ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДЮМА, Александр

(1802 - 1870)

ДЮМА, Александр - творчество писателя

ДЮМА, Александр (Дюма-отец; Dumas, Alexandre - 24.07.1802, Виллер-Котре - 05.12.1870, м. Пюи) - французский писатель.

Родился в семье дивизионного генерала Александра Дюма-Дави де ла Пайєтрі и Мари-Луизы Лабуре. Отец будущего писателя - республиканец - был сыном Антуана-Александра Дави, маркиза де ла Пайєтрі и чернокожей рабыни с фамилией Дюма, которое прибрал себе юный мулат, вербуючись в драгунский полк. Это фамилия оставил себе будущий писатель, который обожал своего отца - сильного, красивого и мужественного мужчину, который совершил немало подвигов, но попал в немилость к императору.

Детские годы и юность Дюма провел в Вилле-Котре, с которым его связывали самые лучшие воспоминания.

В 1823 г. Дюма, в погоне за счастьем, приехал в Париж и, устроившись в канцелярии герцога Орлеанского, узнал от И. Лассаня, своего коллеги, который публиковался в газете и писал водевили, о литературной жизни столицы. Рассказы Лассаня захватили юного Дюма, и он решил посвятить себя литературной карьере. Прежде чем взяться за ремесло писателя, юноша начал много и внимательно читать. Список произведений, с которыми непременно надо было ознакомиться, составил для Дюма тот самый Лассань.

Осталась только одна проблема - нужно было выбрать жанр, и им стала драма. Возможно, здесь сыграла свою роль дружба с Лассанем, а также присуще тому времени общее увлечение театром, и особенно интерес Дюма до «Гамлета», которого он видел в исполнении английских актеров. Первым произведением Дюма, подписанным Дави (по фамилии отца и деда Дави де ла Пайєтрі), был одноактный водевиль «Охота и любовь» («La chasse et l'amour»), поставленный 22 сентября 1825 г. в Амбигю и написанный в соавторстве с П. Ж. Руссо и А. де Левеном.

Вопрос о выборе жанра возникал перед Дюма много раз. Этим и объясняются творческие поиски Дюма, который писал драматические произведения, исторические хроники, стихи, рассказы, романы. Дань драматургии Дюма отдал в юные годы, которые совпали с периодом становления романтизма на сценах Парижа. Пылкий сторонник нового направления в искусстве, именно Дюма стал автором первой романтической исторической драмы, которая с триумфом прошла на французской сцене, - «Генрих III и его двор» («Henri III et sa cour», 1829).

В пьесе ежеминутно происходят необычные события. Сначала зрители попадают в кабинет астролога Руджери, где Екатерина Медичи, мать короля Генриха III, планирует, как с помощью короля обезвредить своего соперника герцога де Гиза. Позже в том же кабинете новый фаворит короля Сен-Мегрен признается в любви герцогини де Гиз. Через минуту тут происходит тайная встреча членов Лиги во главе с де Гізом, который надеется, став вождем Лиги, сменить короля. Наконец, здесь же после совещания де Гиз находит платочек герцогини, догадывается о ее связь с Сен-Мегреном и решает отомстить.

Дюма не стремится к исторической правде в изображении поступков героев, а стремится реалистично изобразить вещи, реализуя этим принцип романтического историзма. Для него важна не определенное действие, а действенность, благодаря которой весь мир исторических реалий движется, встает как живой.

Пьесы Дюма шли одна за одной: 30 марта 1830 г. - «Кристина» («Christine») - в Одеоне; 3 мая 1831 г. в Порт Сен-Мартене - «Антони» («Antony»), которую считают также первой драмой Франции о современном человеке; 20 октября 1831г.- «Карл VIIу своих вассалов» («Charles VII chez les grands vassaux») - в Одеоне; 10 декабря 1831 p. - «Ричард Дарлингтон» («Richard Darlington») - в Порт Сен-Мартене и др. Драмы Дюма проложили путь романтической драме В. Гюго.

Вскоре Дюма почувствовал, что ему становится тесно в рамках драмы. Вопрос о том, где найти себя, встал перед ним уже в начале 30-х pp. В номере «Обозрение двух миров» («La Revue de Deux mondes») от 15 декабря 1831 г. он опубликовал три исторические рассказы, которые были благосклонно встречены читателями. Этот успех натолкнул Дюма на мысль серьеВНО заняться исторической прозой.

