ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДЖОВАНЬЙОЛІ, Рафаэлло

(1838 - 1915)

ДЖОВАНЬЙОЛІ, Рафаэлло - творчество писателя

ДЖОВАНЬЙОЛІ, Рафаэлло (Giovagnoli, Raffaello - 13.03.1838, Рим - 15.08. 1915, там же) - итальянский писатель.

В двадцать один год поступил добровольцем в армию, а потом стал соратником Д. Гарибальди. Избирался депутатом парламента. Кроме литературной деятельности занимался преподаванием.

Джованьйолі создал романы на темы современной жизни («Эвелина» - «Evelina», 1868; «Наталіна» - «Natalina», 1878). Известным стал благодаря историческим романам «Опімія» («Opimia», 1885), «Плаутілла» («Plautilla», 1878), «Сатурніно» («Saturnino», 1879), «Мессалина» («Messalina», 1885). В этих романах автор демонстрирует отличное знание быта и культуры Древнего Рима. Призывы к борьбе против тирании и стремление к социальной справедливости являются основополагающими для исторических романов Джованьйолі. Исторические труды «Чічероваккіо и дон Пірлоне» («Ciceruacchio e don Pirlone», 1894), «Пеллегрино Росси и римская революция» («Pellegrino Rossi e la rivoluzione romana»:V. 1-3, 1898-1911).

Наиболее популярным стал роман «Спартак» («Spartaco», 1874), который является одним из последних образцов итальянского исторического романа эпохи Рисорджименто - национально-освободительного движения за создание единого, независимого государства в Италии, начало которого приходится на последние десятилетия XVIII в., а завершение - 70-е pp. XIX ст., когда исторический роман теряет свою славу.

Роман «Спартак» посвящен восстанию древнеримских гладиаторов и рабов в i в. до н. есть. И хотя «Спартак» обращен к истории, связь прошлого с современностью несомненный. Освободительное движение, возглавляемое Дж. Гарибальди, повлиял на произведение Джованьйолі. Идеи, которые высказывает Спартак, были близки многим сторонникам Гарибальди.

Для исторического итальянского романа характерно обращение к примерам национального героизма. Джованьйолі отходит от этой традиции. В его произведении Рим эпохи Цезаря - твердыня тирании.

Несмотря на то, что «Спартак» появился через 50 лет после романа А. Мандзони «Обрученные» (1821-1823), подходы двух авторов разные. Для Мандзони история - в ее обычаях, в Джованьйолі - в значительных исторических движениях; Мандзони много внимания уделяет психологии обычного человека, а для Джованьйолі важной является проблема исторической личности, изображения народного движения.

Основное внимание автор уделяет образу Спартака, трактуя его в романтическом плане. Спартак изображен в таких ситуациях, в которых наиболее полно проявляется его преданность делу свободы, бескорыстие, вера в будущее освобождение. Патетический стиль романа усиливает это звучание. Пафос рассказа сочетается с важностью происходящих событий. Главный герой воплощает черты этического идеала Джованьйолі: силу, мужество, красоту, ум, отзывчивость.

Образ главного героя возник под влиянием личности Гарибальди. Восстание под предводительством Спартака перекликается с современными Джованьйолі событиями, с борьбой, воплощенной в гарібальдійському руси. Автор изображает Спартака прежде всего в исторической и общественной сферах. Интимная линия также подчеркивает величие главного героя и привносит образование романтическое звучание.

Важна в романе проблема исторической личности. Созданы характеры Цезаря, Суллы, Катіліни, Катона. Две жизненные философии, два мировосприятия определяются в результате сопоставления Цезаря и Спартака. Много характеров, построенных по принципу романтической типизации, основываются на сочетании контрастных черт.

Роман имеет ряд недостатков: встречаются фактические ошибки, характеры несколько схематичны, некоторые сцены слишком пространные, речь героев иногда слишком патетична, их поступки не всегда оправданы.

Чем же объясняется популярность романа? Хотя роман посвящен прошлому, создавался он под воздействием личного жизненного опыта. Джованьйолі ориентировался на своих современников и единомышленников. Слово «свобода» было написано и на флаге гарибальдийцев, и на флаге восставших гладиаторов. Древности Джованьйолі рассматривал через призму современности.

В «Спартаку» имеющиеся элементы приключенческого романа, на фоне панорамы быта и обычаев Древнего Рима захватывающе разворачивается сюжет - восстание Спартака. Роман Джованьйолі неоднократно переиздавали и переводился на многие языки. На украинском языке сокращенные переводы романа «Спартак» совершили Г. Хоткевич (1924) и С. Ковчанюк (1937). Полный перевод произведения сделали П. Мохор и А. Ильичевский.



И. Коцоєва