|
ДЖОНСОН, Бенджамин (Бен)
(1573 - 1637)
ДЖОНСОН, Бенджамин (Бен) - творчество писателя
ДЖОНСОН, Бенджамин (Бен) (Jonson, Benjamin - 11.06.1573, Вестминстер, Лондон - 06.08.1637, Лондон) - английский поэт и драматург.
Был сыном священника, родился после смерти отца, предположительно в Вестминстере, где и учился в школе, возглавляемой Уильямом Кемденом, известным антикваром и историком, основателем кафедры античной истории в Оксфорде. Джонсон говорил, что обязан ему всем, чем он был в искусстве, и всем, что он знал». Вместе с отчимом, который принадлежал к цеху каменщиков, работал на укладке городской стены в Сити. Записался в армию. Был во Фландрии, проявил себя человеком необычайной отваги и силы. Присоединился к труппе странствующих актеров, в которой исполнил роль Ієронімо в «Испанской трагедии», произведении, для которого впоследствии сам дописал несколько сцен. В заметках театрального мецената Ф. Хенсло Джонсон упоминается в 1597 г. как актер и драматург, в то время женат, отец одного ребенка. Самая первая из известных пьес Джонсона - «Остров собак» («The Isle of Dogs», 1597) - была откровенно сатирической, текст ее не сохранился, но известно, что Д. был арестован по обвинению в клевете. В 1598 г. Джонсон убил на дуэли своего приятеля, избежал виселицы, но слыл уголовного преступника.
Популярность Джонсона принесла его вторая пьеса - «У каждого своя химера» («Every Man in His Humour», 1598). Она и положила начало комедию нравов - один из ведущих жанров в творчестве Джонсона. Одним из исполнителей в сценическом воплощении этой пьесы труппой Лэрда Чемберлена в помещении театра «Куртина» в 1598 г. был В. Шекспир. Драматург и исполнители по-раВНОму оценивали художественные стоимости пьесы. Джонсон был недоволен постановкой и считал, что исполнители оценили ее не за те достоинства, которые были ей присущи. В следующем году появилась пьеса «Каждый без своей химеры» («Every Man out of His Humour», 1599), поставленная в «Глобусе». Пьеса продолжила воплощение джонсонівської теории гуморів, согласно которой каждый человек имеет свою удачу, и эта удача зависит от того, в какой пропорции находятся в ее организме четыре основные вещества: кровь, желчь, вода и флегма. Классификация, предложенная Джонсоном, вполне соответствует современному учению о четырех основных типах темперамента. Характеры в пьесах Джонсона, которые создавались в те же самые годы, что и произведения Шекспира, были значительно одностороннішими, чем характеры сложных, непредсказуемых в своих поступках шекспировских героев. Джонсон и Шекспир были представителями разных направлений в развитии драматургии. Шекспир развивал «неправильную» драму, единственным принципом которой было не создавать модных правил. Джонсон стремился к упорядочению приемов драматургии.
В 1600 г. Джонсон написал пьесу «Развлечения Цинтила» («Cynthia's Revels»), которую исполняла труппа мальчиков Королевской капеллы. Цинтією в елизаветинская эпоху называли королеву Елизавету, По своей тональности это была сатирическая комедия, в ней Джонсон начал свои рассуждения о традиции придворных праздников, которые он должен был развить при дворе короля Якова И.
Третье направление драматургической деятельности Джонсона начался с созданием в 1603 г. пьесы «Падение Сеяна» («Sejanus. His Fall»), которая была поставлена в «Глобусе», и был продолжен в 1611 г. пьесой «Заговор Катіліни»(«Catiline. His Conspiracy»). У них Джонсон разрабатывал популярную в его эпоху проблему власти и испытывал свои силы в жанре трагедии. В отличие от шекспировских пьес этого периода с античными героями, пьесы Джонсона не имели второго, народного плана. Характеры у них были схематичны, главные герои изображены парами: Сеян - Тиберий, Катіліна - Цицерон. Пьесы Джонсона выстраивались по правилам латинской риторики и были лишены шекспировского раВНОобразия и динамизма. Иногда в них появлялись грубые сцены, как в классических трагедиях или у Шекспира. Такова, например, сцена расправы над Сеяном и его малолетней дочерью.
В 1605 г. Джонсон написал свою первую придворную маску «Маска черноты» («The Masque of Blackness») по заказу королевы Анны, которая хотела предстать в двенадцатую ночь 1605 г. в образе чернокожей правительницы. В этом же году Джонсон снова попал в тюрьму за участие в создании очередной сатиры. Тайная рада признала ее сюжет взрывоопасным.