Обратившись к жанру романа, Дюма перенес в него все лучшее, что было в его драме. Это и живые диалоги, и захватывающий сюжет, и четкая и стройная композиция. Одновременно в роман Дюма перешел и свойственный его драме мелодраматизм. Любимые Дюма элементы мелодрамы остаются в большинстве его романов: роковые тайны, афектація чувств и эмоциональная насыщенность речи персонажей, опасности, которые на каждом шагу подстерегают героев.

Один из наиболее насыщенных мелодраматическими элементами романов Дюма - «Две Дианы» (Les Deux Diane», соавт. Мэрис, 1846-1847). Здесь есть и тайны и невинная героиня - жертва подлых интриг, и зловещий «дуэт» - Диана де Пуатье и коннетабль Монморанси, и комический слуга Мартен-Герр, и благородный и великодушный (правда, не всегда) герцог Гиз. Завершается роман типичной для романтической мелодрамы трагической развязкой. Однако тонкий анализ психологического состояния главного героя, глубина и серьеВНОсть основных проблем, стоящих в романе, перерастают рамки обычной мелодрамы.

Элементы мелодраматизації имеющиеся и в известном романе Дюма «Три мушкетера» («Les Trois Mousquetaires», соавт. О. Маке, 1844).

В романе «Три мушкетера» воплощены новое видение действительности и истории, характерное для писателя первой половины 40-х годов. Если раньше его интересовала эпоха, то теперь во всех эпохах он ищет яркую личность. В «Трех мушкетерах» мы встречаем ряд героев, которые в последующих романах трилогии «Через двадцать лет» («Vingt Ans apres», соавт. Маке, 1845) и «Виконт де Бражелон» («Le Vicomte de Brage-lonne», соавт. Маке, 1848) попадут в новую эпоху. Исторические обстоятельства меняются, герои остаются.

Если в «Генрихе III» герои были как бы не на своих местах, то в «Трех мушкетерах» - наоборот. Пытаясь влиять на политику, ни Ришелье, ни королева, ни кто-либо другой не стремится занять место короля, а тот, в свою очередь, не пытается сосредоточить всю власть в своих руках, угроза кардинала оставить пост первого министра пугает его.

Важно, что Дюма подчеркивает ценность личности как таковой, вне знаниями и титулами. Автор останавливает наше внимание на мысли о призрачности целей, человеческих стремлений - славы, почестей, карьеры. Всю жизнь главного героя - д'артаньяна - это ступеньки до высших военных чинов. Неслучайно в конце каждой из книг трилогии автор говорит о том, чего достиг отважный гасконец на данном этапе. В конце «Трех мушкетеров» терроре вписывает свое имя в патент на получение лейтенантского чина. «Через двадцать лет» завершается сообщением о назначении д'артаньяна капитаном королевских мушкетеров. И, наконец, в финале трилогии приходит известие о его гибели на поле боя в чине маршала. Карьера сделана, но счастлив ли герой? Дюма намеренно порывает с героем в тот момент, когда тот становится маршалом. Вручая д'артаньяну давно заслуженную награду лишь перед смертью, писатель подчеркивает всю марнотність погони за славой и богатством.

Знаменательно, что Дюма значительное внимание уделяет жизни и поведении героя в определенный промежуток времени. Для него важна мгновение жизни и то, как проявляет себя герой в этот момент. Герои романа словно остаются без прошлого и будущего, они живут только здесь и сейчас. Мгновение жизни максимально насыщается, поскольку она и является высшей ценностью.

Следует также заметить, что мир героев очень тесный: где бы не находились мушкетеры, в Париже, на юге или на севере Франции, даже в Англии, - везде они встречают то миледи, то кардинала, то короля. Логика момент заставляет Дюма сталкивать своих героев в разных ситуациях, разыгрывать различные комбинации и внимательно следить за правдоподобием развязок с учетом исключительности своих героев.

Герои Дюма деятельные, от них веет энергией, оптимизмом, избытком сил, праздничностью. Они расценивают каждый момент своей жизни как неповторимый и живут с такой полнотой и отдачей, что не могут не увлечь читателя.

