ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДЖЕБРАН, Халиль Джебран

(1883 - 1931)

ДЖЕБРАН, Халиль Джебран - творчество писателя

ДЖЕБРАН, Халиль Джебран (06.01.1883, Бшарра, Ливан - 10.04.1931, Нью-Йорк; похов. в Бшарри) - ливанский писатель и художник-график.

Будущий основатель и вдохновитель литературной школы арабов-эмигрантов в Америке, поэт и прозаик, художник и философ Джебран стал своеобразным мостиком между культурами Востока и Запада. Он родился в Бшарри, что расположена в горной части северного Ливана, в семье маронитов (одна из групп католиков антіохійсько-західносирійського обряда).

Ливан тогда входил в состав Османской империи на правах автономии. Север страны была неспокойным регионом не только через многолетнюю борьбу ее коренного населения за независимость, но и в значительной мере через религиозную нетерпимость между мусульманами и христианами, особенно секта маронитов. Впоследствии Джебран будет искать и находить пути для примирения людей разных культурных и религиозных миров, чтобы не повторялось увиденное и пережитое им в детстве.

Его матери, Камиле Рагме, было тридцать лет, когда родился Джебран. Отец будущего писателя - Халиль Джебран, был третьим мужем Камилы, и именно он своей безответственностью привел семью к нищете. Джебранмав сводного брата Питера, старшего на 6 лет, и двух младших сестер - Марианну и Султану. Только глубокая вера и волевая натура матери помогла им перебраться со временем в США.

Через бедность Джебран не мог получить официального образования, поэтому его обучение ограничилось регулярными визитами к сельскому священнику, который ознакомил его с основами религии и Библии, языка и истории. Когда Джебрану исполнилось 8 лет, его отца обвинили в неуплате налогов и посадили в тюрьму, конфисковав перед тем все имущество. Оставшись без средств для проживания и крыши над головой, семья Джебранів 25.06.1895 г. отправилась в США. Отца был уволен в 1894 г., но он остался в Ливане.

Семья остановилась в Бостоне, где Джебран имел возможность некоторое время посещать школу для эмигрантов. Прирожденная тяга к литературе и искусству (главным увлечением Джебрана в то время было изобразительное искусство) побудил его к знакомства с культурной жизнью Бостона - миром театров и художественных галерей. Одновременно он усиленно занимался самообразованием, много читал, увлекался мифологическими сюжетами. У1896 г. Джебран познакомился с Фредом Холландом, художником и покровителем художников, который много чем помог ему в выборе дороги к художественной славы.

В 1898 г. Джебран поехал в Бейрут и вступил в маронітську школу «Училище мудрости» («Мадрасат аль-Хикма»), которую окончил в 1902 г., после чего вернулся в Бостон. Здесь ему пришлось за короткий период пережить три смерти: он потерял сестру Султана, мать, которая умерла от рака, и брата Питера. Неподдельное горе Джебрана помогла разделить Джозефина Пебоді, с которой он познакомился несколько лет назад на одной из выставок и которая была его первой безответной любовью. Именно Джозефіні Джебран посвятил одно из лучших своих произведений - поэму «Пророк».

С мая 1904 года в Бостоне открылась первая персональная выставка Джебрана-художника. На ее открытии он познакомился с 30-летней Мэри Хаскелл. Дочь бостонского банкира, она получила хорошее образование, много лет была директором и владелицей фешенебельной школы-интерната. Благодаря финансовой помощи Мэри Джебран уехал на два года в Париж, чтобы иметь возможность заниматься живописью. На протяжении многих лет Мэри Хаскелл, преданная его поклонница, редактор и добрый гений, работала с Джебраном, помогая в усьому. ей он посвятил большинство своих произведений. Значения отношений Мэри и Джебрана нельзя лучше свидетельствуют ее дневники - своеобразный запись становления как художника Джебрана, их частных и интеллектуальных разговоров и самых сокровенных мыслей по семнадцать лет.

