|
ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ
(1921 - 1990)
ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ
Дюрренматт родился в 1921 году в небольшом селе Конольфінген в семье пастора одного из сельских приходов кантона Бери (Швейцария). Высшее образование получил в Цюрихском и Бернском университетах, где изучал филологические и естественные науки, философию и теологию, увлекался историей искусства и упорно занимался живописью.
В литературе дебютировал в годы Второй мировой войны. Мрачный, скептический взгляд на мир отделял Дюрренматта, с самого начала ему были присущи черты писателя интеллектуального склада, но и подозрительная несерьеВНОсть, позерство. Дюрренматт начал писать в те годы, когда на подмостки европейских театров вышла драматургия «интеллектуального направления». Во Франции, в годы войны, ставились пьесы Сартра, Камю и Ануя. По сравнению с этой драматургией комедии и проза Дюрренматта гораздо свободнее. Он не раз писал про свою тягу к игры, об отсутствии четко сформулированного (до и во время работы) замысла.
Драматургическим дебютом писателя стали пьесы «В писании сказано...» (1947) и «Слепой» (1947), в которых автор рассматривает философскую парадоксальность противостояние абстрактной идеи и жизненной правды. Следующими драматургическими произведениями стали «Брак господина Миссисипи» (1952), «Ангел спускается в Вавилон» (1954). В этих пьесах Дюрренматт, мастерски владея искусством гротеска, подвергает острой критике нравы буржуаВНОго общества. Мировое признание и славу драматургу приносит трагикомедия «Визит старой дамы» (1956).
Уже из этих произведений стала заметна одна особенность его творчества. Как и большой швейцарский писатель Макс Фриш, Дюрренматт не отражал в своих произведениях действительность Швейцарии. В 60-е годы, на пике его творчества, литературная община была очень взволнована «исчеВНОвением Швейцарии» в швейцарской литературе.
Но на самом деле это было совсем не так. Дюрренматт, как и Макс Фриш,- наблюдатель отечественной действительности. Но эта действительность, как и мировая действительность, становится знаковыми элементами дюрренматтівської творчества. Дюрренматт пишет, смешивая, перетасовуючи характерные черты современного мира. Из этого материала он создает новую реальность, существующую по своим законам, забавную, гротескную, страшную, фантастическую, но знакомую, что легко узнать. Сам писатель говорил, что делает «модели возможных человеческих отношений».
Произведения Дюрренматта обогащенные подробностями. Постановка его пьес требует зрелища. Он постоянно говорит о своих пристрастиях к «яркого театра». Но конкретность самого современного жизнь кажется ему сомнительной: она лишь покров, который скрывает бездну. «В былые времена,- писал Дюрренматт,- когда полноправным жанром на европейской сцене была трагедия, ее герои сталкивались с определенными противниками. Победа над ними, торжество героя могли изменить развитие событий. В современной действительности найти противника не так просто. Произвол диктаторов привело к гибели миллионы. Но кровь не только на них, но и на системе, которая их породила. «Никто не имел к этому отношения, никто не хотел этого»
Параллельно с драматургической деятельностью Дюрренматт пробует свои силы также в прозе. Рассказ «Туннель» (1952) и неоконченный роман «Город» (1952) продолжают философские размышления писателя о сущности человеческого бытия. Оба произведения обыгрывают роковую невозможность человека противостоять трагическим событиям, извечная тяга человека предотвратить неминуемое. Герой рассказа не в состоянии ни отделиться от остогидлих попутчиков (хотя он и закрывает уши ватой, глаза - очками, рта сигарой), ни остановить поезд, неуправляемый несется к гибели. Незаконченный роман имеет очень выразительные експліцитні реминисценции с романом Ф. Кафки «Замок». Главный герой «Города», который недавно устроился в тюрьму охранником, чувствует себя таким же узником, как и те, которых он охраняет. Никакие логические доводы не могут перекрыть страшный вывод - «ниша» (замкнутое пространство), куда он попал - это ловушка, из которой ему никогда не вырваться.
Толчком к сюжету в Дюрренматта очень часто является появление из неизвестного далека нового героя. Герой радиопьеса «Авария» (1956) коммивояжер Трапе так же неожиданно появляется в доме стариков, играющих в суд, как старая дама в городе Гюллих (из «Визита старой дамы»). Но и там, где никогда никто не приходит, действительность Дюрренматта не поддается предсказаниям.