Эта особенность произведений Дюма - обычное продолжение особенностей характера самого писателя. Все современники отмечали необыкновенное жизнелюбие и жизнерадостность Дюма. Человек щедрой души, он всегда любил быть в окружении друзей, для которых умел пожертвовать многим. Однако друзья, а точнее те, кого Дюма считал такими, умело пользовались его бескорыстием и великодушием. Став одним из самых популярных писателей Франции, Дюма зарабатывал до двухсот тысяч франков золотом в год, но через собственное расточительство и ловкость «друзей» и «подруг», которые бессовестно жили за его счет, он закончил жизнь в бедности, и получил возможность достойно умереть только благодаря сыну - тоже писателю Александру Дюма-младшему, который взял на себя ходатайство об отце.

Чрезвычайно популярным у широкой общественности стал роман Дюма «Граф Монте-Кристо» («Le Comte Monte-Cristo», соавт. Маке, 1845-1846). «Граф Монте-Кристо « тоже написан в жанре романа-фельетона, что обусловило насыщенность сюжета и напряженность интриги. Судьба Эдмона Дантеса - героя романа, поломана и изуродованный подлыми, низкими людьми. Заключенный в неприступном замке Иф, Дантес долгие годы страдает от одиночества. Только благодаря случайности он знакомится с другим заключенным - аббатом Фариа.

Добрый, мудрый и волевой человек, аббат объясняет Дантесу причину его бедствий, помогает бежать из тюрьмы, оставляет в наследство огромный клад, спрятанный в потайном месте. Став богатым и влиятельным, Дантес под именем Монте-Кристо появляется в Париже, чтобы отомстить всем, кто виноват в его несчастьях.

Толчком для создания образа Дантеса стала реальная история молодого сапожника Франсуа Пико. Обычный швец под пером Дюма превратился в графа Монте-Кристо - волевую, решительную человека. Изменился характер героя - а, следовательно, изменились и способы, которые он выбирает для наказания порока. Пико просто убивает своих врагов, руководствуясь при этом лишь ненасытной жаждой мести. Пико - пусть и не совсем обычный, но все же убийца. Дантес - романтик, благородный герой. Он не только мстит конкретным людям - через них он наказывает порок. Закономерен и финал необычной истории, которая лежит в основе сюжета романа, - ослепленный ненавистью Пико в конце концов сам погибает от рук мстителя. Другую судьбу приготовил Дюма своему герою Эдмону Дантесу: осознав безысходность пути, которым он шел, граф Монте-Кристо покидает родные берега без надежды на счастье и душевный покой. Дантес - ни в коем случае не обездолен, доведенная до отчаяния человек, которому судьба дала возможность отомстить врагам и которая использует для этого любые средства. Годы страданий привели его к мысли о необходимости очищения мира от ханжества, предательства и подлости. И, будучи человеком справедливым и мудрым, Монте-Кристо осознает неправомерность принятого когда-то решения.

Дюма, который любил свои романы не меньше, чем его читатели, всегда мечтал хотя бы немного пожить жизнью лучших своих героев, воплотить в реальность то, что подсказывало ему воображение. Одной из самых грандиозных и дорогих фантазий писателя стало создание «замка» Монте-Кристо, на что пошли очень большие средства. На его торжественное открытие было приглашено 600 человек. С тех пор в «замке» - довольно бессмысленной и безалаберном здания, сочетающей архитектурные стили всех времен и народов, - ежедневно бесплатно жили, питались и развлекались толпы бездельников, часто даже незнакомых, которые, несмотря на то называли себя друзьями и поклонниками писателя. Сам Дюма в развлечениях, постоянно устраивались за его счет в его доме, участия почти не принимал. Уединившись в кабинете, он работал. Но деньги вичерпувались, а вместе с ними исчезли и «друзья», а дом, которым писатель так гордился, пришлось продать за бесценок. Однако Дюма не впадал в отчаяние. Уверенности в завтрашнем дне придавала ему необычайное трудолюбие, благодаря которой романист создал десятки томов мемуаров, путевых заметок, исторических хроник.

