|
ДУЧИЧ, Йован
(1871 - 1943)
ДУЧИЧ, Йован - творчество писателя
ДУЧИЧ, Йован (Дучип, Иован - 05.02.1871, м. Трет-біньє, Герцеговина - 07.04. 1943 г. Гэри, шт. Индиана, США) - сербский поэт.
Дучич родился в городе Требіньє (Герцеговина), которое расположено сравнительно недалеко от моря и Дубровника. Море, увиденное в детстве, навсегда вошло в память поэта как одно из самых ярких жизненных впечатлений, море вдохновило его на создание многих стихов. «Мне кажется, что душа - лишь начало моря...» («Опівдень»). Среди своих далеких предков Дучич называл известного сподвижника Петра i - Савву Владиславича Рагузинського (в конце жизни Дучич напишет о нем книгу «Об одном серб-дипломат при дворе Петра Великого и Екатерины. Граф Савва Владиславич Рагузинський», которая выйдет в свет в Питсбурге в 1942 г.).
Трагическая судьба родного края не обошла семью поэта - его отец погиб во время герцеговинського национально-освободительного восстания 1875 г. Дучич принимал активное участие в патриотическом движении молодежи в Мостаре, он был одним из основателей журнала «Заря». Во время редакторской деятельности Дучича журнал уделял особое внимание славянским и западноевропейским літературам. Творческий путь поэта охватывает почти полвека - его первая книга «Стихи» («Песме») вышла в свет в 1901 г. в Мостаре, последняя, «Лирика», - в 1943 г., в Питсбурге (США). Поэтический талант сочетался в Дучича с дарованием прозаика - автора многих эссе о писателях-современниках, путевых заметок («Города и химеры» - «Градови и химеры», 1940), книги афоризмов («Сокровища царя Радована» - «Сокровище царя Радована», 1932).
В отличие от своих друзей, занятых, как, например, А. Шантич, проблемами родного края, Дучич мечтал вырваться из балканской провинции и в 1899 г. уехал учиться на Запад, навсегда покинув Герцеговину и Мостар. В Женеве и Париже Дучич познакомился с литературным и культурным жизнью Европы, много читал, изучал языки, что помогло ему стать одним из образованнейших писателей среди своих соотечественников. В Белграде, куда он вернулся после учебы, началась его карьера дипломатического чиновника (с 1910 г. вплоть до Второй мировой войны представлял Сербию, а затем - королевскую Югославию в ряде европейских государств). В 1900-х гг. поэт считался самым авторитетным сотрудником журнала «Српски книжевни гласник».
Начало творчества Дучич обозначен влиянием фольклора и поэзии романтиков. Но лирика В. Илича и знакомство с раВНОобразным опытом других литератур убедили Дучича в необходимости обновления сербской поэзии. Он прошел через увлечение немецкой и русской поэзией. Но решающую роль в формировании Д. сыграла французская поэзия, которую, как утверждают исследователи, он прекрасно знал. Его, как и большую часть сербских поэтов 1900-х pp., привлекали авторы 2-ой пол. XIX ст., представители «парнаської» школы (А. Сюлли-Прюдом, А. де Ренье, Ж.-М. де Эредиа и др.) и символисты, особенно Ш. Бодлер и П. Верлен.
Свои творческие позиции Дучич выразил в эссе «Памятник Воиславу» (1902), своеобраВНОм «манифесте» первого поколения сербского модерна. Программный характер имеет и его стихотворение «Моя поэзия» (1904), полемически заостренный против гражданской ангажированности, социальной проблематики, коллективного начала в поэзии XIX в. Музе романтиков, которую, обычно, олицетворяла героиня народных песен - вила, покровительница и хранительница легендарных борцов за свободу, Дучич противопоставил совершенно новый для сербской поэзии образ - меланхолическую бледную деву с желтыми розами в волосах. Погружена в себя, безразличный к человеческому горю и вообще далека от земных проблем, муза поэта «слишком горда, чтобы жить для других». В этом ключе некоторой элитарности развивалась творчество и самого Д. Сфера его лирики - любовь, природа, рефлексии о жизни и смерти. И хотя в его интимной лирике превалирует достаточно абстрактная «философия сердца», в ряде случаев поэт смог передать тонкие психологические нюансы, зацепить интимные стороны любовных переживаний, незнакомые ранее сербской лирике, что способствовало более современному звучанию в ней этой темы.
