царящие звуки

Барабанов, цепей, топора...

Развитие капиталистических отношений приводит к росту благосостояния верхов и до обнищания масс населения. Все это заставляет честных людей искать пути преобразования общества. Раскольников пытается найти неопровержимое доказательство справедливости убийства «по совести». Удивительная по своей сути теория, но поймет это Раскольников не быстро и ценой больших страданий. Какие отвратительные типы появляются в обществе вседозволенности - Лужин и Свидригайлов! Получается удивительное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от Лужиних и Свидригайлових, но ложная теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками.

Великий писатель предостерегает нас: если верить, что человечество навсегда разделено на власть имущих и покорных власти, то для угнетенных и страдающих выхода воистину нет. На их покорности, на "их здоровье, крови, костях, к сожалению, всегда будут утверждать свою власть «наполеоны» всех мастей и масштабов.