Романтик по мировосприятию, Дюма, создав большинство своих произведений в 40-60-х гг., не мог не заметить, что романтизм постепенно теряет свои позиции. Это отразилось и на способе отображения реальной действительности, и в трактовке характеров. Самостоятельность - типичная черта романтического героя - за редкими исключениями не свойственна героям Дюма. Борьбу они ведут партиями, группами, различными временными объединениями. Даже в дуэлях участвуют по несколько человек с каждой стороны (например, в романах «Три мушкетера», «Шевалье Д'Арманталь» («Le Chevalier d'Harmental», соавт. Маке, 1842) «Сільвандір» («Sylvandire», соавт. Маке, 1843). Обычно, героям Д. не свойственны и внутренние противоречия с окружающим миром - еще одна из характерных черт романтического героя. Будучи благоразумными, трезвомыслящими, эти люди принимают мир таким, какой он есть: Рауль («Шевалье Д'Арманталь»), Каноль («Женская война» - «La Gutrre des femmes», соавт. Маке, 1845), мушкетеры; или идут на компромисс и убеждают себя принять условия этой жизни: Амори («Амори» - «Amaury», соавт. Мэрис, 1844), Роже («Сільвандір»).

Роман «Сільвандір» вообще является отдельной страницей творчества Дюма. Он был написан в 1843 г., то есть одновременно или почти одновременно с такими произведениями, как «Асканио» («Ascanio», соавт. Мэрис, 1843), «Три мушкетера», «двадцать лет Спустя», «Граф Монте-Кристо».

Логично было бы предположить, что романы, созданные в одно время, должны иметь определенное сходство. Однако «Сільвандір» кардинально отличается от названных произведений. Он является скорее своеобраВНОй пародией на романтический роман, а его герой - пародия на романтического героя. Уже на первых страницах произведения автор комической характеристикой и описанием досуга героя снижает романтический пафос образа. Вообще, первая любовь несколько меняет мироощущение юноши. Он обожает Констанс, стремится преодолеть все препятствия, которые стоят между ними, и делает много глупостей, свойственных человеку его возраста. Известие о смерти любимого приводит Роже на горькие размышления, и вот в этом он проявляется как романтический герой: юноша чувствует себя одиноким, ему кажется, что весь мир восстал против него. Роже решает стать иезуитом, но оказывается, что Констанс живая. Чтобы добиться ее руки, Роже едет в Париж, надеясь разбогатеть. Постепенно жизнь в столице «затягивает» юного провинциала. Желание разбогатеть становится самоцелью. И тогда он отказывается от Констанс и решает жениться на совершенно незнакомой ему Сільвандір. Бескорыстие - типичная черта романтического героя - не свойственна Роже, а его любовь исчезает, когда только появляется возможность жениться на богатой.

Есть в этом произведении и характерный для романтического романа «романтический злодей». Его функции выполняет Сільвандір. Однако в ней нет фатальной одержимости, которая свойственна, например, миледи («Три мушкетера»), а потому нет и своеобраВНОго мрачного ореола, присущего персонажам такого плана. Сільвандір - не демоническая натура, все ее поступки продиктованы исключительно легкомыслием, эгоизмом и стяжательством. Собственно, корысть - черта, свойственная почти всем персонажам романа, кроме Констанс.

Среди самых популярных произведений Дюма - трилогия, куда входят романы «Королева Марго» («La Reine Margot», 1845), «Графиня де Монсоро» (La Dame de Monsoreau», 1846) и «Сорок пять» («Le Quarante-cinq», 1847-1848), написанные в соавторстве с А. Маке. События, описанные в этих романах, переносят читателя в эпоху гугенотских войн. Действие происходит во время царствования Карла IX - «Королева Марго» и Генриха III - «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять». Однако главное место в романах отведено любовной интриге, а исторические события являются лишь фоном, хотя некоторые из них (например, события Варфоломеевской ночи) освещены достаточно подробно. На страницах трилогии мы встречаем немало исторических личностей. Это и Екатерина Медичи и Карл IX, Генрих Наваррский и его жена Маргарита, и герцог Анжуйский, и Генрих де Гиз и др.

Но обычных упоминаний в исторических хрониках и документах было мало для создания логически завершенного образа. Основываясь на известных хроник характеристиках реальных исторических персонажей, Дюма, создавая характеры своих героев, сохранил замеченные современниками особенности этих событий, делая акцент на самых примечательных чертах, иногда даже намеренно усиливая их. Так происходит с Екатериной Медичи, коварство и жестокость которой автор постоянно подчеркивает; с Генрихом III, чья слабость и пассивность отразились на страницах романов «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять».