Лучшая часть поэзии Дучича связана с природой. Это подтверждают стихи разных этапов его творчества (циклы 1900-х pp. - «Тени на воде», 1900-1901; «Адриатические сонеты», 1908, и более поздние, вышедших после 1918 p., «Солнечные стихи», «Вечерние стихи», «Утренние стихи»). Дучич тонко чувствовал природу, он наблюдателен, умеет найти точную деталь, создать конкретный образ. Его пейзажи всегда проникнуты душевным состоянием поэта. Тревогу, настороженность, напряжение лирического героя передают такие характерные для стихов Дучича образы, как ночной мрак, черный ветер, черные дожди, шум ночных тополей и т. п. Природа помогает выразить смутные ощущения, неуловимые душевные движения («Тополя» - один из лучших стихов поэта). Конкретный образ, который в ряде случаев возникает в начальных строках стихотворения, перерастает в символ с философским подтекстом. Происходит «деконкретизація» образа (И. Деретич). В более поздних циклах Дучича природа выступает как самостоятельный мир, к которому поэт относится с неподдельными интересом и теплом.
Характерную грань поэзии Дучича представляют изящные миниатюры из жизни любимого Дубровника эпохи барокко (цикл «Дубровницькі поэмы», 1908). «Действующие лица» цикла - барышни и кавалеры, представители старинных родов, доминиканские монахи, поэты. Куртуазные беседы, балы, пиры создают атмосферу подчеркнутой изысканности. Поэт придерживается одного из своих главных принципов: поэзия - это Красота. В духе парнаської школы Дучич видит ее в грациоВНОсти вещей, окружающих человека, воспроизводит ее пластическими, живописными образами, точными, конкретными деталями. В то же время объективную манеру письма он часто сочетает с легкой иронией, игривостью тона, как, например, в «Мадригале из Дубровника». В противовес багатослів'ю романтиков, Дучич выбрал строгую, «классическую» форму - и это стало одной из главных тенденций в поэзии сербского модерна первого поколения.
16 строк (4 четверостишия) «мини-поэм» Дучича содержат в ряде случаев историю целой человеческой жизни, вроде бы это, как заметил М. Кашанин, новелла или короткий роман. До любимых жанров поэта принадлежали сонеты, катрены, которые символизировали рост поэтической культуры, европеизации национальной поэзии. Дучич использовал и такой характерный для рубежа столетий жанр, как стихотворение в прозе (цикл «Голубілегенди», 1908). Поэту принадлежит большая роль в обновлении и обогащении поэтического языка, он находил новые, неожиданные и непривычные сочетания слов, открывал в них новые нюансы. Отсюда любовь Дучича к метафоре. Однако разрыв с фольклорной традицией сузил его языковой диапазон, лишив живого разговорного слоя. Большая часть стихов Дучича рубеже веков написана 11-и 12-составляющей в отличие от традиционного в сербской поэзии десятискладника. В последних циклах поэт обратился к короткой строки.
В годы Балканских войн, а затем Первой мировой войны Дучич выступил с национально-патриотической лирикой (циклы «Моя отчизна», «Царские сонеты», 1914-1917). Патетика стиля, торжественные декламаційні интонации были призваны возвеличить Сербию («Ave Serbia!», «Гимн победителей «).
Дучич писал до самой смерти, сохраняя неослабевающем требовательность к художественному уровню произведений. Неслучайно среди исследователей его творчества превалирует мнение, что талант поэта развивался по восходящей и лучшие произведения Дучич создал в 20-х - нач. 30-х pp., хотя написал он в это время немного (в циклах «Утренние стихи», «Вечерние стихи», «Солнечные стихи»). Тем временем на пестрой, непостоянной поэтической арене межвоенного двадцатилетия Дучич держался особняком. Для нового поколения он остался поэтом прошлого, рубеже веков. Его важную роль в развитии национальной поэтической культуры смогли оценить в это время, а тем более - продолжить только некоторые из его молодых современников.
Последние годы жизни Дучича прошли в США, куда он переехал с началом Второй мировой войны, поддерживая политику эмигрантского королевского правительства.
Отдельные стихи Дучича украинском языке перевел Д. Павлычко и О. Дзюба.
По Г. Дорониной
|
|
|