ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДЖЕЙМС, Генри

(1843 - 1916)

ДЖЕЙМС, Генри - творчество писателя

ДЖЕЙМС, Генри (James, Henry - 15.04.1843, Нью-Йорк - 28.02.1916, Лондон) - американский писатель.

Родился в состоятельной семье религиоВНОго философа, лектора и писателя Генри Джеймса-старшего, который поддерживал дружеские отношения с P. E. Эмерсоном, X. Грили, другими выдающимися деятелями культуры США. Старший брат писателя - Уильям Джеймс (1842-1910) стал значительным философом, одним из родителей прагматизма, и ученым-психологом. Ранние годы будущий писатель провел за границей, учился в Женеве, Лондоне, Париже. Отец хотел, чтобы дети стали «гражданами мира», вобрали в себя духовные достояния разных народов, изучали иностранные языки и знакомились с чужеземными обычаями и системами образования. Джеймс учился в юридической школе при Гарвардском университете (1862-1863). С началом Гражданской войны (1861-1865) братья писателя воевали на стороне северян, Уильяма были ранены. Джеймс не мог служить в армии из-за серьеВНОй травмы.

В 60-х гг. начал заниматься литературным трудом, в 1864 г. опубликовал свой первый рассказ «Трагическая ошибка» («A Tragedy of Error») и впоследствии стал профессионалом. В ранних произведениях ощутимо влияние Ч. Диккенса, Н. Готорна, В. Ирвинга, но быстро вышел на самостоятельную дорогу. В это время он обитал в Кембридже в штате Массачусетс, но с 1866 г. большую часть времени проводил за границей - в Англии, Франции, Италии; с 1876 г. жил в Лондоне, хотя время от времени посещал родные пенаты. Рафинированный интеллектуал, который вращался в литературно-художественной среде и почти не сталкивался с «грубой» реальностью, Джеймс, лишенный материальных забот, считал обременительным пошлый, как он считал, практицизм своих соотечественников, их увлечение бизнесом и художественную «глухоту». В конце концов, это привело Джеймса к добровольной «експатріації», отрыву от национальных корней, в чем он иногда видел и негативные моменты. Незадолго до смерти он признался одной поетці, которая, как и он, выехала из США: «Не повторяйте моих ошибок. Я отрезал себя от Америки, которой я принадлежу». Он принадлежал к тому типу художника, стороннего наблюдателя, который избегает политических страстей. Пребывание в Европе дало ему возможность приобщиться к новейшим художественных веяний и лично познакомиться со многими выдающимися мастерами словесного искусства.

Джеймс никогда не был женатым. Человек одинок, он всего себя отдавал писательской профессии. Полвека длился его путь в литературе, все это время он самоотверженно работал «без простоев», хотя и не снискал особого успеха у широкой читательской общественности. За это время он опубликовал десять романов, более десятка повестей, более сотни новелл, девять пьес (постановки которых оказались, однако, неудачными), значительное количество критических статей, эссе, путевых очерков, рецензий, а также мемуары. Он оставил обширное эпистолярное наследие (в трех томах, 1974-1980), «записные книжки» («Notebooks», опубл. в 1948 p.). Как художник слова, он упорно совершенствовал стиль и форму своих произведений, одним из первых среди американских писателей начал придирчиво анализировать и обобщать самый творческий процесс, выявлять его закономерности, касаясь этого не только в критических работах, но и в художественных произведениях, где не случайно, конечно, действуют писатели, художники, люди искусства. Он пытался отразить «вечные» эстетические ценности, которые отыскивал в психологии людей, их внутренней жизни, морально-этических коллизиях. Тонкий психолог, Джеймс отличался обостренным вниманием к проблемам совести, долга, нравственности, девственности и греховности, эгоизма и альтруизма, которые по-раВНОму варьировались в его книгах.