Действие всех трех романов происходит при королевском дворе, и читатели становятся свидетелями лицемерия и коварства короля и придворных. С присущим ему мастерством, Дюма воссоздает атмосферу распущенности, низкопоклонничества, бесчувственности, которая царит при дворе. Интригам, заговорам и убийствам Д. противопоставляет открытость, благородство, умение дружить и по-настоящему любить, присуще отважным Ла Молю и Коконнасу («Королева Марго»), бесстрашному Бюсси и его возлюбленной - Диане де Меридор, честному Решимо («Графиня де Монсоро»). Важное место в романах «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять» занимает образ Шико - королевского шута, который искренне привержен к Генриху и пытается спасти своего обладателя от посягательств на его корону. Как и большинство лучших героев Дюма, Шико отличается благородством, великодушием, жизнерадостностью, находчивостью и остроумием. Хотя судьба сделала его шутом венценосной особы, Шико талантливее, мудрее и справедливей, чем те напыщенные дворяне, которые крутятся возле короля, надеясь на его благосклонность.

Много своих произведений Дюма создал в соавторстве с малоизвестными или совсем неизвестными литераторами. Среди них Опост Маке: трилогия о мушкетерах, «Женская война», «Граф Монте-Кристо», «Шевалье де Мезон-Руж» («LeChevalier de Maison-Rouge», 1845), «Ожерелье королевы»(«Le collierdelareine», 1849), «Черный тюльпан» (La Tulipe noire», 1850); Поль Mepic: «Асканио», «Амори», «Две Дианы»; Поль Бокаж: «Тысяча и один призрак» («Lernille et un fant6mes», 1849), «Парижские могикане» («Les Mohicans de Paris», 1854), «Сальватор» («Salvator», 1855); Поль Лакруа: «Женщина с оксамиткою на шее» («Le Femme au collier de velures», 1850) и др. Именно труд с соавторами дала возможность писателю создать такое количество произведений. Обязанностями соавторов были выбор сюжета произведения, иногда разработка того или иного образа или ситуации, чаще - подбор необходимых исторических документов и расстановка пунктуационных знаков, которые Дюма почти никогда не ставил, чтобы ускорить написание произведения. Но главную работу - преобразование предварительных робких набросков в настоящий литературное произведение - всегда выполнял Дюма. Все, что выходило из-под его пера, мало особый дух, особую атмосферу, которую Достоевский называл «дюмівським интересом».

Пользуясь классификацией, делящей романы Дюма на авантюрно-романтические, авантюрно-исторические и собственно исторические, нужно заметить, что большинство своих собственно исторических произведений Дюма создал без помощи соавторов. Это «Изабелла Баварская» («Isabel de Baviere», 1835), «Капитан Ришар» («Le Capitain Richard», 1855), «Соратники Лгу» («Les compagnons de Iehu», 1857), исторические хроники - «Наполеон» («Napoleon», 1840), «Генрих IV»(«Henri IV», 1855) и др., что указывает на особое отношение к ним самого автора.

Исторические романы Дюма известны значительно меньше широкой публике, чем романы авантюрно-исторического или авантюрно-романтического характера («Три мушкетера», «Королева Марго», «Асканио» и др.). Они нарушают стереотип, что романы Дюма предназначены сугубо для развлекательного чтения. В них нет насыщенного сюжета или сногсшибательной интриги. Любовная линия в этих романах отходит, как правило, на второй план. Так происходит, например, в романе «Капитан Ришар», действие которого охватывает период наполеоновских войн и свержения империи Наполеона. Главный герой - капитан французской армии, но с самого начала произведения мы знакомимся с героем, которого не можем отнести к второстепенным - это император Наполеон. Хотя имени императора нет в названии романа, мы со временем осознаем, что именно Наполеон занимает центральное место в романе. Дюма стремится показать его не только героем вымышленной романной истории, но и центральной движущей силой эпохи.

В жизни писателю не всегда было хорошо, но у Дюма было самое главное - настоящие добрые друзья: Ж. де Нерваль, В. Гюго, Н. Парфе, Г. где Бонуар, преданные читатели и счастье творчества.

Украинский язык отдельные произведения Дюма перевели В. Косач-Кривинюк, С. Столбцов, С. Буда, Л. Александрова, Г. Терещенко.



M. Мішіна, В. Луков