На 1904 г. приходится первая публикация Джебрана в арабской газете «Эмигрант». Это был романтичный, полон символики произведение «Марево». В следующем году было опубликовано эссе «Музыка» («аль-Мусика»). В течение этого года Джебран в газете «Эмигрант» вел рубрику «Слезы и смех», материалы которой легли в основу его книги «Слеза и улыбка»(«Дам'а ва-Ібтісамаг», 1903-1908). В 1906 г. вышла в свет его вторая книга на арабском языке «Невесты щелочей» («Ара'їсаль-Мурух»).

В Париже Джебран начал серию портретов известных современных художников: О. Родена, К. Дебюсси, Э. Ростана, Сары Бернар, В.Б. Йейтс, Г. Юнга. В 1911 г. Джебран поехал в Нью-Йорк, который был тогда центром культурной жизни арабских эмигрантов в США и поселился в Манхэттене, где проживал до самой смерти. В Нью-Йорке он продолжал работать над повестью «Сломанные крылья» («аль-Агніха аль-Мутакасіра»), работу над которой начал в 1906 г. и которая вышла в свет в январе 1912 г. Как отметил сам автор, «Сломанные крылья» были его духовной биографией. В основе сюжета повести - трагическая любовь замужней женщины Сельмы и юноши.

После выхода в свет арабоязычных прозаических сборников («Невесты лугов», «Мятежные души», «Сломанные крылья»), а также книг, в которых проза перемежована со стихами в прозе («Слеза и улыбка», «Бури», «Процессии»), противники Джебрана обвинили его в нарушении норм морали, анархізмі и вероотступничестве. Мятежный характер его ранних произведений заставил Джебрана обратиться к поискам нетрадиционных форм, в том числе к стихам в прозе и арабесок. По мнению исследователей, именно в 10-х pp. XX ст. Джебран создал свою лирику, которая составляет важную часть литературного наследия художника. В основном же проза Д. неотделима от поэзии.

Начиная с 1920 г., Джебран творил только на английском языке. Такой переход осознавался им как «творческая и психологическая готовность познакомить западного читателя с учениями Востока, минуя языковой барьер, как новая ступень в осознании своей миссии» (Есть. Абрамовських). Лирический герой Джебрана отказывается от идей Ф. Ницше, которыми автор увлекался в 1914-1919 гг. (книгу Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» Джебран считал в то время «одним из величайших творений разума») и учит, что «темнота ночи скрывает в себе новый рассвет». В том же году Джебран стал вдохновителем и главой Писательской лиги», в которую объединились молодые арабско-американские писатели и издатели, «Братья по духу Истины». Несмотря на возросшую популярность, Джебран считал себя представителем двух миров - арабского и американского.

В 1923 г. вышла в свет книга «Удивительное и чудесное», куда вошли 14 стихотворений, написанные Джебраном в раВНОе время.

В 1928 г. здоровье Джебранм начало ухудшаться, облегчение от боли он нашел в алкоголе. Умер художник 10 апреля 1931 г. 48-летним в Нью-Йоркской больнице от рака печени. Похоронен в своем родном Бшарри в купленном и отреставрированном на средства монастыре кармелиток, преобразованным впоследствии в музей Джебрана.

Проживая в США, сочиняя не только на арабском, но и на английском языках, Джебран, несмотря на все, внутренне оставался арабом. Недаром его творчество не только повлияла на весь Восток, но и стала символом современной арабской культуры. Продолжая традиции арабской средневековой лирики, Джебран создал много стихов на традиционные темы любви, природы, жизни и смерти. Основные образы его лирики - море, птицы, горы, луна. Проблема добра и зла, смысла человеческого существования стала центральной в поэме «Процессии» («аль-Мавакіб», 1919), которая отличается как глубокой философичностью и лиричностью, так и традиционной для арабской лирики выраженности авторской позиции. Образ автора в «Ходах» - это образ мудреца-созерцателя, для которого поток бытия является объектом наблюдения и анализа.