Можно было бы предусмотреть осуществлено в XX веке? Многие подтвердилось не только в отдельных людях, но и в целых народах, и в судьбе человечества. Дюрренматт исходит именно из этого качества современной реальности. Он создает действительность, наполненную катастрофами. Его герои подвластны случае, древнем года, который переворачивает их замыслы. Особенно сильно случай действует тогда, когда люди движутся к цели в соответствии с точно разработанным планом. «Худший случай нельзя предсказать, он случаен»,- писал Дюрренматт в спектакле «Физики» (1962), где говорится о возможности страшной вселенской катастрофы. Писатель считает, что «искусство драматурга заключается в том, чтобы лучше воплотить случай в сюжете».
Радиопьеса «Операция "Вега"» (1954) вся построена на соотношении ожидаемого и результатов. Дюрренматт в далеком 1954 году предусматривал возможность звездных войн, перенос политики до космоса. Он пишет о полете на Венеру с целью использования преступников, которые веками ввозились сюда двумя враждебными государственными группировками, в будущих военных столкновениях. Но действительность, которая была прикрыта облаками далекой планеты оказалась совсем другой, чем представляли себе прибывшие. Прямо противоположной была реакция существующих в ужасных условиях жителей на предложение вернуться на Землю.
Свои оригинальные, иногда дискуссионные эстетически-художественные взгляды на искусство Дюрренматт воспроизвел в сборнике эссе «Проблемы театра» (1955), что является одной из главных теоретических трудов писателя.
Основное напряжение в творчестве Дюрренматта - в двойственности вроде нерушимого единства. В одной действительности он замечает две, за покровом покоя он видит хаос, по повышенным - низкое, за радужными надеждами - близкую катастрофу.
Случай, случайность в его произведениях - лишь привычный для писателя способ сдвинуть «двойную оптику», раскачать и надломить несуществующую цельность.
Разлом этой цельности - главный результат самых раВНОобразных его сюжетов. В известной комедии «Ромул Великий» (1965) материалом служит смена эпох. Рушится один мир, мир великой культуры, начинается новое время. В конце пьесы к римской столице вступают варвары. Но злом жизни начался раньше и только углубляется на протяжении всего спектакля. Смешные детали помогают начать расслоение жизнь, разрушают одно, чтобы показать им что-то другое.
Славной частью творчества Дюрренматта есть серия детективных романов («Судья и его палач» (1951), «Подозрение» (1956), «Обещание» (1958)), после выхода которых за автором прочно закрепилась слава непревзойденного мастера, виртуоза детективного жанра. Через интересные интриги, аналитически точные и психологически достоверные расследования, вместе с ведущими детективами Берлахом и Маттеи автор не только и не столько ищет преступника, сколько раскрывает потаенный механизм ситуаций, скрытых причин и последствий, через которые можно выйти на разгадку истинной действительности, в основе которой всесильна игра случая, что правит Вселенной и, по мнению автора, является закономерностью жизни.
В литературоведении существует мнение, что герои Дюрренматта нереальные и напоминают марионеток. Известный американский писатель Курт Воннегут как-то сравнил произведения Дюрренматта с очаровательными и редкими швейцарскими часами, в механизме которых все слишком качественное, но не имеет никаких тайн.
Эта мысль кажется нам не совсем верным. Дюрренматту действительно не присущ психологизм, который очень долго почитался у нас как признак подлинной реалистической литературы. Этот мастер ярко показывает развитие человеческих душ только тогда, когда это необходимо и когда это действительно имеет смысл. Герои выдающегося швейцарца попадают в чрезвычайные ситуации и все они реагируют на эти ситуации не одинаково. Порой герои делают неестественные поступки, такие, которых мы не могли предвидеть. Но Дюрренматт добивается большего: описанные им реакции необычные, но в них отражается то вечное, всеобщее, что является понятным для многих людей. Есть что-то страшное в словах Дюрренматта о том, что «судьбы людей разогреваются одинаково».
Творчество Дюрренматта всегда отличалась юмором. Не натужный и легкий, он долго не теряет своих свойств; веселый, едва не переходит в гротеск. Юмор Дюрренматта естественный, потому что он основан на той самой двойственности зрения, которая и отличает дар писателя. Его юмор не фиксирует соотношение, расщепляет целостную картину мира. Дюрренматт обыгрывает даже такую тему, как смерть человека и угрозу гибели человечества. Так комедия «Метеор» (1966) посвящена описанию постепенного «умирания» главного героя писателя Швиттера. Смерть подается как бунт, как закономерное стремление к естественности.
