ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОБНОВЛЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ

ОбраВНОры (по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом»)

У читателей в наше время возникает много вопросов, когда они читают «Кукольный дом» Г. Ибсена. Время другое, люди изменились, ценности нивелированы, с одной стороны, с другой - стало сложнее признать их разумность.

ОбраВНОры вызывает желание сочувствовать этой женщине, удивляться ее беспомощности, понять ее действия, но никак не осуждать ее, как это было во время появления драмы. Сегодня мы пошли гораздо дальше в вопросах семейных отношений, которые не поддаются объяснению и человеческому пониманию (как лучше поступить, какой выход считать правильным).

Фальшь и лицемерие пронизывают домашняя жизнь семьи адвоката Хельмера. Очаровательная и ласковая, всегда оживленная Нора, нежная мать и жена, пользуется вроде обожанием у мужа, окруженная вниманием, но на самом деле она для него только куколка и іграшка. ей «не разрешается» иметь свои взгляды, суждения, вкусы. Окружив жену атмосферой дражніння и сладеньких шуток, адвокат Хельмер никогда не говорит с ней о чем-то серьеВНО. Жизнь этой милой и симпатичной женщины сложное, а «хозяйкой» дома ее назвать нельзя.

Чтобы спасти мужа, что заболел туберкулезом в первый год брака, и отвезти его, по совету врача, на лечение в Италию, Нора тайно одалживает деньги у ростовщика и впоследствии ценой тяжелого труда выплачивает их. Но по закону того времени, что унижает женщину, она не могла одолжить деньги без поручительства супруга. Нора поставила под векселем имя своего тяжело больного отца, что якобы поручился за ее платежеспособность, то есть, с точки зрения буржуаВНОго правосудия, пошла на подделку векселя. Дочерняя и супружеская любовь толкнула ее на «преступление» против закона. Ростовщик Крогстад терроризирует Нору, требует места в банке, директором которого назначен ее муж, в противном случае грозится бросить Нору в тюрьму. Смертельно боясь разоблачения, Нора вынуждена играть счастливую женщину, веселую куколку. Она все еще надеется на диво. ей кажется, что ее муж, «сильный и благородный человек», спасет ее, поддержит в беде. Вместо этого адвокат Хельмер, получив письмо Крогстада, свирепствует, обещая жене страшное, полное унижений жизнь. С его точки зрения, она преступница, он запрещает ей общаться с детьми, чтобы она не могла «испортить их».

Нора Ибсена в совсем не такая простая, как может показаться. Часто она подыгрывает мужчине. Особую роль в драме играет доктор Ранк. Или Нора любила этого человека? Трудно сказать, но она не может взять деньги у врача, который только что признался ей в любви, на которое она не в состоянии ответить. В пьесе есть еще один женский образ - фру Линне. Это абсолютно самостоятельная, привыкла к самопожертвованию и тяжелой работы женщина. Она вынуждена была выйти замуж за нелюбимого, чтобы содержать больную мать и младших братьев. После смерти мужа работала и кормила всю семью. Она жертвенно забыла о себе, бросила Крогстада, которого любила. Фру Линне испытывает постоянную потребность заботиться о ком-то, думать о близких людях; она возвращается к Крогстада, чтобы заботиться о нем и его четырех детей, что остались без матери. Сегодняшнему читателю этот образ ближе и понятнее, чем обраВНОры.

В пьесе Ибсена происходит странная вещь: одна женщина бросает собственных детей, чтобы найти себя, а другая, что уже нашла себя, берет ответственность за чужих детей. Похоже, что борца за эмансипацию женщин с Ибсена не получилось, но им написана пьеса-дискуссия о семье, о женщинах, за что ему и спасибо. Последними словами Норы, что оставляет «кукольный дом», становится ответ на вопрос мужа: можно еще все изменить в их отношениях? «Для этого нужно, чтобы произошло самое удивительное чудо... Такое, чтобы ты и я изменились... Чтобы наша жизнь вдвоем могло стать жизнью истинного супружества».

Письмо Крогстада, в котором отказывается от иска, возвращает душевное равновесие только адвокату. Он снова называет жену ласковыми именами: она снова его «куколка» и «птичка». Нора прерывает этот поток нежностей, давая свою оценку тому, что происходит: их брак - это не союз равных, влюбленных людей: их брак был простым сосуществованием.

Нора считает, что, прежде чем быть женой и матерью, она должна стать человеком. Она уходит от мужа, оставляя троих детей. Окончание пьесы - это диалог мужчины и женщины, который объясняет поведение и решения Норы.

На упреки мужа: «Какая неблагодарность! Или ты не была здесь счастлива», - Нора отвечает: «Нет, только веселая. Я была здесь твоей куколкой-женой, а дети были моими куколками». Она спрашивает мужа, почему тот не защитил ее. Хельмер искренне удивляется: «Но кто же пожертвует честью даже ради любимого человека?» - «Сотни тысяч женщин жертвовали, - возражает Нора и с горечью добавляет: - Мне стало ясно, что все эти восемь лет я жила с чужим человеком».

Громко раздается стук наружной двери, хлопнула за Норой... Так Ибсен и его героиня развенчали миф о счастливой буржуазную семью.