ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДЖАМИ, Нуріддін Абдуррахман ибн Ахмад

(1414 - 1492)

ДЖАМИ, Нуріддін Абдуррахман ибн-Ахмад - творчество писателя

ДЖАМИ, Нуріддін Абдуррахман ибн Ахмад (07.11.1414, м. Джам, близ г. Нишапур, теперь остан Хорасан, Иран - 09.11.1492, м. Герат, теперь на территории Афганистана) - персидско-таджикский поэт, филолог, философ и музыковед.

Джами в детстве перебрался вместе с родителями в Герат, где и прожил всю жизнь. Учился сначала в гератському, а потом в самаркандському Мадрасе, всегда удивляя окружающих своей великолепной памятью и способностями. Однако он не захотел продолжать деятельность деда и отца, известных знатоков религиоВНОй юриспруденции шариата, а присоединился к суфийского братства Накшбандия». Джами стал учеником (мюридом) предводителя братства Ходжа Ахрара, а потом и суфийским шейхом. Д. имел очень большой авторитет среди всех слоев населения, в мусульманских богословов и проповедников суфизма, у ученых и поэтов. Джами часто приглашали к себе различные влиятельные вельможи, но он избегал придворного окружения, ведя образ жизни дервиша - обрабатывал участок земли и исключительно плодотворно писал во всех жанрах.

Джами принадлежат около ста работ. Его основные сочинения: трактат «Дыхание широкой приязни» (1476-1478) - посвящен жизнеописанию пятисот четырех суфийских деятелей, в частности и многих значительных поэтов; сборник «Весенний цветник» («Бахаристан», 1487), написанная им как учебник для своего сына Зіяйіддіна Юсуфа, состоит из семи разделов («цветников»), куда входят поучительные новеллы, написанные ілюмінованою (то есть рифмованной и риторически украшенной) прозой, перемежованою стихотворными вставками; цикл из семи поэм, которые развивают жанровую форму «П'ятериці»: 1) «Золотая цепь»(«Сібхатуль-абрар»); 2) «Саламан и Абсаль»; 3) «Дар благородным»(«Тухфатуль-ахрар»); 4) «Четки праведников»; 5) «Юсуф и Зулейха»; 6) «Лейли и Меджнун»; 7) «Книга мудрости Искандера». Все поэмы в той или иной степени имеют философское, мистическое или дидактическое окраску. Первая, третья и четвертая поэмы является сборником поучительных новелл и притч; вторая, пятая и шестая - любовные поэмы, со значительной долей символичности и философского мистицизма. Наконец, последняя поэма - «Книга мудрости Искандера» («Хераднамаї Іскандарі») - это три дивана стихов, расположенных по трем периодам жизни:

1) «Предисловие юности» («Фатіхат в шшабаб»);

2) «Середина ожерелья» («Васітат уль-акд»);

3) «Конец жизни»(«Хатімат уль-хаяд»).

Кроме того, Д. написал значительное количество трактатов из всех отраслей тогдашних наук и богословия, в частности, поэтики и риторики. Иногда ради симметричности их количество возводят до пятидесяти четырех, поскольку имя Джами при переводе его арабских букв на цифровое исчисление составляет именно «54».

Во время своей творческой зрелости Джами совершил паломничество к мусульманским святыням и на протяжении 1472-1473 лет прошел из Герата через Хамадан, Курдистан, Багдад, Кербаллу, Наджаф, Хиджаз до Мекки и Медины и оттуда обратно через Дамаск и Табриз в Герат. Это было триумфальное шествие через весь Восток. Не менее знаменитым и уважаемым Джами был и у себя дома.

Джами умер 9 ноября 1492 года и был с большим почетом при всенародном трауре похоронен в Герате. После его смерти мусульманская церковь признала Джами святым. Его могила и по сей день остается местом паломничества.

Творчество Джами называют «золотой осенью» классической персидско-таджикской поэзии, и он был ее прекрасным хранителем. Его перу принадлежат непревзойденные касыды, мелодичные газели, поучительные маснави; мы встречаем у него римовану прозу, поэмы, философские стихи. В То Же Время Д. - тонкий лирик, как это наблюдаем, например, в стихе:

Ты - болість. Убежать от тебя -

Лучший будет счет.

Разве здоровье не желает

Для себя мужчина?

И где найти на свете место,

Чтобы образ твой не мечтали?..

Я раз заболел, с тобой быв, -

Без тебя - сто раз!

(Пер. А. Крымского)

Поэзия Джами в большинстве случаев переосмысливается как воспевание Человека. Его идеал - совершенный человек, а его эстетика - эстетика уравновешенного синтеза. Следует помнить, что Джами синтезировал все идейно-художественные достижения литературы предыдущих веков на языке дари. Из его школы вышел А. Навои, который считал себя учеником и последователем Джами. В отечественном востоковедении наиболее полно творчество Джами проанализировал его первый исследователь А. Крымский («Исторія Персіи, ея литературы и дервишеской теософіи». - Москва, 1903), опубликовал в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона статье «Джами» и «Персидская литература». А. Крымский первым перевел на украинский язык несколько произведений Джами. Отдельные стихи Джами перевел В, Мисик.



По И. Брагинским