Писатель-реалист, Джеймс внес значительный вклад в разработку теории психологического романа, который делал возможным отразить жизнь человеческого духа, внутренний мир личности. Его статьи на литературные темы вошли в книги «Французские поэты и романисты» («French Poets and Novelists», 1878), «Готорн» («Hawthorn», 1879), а также программные сборника «Искусство прозы» («The Art of Fiction», 1855), «Будущее романа» («The Future of the Novel», 1899), «Новый роман» («The New Novel», 1914). Стремясь аккумулировать художественные достижения Старого Мира, Джеймс был одним из наиболее «европеизированных» американских писателей, хотя, конечно, образы Америки и его соотечественников сыграли значительную роль в его творчестве; в этом аспекте он составлял определенный контраст по сравнению со своим большим собратом по перу Марком Твеном, глубоко национальным по своему мироощущению и стилистикой. Джеймс был выдающимся литературным критиком, который высоко поднял престиж этой профессии. Он считал, что критик является «настоящим помощником художника, факелоносцем, толкователем, братом». Как критик, непревзойденный Джеймс в анализе писательского мастерства; слабее он был там, где речь шла об интерпретации социальных аспектов литературы.

Уже в первых книгах Джеймса наметились три доминирующие темы: тема столкновения европейской и американской культурных традиций, конкретнее, поведение американца, который оказался в Старом Мире; тема художника, творца, который конфликтует со своим окружением, переживает внутренние коллизии, связанные с его творческим трудом; тема «пилигрима», который ищет пристановиська, родного дома: результатом его первого путешествия в Европу стал сборник рассказов «Пламенный паломник» («A Passionate Pilgrim», 1869).

«Европейский» период творчества Джеймса открывается романом «Родерик Хадсон» («Roderick Hudson», 1876), в центре которого молодой одаренный американский скульптор, который уезжает на средства спонсора в Рим, в Италию, страну искусства, где плодотворно работает, сблизившись с группой увлеченных искусством юношей. Правда, Родерик Хадсон - человек импульсивный, неуравновешенный, в которой творческая активность сменяется апатией. В Италии он знакомится с красавицей Кристиной Лайт, увлекается ею до такой степени, что почти оставляет свои художественные занятия. Однако мать Кристины находит дочери богатого жениха, принца Казамассима. Приехав в Швейцарию, Родерик Хадсон встречает там свою прежнюю любовь вместе с мужем, снова переживает наплыв страсти; пытается идти за ним и погибает в горах во время бури при не вполне понятных обстоятельствах. Возможно, это было самоубийство, а, возможно, и трагический случай.

Вслед за этим романом появились другие, в которых закрепились любимые герои и ситуации Джеймса: «Американец» («The American», 1877), «Вашингтонская площадь» («Wachington Square», 1881), «Женский портрет» («The Portrait of a Lady», 1881), «Бостонці» («The Bostonians», 1886), а также «Принцесса Казамассима"(«The Princess of Casa-massima», 1886). В последнем он впервые откликнулся на актуальные социально-политические проблемы, обрисовав деятельность революционеров-подпольщиков анархистского толка в Лондоне. Написал он и ряд своих известных повестей, достигнув особого мастерства в этом жанре: «Лжец» («The Liar», 1889), «Ученик» (1892), «Бруксміт» («BvooksmAh», 1892), «Ковровый узор» («The Figure in the Carpet», 1896), «Поворот винта» (The Turn of Screw», 1898) и др.

Среди них особенно важной является «хрестоматийная» повесть «Дейзи Миллер» («Daisy Miller», 1879). Героем-рассказчиком выступает здесь молодой, не без великосветского снобизма состоятельный американец Фредерик Вінтербуорн, который живет в Швейцарии, где он знакомится с семьей Миллер - матерью, ее 9-летним сыном Рендольфом и дочерью Дейзи (букв, имя означает «маргаритка»), которые путешествуют по Европе. Дейзи Миллер - самобытный характер; невинность сочетается в ней с живостью и раскованностью поведения. Непосредственная Дейзи не принимает чопорных правил «хорошего тона»; вжахнувши свою мать, она, к примеру, отправляется с Вінтербуорном на прогулку к Шільйонського замка. Через несколько месяцев Вінтербуорн встречает ее в Риме, где она становится предметом сплетен «порядочного» общества, поскольку появляется на людях вместе с красавцем-итальянцем Джованелли, выходцем из простой семьи. За это ее подвергают настоящему остракизму бывшие друзья и знакомые, которые считают, что юная леди зашла слишком далеко в своей «тайне» с ухажером (с которым, как она позже признается Вінтербуорну, не была женою). Как-то Вінтербуорн встретил ее во время прогулки ночным Колизеем в сопровождении Джованелли. Эта прогулка стала для нее роковой: она заболела редкой болезнью, т. наз. римскую лихорадку и умерла. Вінтербуорн возвращается в Женеву, где продолжает беззаботную жизнь, наблюдая за великосвітським жизнью и осматривая достопримечательности. Самым выразительным оказался в повести образ главной героини, которая была весьма непохожа на «идеальную американку»культивируемой «традиции добропристойності». Дэйзи Миллер, которая противостоит лицемерным условностям, по мнению критиков, является одним из самых интересных женских образов американской литературы.