Жанр комедии нравов развивался в комедиях «Вольпоне, или Лиса» («Volpone, or The Foxe», 1605), поставленной в «Глобусе», «Епісін, или Мовчунка» («Epicine, or the Silent Woman», 1609 - 1610) и «Алхимик» («The Alchemist», 1610).
В «Вольпоне» действует ловкий лихоимцев - персонаж, известный со времен раннего итальянского Возрождения. Но его обогащения и разорения неподвластны судьбе. Он сам придумывает, как обогатиться на недостатках людей, которые его окружают, и, не боясь греха, объявляет себя смертельно больным, обещая наследство найуважнішій человеку из своего окружения. С тех пор ему приходится только выслушивать похвальбу в свой адрес и принимать подарки, довольно недешевые, поскольку каждый из визитеров надеется вернуть все затраты сторицей. В пьесе Джонсон имя каждого персонажа уподоблена до какого-то животного (Вольпоне - Лиса, его сообщник Моска - суетливая назойливая мошка). Этот прием отсылает нас и к старинных басен, и средневековых аллегорий. В финале Вольпоне и Моска поссорились, деля добычу, и их хитрости викрилися.
В «Алхимику» Джонсон повторяет этот же прием: ловкий лихоимцев обогащается за легковерие сограждан, «продавая» им нелепые советы о том, как приворожить любимую («зодіти чистую рубашку и закапать по две капли уксуса в уши и нос»), или о том, как привлечь покупателей в магазин. Его также разоблачают после ссоры с сообщниками.
В 1612-1613 гг. Джонсон жил во Франции, где был наставником сына. Ралли, поэта и путешественника. Джонсон приобрел влиятельных покровителей в лице графа Пембрука, графине Бедфорд, графа и графини Ньюкастл и семьи Сидни.
В 1614 г. появилась найренесансніша по духу и близка к шекспировских пьеса Джонсона «Варфоломіївський ярмарка» («Bartholomew Fair»), в которой толкаются на ярмарочные и обманывают друг друга напыщенные провинциальные дворяне, воры, конокрады, судья Овербери (Перебор), Ребі Визе (Деляга) - священник-пуританин, который воюет против кукольного театра. Все здесь перерастает в потасовку и бессмысленности. В гам ярмарки вплетается песенка странствующего певца и музыки Найтінгейла (Соловья), в которой чувствуется раВНОобразие ярмарки: базарные выкрики, птичий крик, ругань, шум драк, девичий визг. В то же время сам поэт - частичка ярмарке, и рефреном песенки становятся слова: «Купите песенку! Новую песенку!». Эта песня Найтінгейла построена по образцу известного в XVII в. жанра «уличных выкриков». У него есть и другие песенки и баллады. Герой Джонсона знает, что слово может быть и оружием: «Только коснись меня, пусть ты раВНОсчик, поэт или механик, я, будь уверен, отыщу приятеля, который за меня відомститься и придумает песенку на тебя и на твой скот!..»
Несмотря на то, что Джонсон расходился с Шекспиром во взглядах на задачи и способы создания драматических произведений, критиковал его за небрежность стиля и недостаток учености, он относился к Шекспиру с чувством щонайглибшої уважения. Об этом свидетельствуют такие слова Джонсона: «Я люблю этого человека и как никто другой чту ее память, так как поистине это была честная, откровенная и независимая натура». После смерти Шекспира Джонсон принял участие в посмертном издании шекспировских пьес и написал к этому изданию стихи, где очертил значение Шекспира для его эпохи и назвал его «человеком для всех времен».
Взгляды на драматургию Джонсона высказал в предисловиях и епілогах к пьесам, а также в сборнике критических очерков «Леса, или Открытия о людях и предметах» («Timber, or Discoveries upon Men and Matter»), опубликованной посмертно в 1640 г. У них Джонсон рассуждает о различиях в способах познания наукой и литературой, подчеркивая, что писатель, в отличие от ученого, опирающегося на интуицию.