В поэзии Джебрана романтический пафос часто формировал характер стихотворения. Поэт стремился к духовным вершинам и воспевал истину, красоту, волю, искусство, используя при этом «высокую» лексику и яркие метафоры. Его образы (мандрівець, поэт, мудрец) были иногда абстрактными, перерастали в всеобщие знаки, философские символы. Восточная мудрость определяет стиль и содержание многих его стихов («Красота», «Песня», «К душе» и др.). В то же время его поэзия является аллегорией по своей сути. Поэт размышляет о Человеке и его Пороки, о Свет Знаний, что согласуется с ливанской культурной традицией, которая сближает новейшую ливанскую литературу с каноном Средневековья. Декоративность стиха, повторы, неспешный ритм - все это сближало творчество Джебрана с национальной традицией, хотя и не отрицало «западных» ориентиров художника.

Вершиной его поэзии критики считают стихотворную драму «Боги земли», которую Джебран закончил перед смертью. Это самый объемный поэтическое произведение Джебрана, образец современной «космологической» поэзии. Впервые об идее создания поэмы он вспомнил еще в 1911 p., сразу же после возвращения из Парижа. С течением лет замысел менялся и своих основных очертаний приобрел в начале 20-х pp. В одном из писем к своему редактора в нью-йоркском издательстве А.Кнопфа он писал:»...три бога Земли в моей поэме символизируют три извечные стихии в человеке - желание власти, желание управлять большим миром и Любовь, величайшее желание Здесь и Сейчас».

Поэма «Боги земли» («The Earth Gods», 1931) написана свободным стихом в духе современной экспериментальной поэтики начала века, близкого к американского имажизма с присущим ему пониманием поэтического творчества как создания «каталога образов» и гирлянд изящных метафор, переплетающихся в причудливый узор. Перегруженность символикой, архаїзація художественного языка, переускладненість и содержательная затемненість - эта характерная черта стиля Джебрана, которая проступила в его произведениях зрелых лет, предельно четко прослеживается в «Богах земли». Звучание патетических интонаций трагического гуманизма Джебран достигает в поэме самых высоких нот. Чрезвычайно существенная для мысли и поэзии Джебрана идея истории людей как трагического процесса, выраженная в поэме языке мифа с участием космической обраВНОй символики, производится через описание отношений творения и творца на принципах всеобщего взаимосвязи мироздания.

Романтизм и реализм сочетаются в повести Джебрана «Сломанные крылья». ее сюжет и стиль некоторыми чертами похожи на европейские романтические повести XIX ст. Несчастной любви бедного юноши и девушки Сельмы Караме раскрывает перед автором большие возможности для философских обобщений о сломанные крылья надежды. Отец девушки, Фарис Караме, желая видеть дочь богатой, женит ее с Мансурбеком, жестоким и жадным богачом. Влюбленный юноша, от имени которого ведется повествование, полон романтического сумму, но он не борется за любимого, а лишь протестует против старых законов.

«Еще немного, мгновение отдыха в попутном ветре, и другая женщина родит меня», - писал поэт в «Пророку», которого он считал лучшим своим произведением и над которым работал почти всю жизнь. Джебран признался: «Я думаю, что «Пророк» всегда был во мне, еще с тех пор, когда я жил рядом с горой Ливан». Поэму «Пророк» («The Prophet») Д. написал в 1923 г. на английском языке и того же года она вышла в свет, вызвав большой резонанс. Достаточно сказать, что только в США от времени первого издания поэмы уже продано более 4 млн. экз. Причина такой популярности «Пророка» кроется в его особой художественной структуре, в которой причудливо сочетаются мистические и выразительные элементы Востока с радостным христианством первых его пророков. В разных странах цитаты из этого произведения украшают стены общественных и ритуальных зданий, их используют как слова молитв.

Сейчас Джебран считается во всем мире одним из величайших поэтов XX в., недаром 1983 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Джебрана. Миллионы арабов, которые читают его произведения на родном языке, признают Джебрана выдающимся писателем и философом прошлого века.



По В. Хорольским