В повести «Зимняя война в Тибете» (1981) юмора нет. Не смотря на сравнительно небольшой объем, перед читателем развернута грандиозная масштабная картина. Планета после атомной катастрофы. Нет многих стран и народов. Люди, как дикие двинутся последние остатки техники, в которой видят причину того, что произошло. А где-то в Тибете продолжают биться батраки. Власть разжигает воинственные убеждения, без которых теперь трудно обойтись: рядом не такие же полумертвые люди, а враги, с которыми надо бороться и ради этого жить. Против кого воюют люди? За что отдают свои руки-ноги, кладут свои головы? Враг - это фикция. Родины нет. Есть незаметная администрация и наемники из разных стран и народов, которые уничтожают себя и себе подобных.
Наймитство - страшное явление швейцарской армии. С давних времен жители центральных кантонов зарабатывали этим себе на хлеб, воюя за чужие интересы. Но в повести Дюрренматт понимает это явление шире. Он имеет в виду не соотношение, а катастрофический разрыв между людьми и чуждой им властью. В его конечном понимании наймиты - все человечество. В рассказе написано о замерзшие города, о калек, потерявших разум, о мире, который похож на бордель и тюрьму. В этом мире власть, которая очень хорошо укрылась в бункерах, продолжает обращаться к своим народам.
Поражает образ калеки, который еле передвигается подземными ходами, царапает на стене свои записи протезом. Почти обезумев от страха, он готов стрелять в любой момента любого. Его записи - крик души, ужаса перед тем, что случилось, воспоминания о прошлой жизни. О культуре, которая разрушена и сейчас погребена под камнями. А может, это ему только кажется? А может, люди, которые его окружают только слабые тени, а жизнь на самом деле совсем другое? В этом наймиті две души. Уже один только этот образ, фантастический и убедительный, впитывает в себя трагические черты современного человечества.
До последнего вздоха (умер великий швейцарский писатель 14 декабря 1990 года) Дюрренматт занимал демонстративно нейтральную позицию в политических предпочтениях, так и в литературных направлениях. Автор 30-томного собрания сочинений, лауреат нескольких международных премий (Мольєровської (1957), Шиллеровської (1959), Бюхнеровської (1988)), Дюрренматт остается для нас человеком, который, по его словам, «не считает необходимым решать мировые загадки», но и поныне помогает человечеству разбираться в своем таком запутанном повседневной жизни, оставаясь всегда и остро злободневным и одновременно вечным.
«Визит старой дамы»
Свою лучшую пьесу «Визит старой дамы (1956) сам автор характеризовал как «трагическую комедию», считая, что «только в драматической форме комедии можно воплотить современную трагедию».
Невероятные события разворачиваются в этой пьесе. Баснословно разбогатев, главная героиня - бывшая жительница городка Гюллих Клэр Цаханесян - подкупает всех жителей родного города и заставляет их убить за миллион долларов мужчине, который когда-то покусился на ее достоинство. Город Гюллих существовало по общим законам человечества. Его жители, комментировал Дюрренматт - «не чудовища, а такие же люди, как мы все». Сначала предложение американки-миллионик с достоинством отвергнута всем городом, но постепенно ситуация меняется. Автор психологически точно и обоснованно подает изображение механизма изменения настроения (за исключением господина учителя) почти каждого из героев: на одном появились новые желтые ботинки, второй курит дорогую сигару. Каждому вроде бы неизвестно, почему он идет на такие расходы. Но подсознательная работа по исключению совести уже началась. Мотивы, которые привели жителей к решению совершить это преступление, с развитием действия начинают казаться такими естественными, что драматург советует играть свою жестокую спектакль «не жестоко, но со всей человечностью, с грустью, а не с гневом, и обязательно с юмором».
Спектакль «Визит старой дамы» родилась, со слов автора, из воспоминаний о маленький вокзал, на котором никогда не останавливались поезда. Автор спрашивал себя: что могло задержать здесь поезд? Кто мог себе позволить воспользоваться для остановки стоп-краном? Это самая богатая женщина мира появилась в родном городке. И разворачиваются события, которые полны различными столкновениями, действительность Дюрренматта полна неожиданными случаями и страшными в своей повседневности результатам, которые в конце концов шокировали и горящую гневом мадам Цаханесян, и всех жителей города, но после того, как уже все произошло и ничего нельзя изменить.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: пьесы: «Уписанні сказано...» (1947), «Слепой» (1947), «Брак господина Миссисипи» (1952), «Ангел спускается в Вавилон» (1954), «Авария» (1956), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962), «Метеор» (1966), сборник эссе «Проблемы театра» (1955), романы «Судья и его палач» (1951), «Подозрение» (1956), «Обещание» (1958), повесть «Зимняя война в Тибете» (1981).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Павлова Н.С. Фридрих Дюрренматт. - М., 1967.;
2. Затонский Д.В. Дюрренматт и детективы // Затонский Д.В. Зеркала искусства. - М., 1975.
|
|
|