Интересна повесть «Письма Асперна» («The Aspern Papers», 1888), герой которой, американский издатель, отправляется в Венецию в поисках писем Джеффри Асперна, знаменитого романтического поэта начала века, в котором прозрачно просматриваются черты Дж. Н. Г. Байрона. Эти письма он писал своей возлюбленной, которая скрывалась под именем Джулианы. Неожиданно оказывается, что адресат писем - бывшее любви знаменитого поэта, живая: это мисс Бордеро, очень старая женщина, которая живет в нищете со своей племянницей Тиной. Издатель завоевывает доверие Тины, вступает с ней в дружеские отношения, интервьюирует старую мисс Бордеро. Вскоре, однако, мисс Бордеро умирает. Тина, одинокая незамужняя женщина, неравнодушная к американцу, надеется на взаимность. Она готова отдать ему письма Асперна лишь в том случае, если они станут родственниками, то есть он на ней женится. Напуганный такой перспективой, издатель покидает Тина. Во время следующего визита он узнает, что Тина уничтожил бесценные письма.

С конца 90-х годов с выходом романа Джеймса «Пойнтонська добычу» («The Spoils of Poynton», 1897) намечается переход к новому творческому этапу в жизни писателя, который длился примерно два десятилетия. Критики называют его периодом «поздней манеры» Джеймса. В это время были опубликованы его романы «Крылья голубки» (The Wings of the Dove», 1902), «Послы» (The Ambassadors», 1903), «Золотая чаша» («The Golden Bowl», 1904), ряд повестей, значительное количество критических статей, в том числе предисловие, которое он написал до своего второго прижизненного издания сочинений (1907-1909).

Для его произведений этого периода характерны усложненная форма, стилевые эксперименты, символика и аллегории, усиленная заинтересованность тончайшими движениями человеческой души. Часто предметом внимания Джеймса становится не жизнь героев или среду, а их отражение в индивидуальном сознании, восприятии. Правда, иногда поиски новых форм и средств выражения становились в позднего Д. самоцелью при достаточно узком, ограниченном смысловом наполнении, что, конечно, придавало его книгам флера элитарности. Несправедливой, однако, есть мнение некоторых критиков, например, известного исследователя-американіста И. Кашкина, о том, что Джеймс был «писателем для писателей». Но безусловно, что для современников он был мастером, «мэтром», что разбирался на всех тайнах своего искусства. Его «пионерские» поиски в области психологического романа повлияли на художественное развитие литературы XX в., на литературную технику многих писателей, склонных к экспериментированию, таких, как Дж. Джойс, В. Фолкнер, В. Вулф, Г. Стайн, Э. Хемингуэй и др.

Последние годы жизни Джеймса были омраченные смертями многих близких людей, прежде всего брата Уильяма (1910). После вступления Англии в войну он принял британское подданство (1915); однако завещал, чтобы его прах после кремации похоронили в Америке. Так он подчеркнул свою связь с национальными корнями.

В 40-50-х pp. XX в. началось «возрождение Джеймса, он стал исключительно популярным, причем, прежде всего у критиков, которые нашли в его наследии чрезвычайно благодарный материал для исследований. Литература о его творчестве, «джеймсіана», поистине безгранична и пополняется все новыми работами.



Б. Гіленсон