Джонсон присоединился к размышлению своего века о острый ум о ум, что все подвергает сомнению. Он считал, что только при условии, когда ученики пойдут дальше своего учителя, возможно будет движение вперед: «Я благодарен и буду вовек благодарен тем, кто меня учил, но я не осмелюсь полагать, что целью их работы и исследований была зависть к тому, что смогут дополнить и открыть потомки». Но человек, который избрал путь сомнений и прогресса, должна быть, по мнению Джонсона, образованным и воспитанным: «Разум определяет своеобразие и свойства остроумия. Если он уравновешенный, серьезный и спокойный, такой же является и его способность играть словами и понятиями. Если разум испорчен, тогда и остроумие лишена красоты, деформирована». Как человек XVII в., Джонсон выступал за то, чтобы остроумие контролировалась умом. С другой стороны, он не считал такой контроль гарантией успеха художника: «Чтобы писать хорошо, нужно делать три вещи: читать лучших писателей, слушать лучших ораторов и много упражняться самому. Однако без помощи и благосклонности природы никакие искусства и правила не имеют силы», но и «никакие советы не помогут дураку», «то, что является следствием нищеты ума, хуже от хаоса излишества».
В год смерти Шекспира появилась пьеса Джонсона «Дьявол в дураках» («The Devil is an Ass», 1616) о маленькое чортенятко Пага (Pug) - что-то вроде шекспировского пустоголового Пека, который, придя в мир людей, убеждается, что люди гораздо коварнее и злее, чем он. После этого Джонсон не писал для публичного театра в течение десяти лет,
В этом же 1616 г. Джонсон издал сборник эпиграмм, подготовил собрание своих произведений и опубликовал их под названием «Труда» («Works»), которая станет традиционной для английских изданий такого типа. Но современники иронично восприняли такое название, она показалась им слишком пишномовною. К труду писателя еще не привыкли относиться как к чему-то серьеВНОму, хотя еще в 80-х годах XVI в. в Англии широкую огласку получил трактат Ф. Сидни «Защита поэзии», в котором обстоювалася особая, высокая роль поэта и поэзии в жизни общества, а добродетели самого Джонсона поціновувалися достаточно высоко: он первым удостоился звания Поэта-лауреата, получил степень магистра искусств Оксфордского университета, получил право читать курс риторики в Грэхем-колледже Лондона и был назначен официальным летописцем Лондона.
Джонсон внес вклад в разработку жанра придворной «маски» - праздничного действа на Рождество, Масленицы, праздник личного или общественного характера, которое происходило при дворе с обязательным присутствием монарха. Ставил «маски» Д. Иниго Джон (1573-1652). Исполнителями «масок» часто были придворные, которые переодевались в костюмы античных героев, христианских святых или пастухов и пастушек, обычно, лишенных какой-либо индивидуальности. Действо, как правило, проходило в огромном зале праздничных церемоний. Его участники располагались в строгой симметрии относительно монарха. За каждым закреплялось место. Все расположение отражалось в огромном зеркале. «Маска» была эмблемой двора. Она ідеалізувала королевскую власть и как жанр противопоставлялась сатире. В «масках» Джонсона королева Анна изображалась Прекрасной Анной, царицей Океании; король Джеймс - Господином, богом всей Природы; принц Уэльский - Обероном, Принцем сказочного царства. Джонсон усложнил жанр, введя в него «антимаску», которая олицетворяла мир дисгармонии и хаоса и исполнителями которой были профессиональные актеры. В 1609 г. была представлена «Маска королев» («Masque of Queens»), в 1612 г. - «Возвращенное любви» («Love Restored»), в 1616 г. - «Меркурий, спасенный от придворных алхимиков» («Mercury Vindicated from the Alchemists at Court»).
Последние пьесы Джонсона: «Склад новостей» («The Staple of News», 1626), «Новый заезд» («The New Inn», 1623), «Магнетическая леди»(«The Magnetic Lady», 1631) - молодой критик Драйден назвал старческими и немощными.
В 1633 г. Джонсон выступил в жанре сатиры, создав «Сказку о бочке» («A Tale of a Tub»). В конце жизни Джонсон побывал в Шотландии у своего друга, поэта-аристократа Драммонда, владельца замка, куда через бедность пришел пешком. Умер Джонсон в нужде, снискав славы человека напыщенной, скандальной, но бесстрашной, откровенной, способной на сердечную дружбу. В круг его литературного общения входили авторы, которые собирались в таверне «Русалка»: Д. Донн, Ф. Бэкон, Ф. Бомонт, Д. Флетчер, Ч. Коттон. Похоронили Джонсона с почестями в Вестминстерском аббатстве. На надмогильной плите высечены слова: «Редкий Бен Джонсон» («Rare Ben Jonson»). Поклонники его таланта выдали на его честь сборник памятных элегий. Целое поколение поэтов называло себя «сыновья Бена».
Отдельные стихи Джонсона на украинский язык перевел В. Бойченко (опубл. в периодике).
Есть. Чорноземова
|
|
|