ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДРАЙЗЕР, Теодор

(1871 - 1945)

ДРАЙЗЕР, Теодор - творчество писателя

ДРАЙЗЕР, Теодор (Dreiser, Theodore - 27.08.1871, м. Терре-Хот, шт. Индиана - 28.12. 1945, Голливуд) - американский писатель.

Родился в небольшом городке Терре-Хот в семье немецких иммигрантов. Отец, Джон Пол Драйзер, ревностный католик, человек трудолюбивый и честный, принадлежал к разряду неудачников. Семья звезда жила в нищете, в поисках лучшей доли переезжала с места на место, из одной общины в другую. Теодор был последним, двенадцатым ребенком. Мать, Сара Драйзер, женщина неграмотная, но мудрая и добросердечная, сильная и самоотверженная, старалась скрасить жизнь семьи, но детские воспоминания Драйзера невеселые. Обучение в прихідській школе для застенчивого тугодума, каким он был тогда, стало настоящей мукой. Он рано начал зарабатывать на жизнь: был раВНОсчиком газет, раВНОсил белье, собирал квартирную плату, работал у торговца железными изделиями и сам торговал в розницу, подсобным рабочим на желеВНОй дороге, мыл посуду в одном из ресторанов Чикаго. Здесь он прошел свои «университеты». В настоящем университете в Блумингтоне (штат Индиана) ему повезло проучиться лишь год благодаря помощи школьной учительницы, которая заплатила за его обучение. В начале 1892 г. Д. повезло устроиться репортером в чикагской «Дейли ньюс». Меняются города и редакции: Сент-Луис, Кливленд, Пітсбурґ, Нью-Йорк. Расширяется круг тем, он успешно освоил ремесло газетчика. Драйзера включили в библиографический справочник 1899 г. «Who's Who in America» с указанием профессии - писатель-журналист.

1890-е и 1900-е годы в американской журналистике были ознаменованы выступлениями «розгортачів грязи», как впоследствии с легкой руки Т. Рузвельта назвали писателей, которые восстали против традиции «добропристойності» в литературе и стремились воспроизводить жизнь таким, каким оно было на самом деле, поставив в центр своей программы борьбу за интересы «маленького человека». Драйзер пристал к ним. Как и все его ровесники, он испытал большое влияние эволюционизма, пережил увлечение социал-дарвинизмом и прагматической этикой. Взгляды Драйзера сблизили его с писателями объективного, или натуралистического, напрямую, хотя до школы он не принадлежал и свои пути прокладывал самостоятельно. Мысль о том, что Драйзер - это «второй Золя», ошибочно. Властителем его дум был О. де Бальзак. Самое важное, чем Драйзер обязан Бальзакові, это открытием доминанты характера молодого человека, который стоит на пороге жизни, бросает ему вызов, которая вдохновлена мечтой об успехе.

Убедившись в том, что интерес к жизни у американцев связан с нетерпеливым ожиданием успеха, Драйзер решил исследовать психологию обделенного и честолюбивого «искателя счастья», и объектом его интересов стало американское общество. Первым шагом на этом пути был роман «Сестра Керри» («Sister Carrie», 1900), который критика встретила в штыки и сразу же был запрещен за «непристойность».

В центре романа - история юной провинциалки, которая прибыла в Чикаго в поисках работы. Керри - девушка, полна смутных желаний, без четких моральных принципов. Пройдя этап поисков работы и потерпев скуки от самой работы, Кэрри становится легкой добычей коммивояжера Друэ, которого она вскоре оставит ради Герствуда. Управляющий фешенебельного бара Герствуд - единственный герой Драйзера, который подвергся настоящей «трагедии страсти», - покидает семью и жертвует положением ради Керри, с которой сбегает в Нью-Йорк. Здесь ему не везет. В то время как он опускается вниз, Керри, боясь бедности, начинает искать для себя путь наверх сама. Неожиданно она открывает в себе артистический талант. Он помогает ей выразить присущую всем людям тоску за идеалом. Нежность, которая жила в глубинах ее души и, очевидно, привлекала к ней Герствуда, не помешала ей его оставить. В то время как Герствуд, став жалким бедняком и решив, что «игра окончена», наложил на себя руки в гряВНОй ночлежке, Керри, из артистки кордебалета превратившись в звезду эстрады, в роскошном номере гости-эти «Волдорф» читает роман О. де Бальзака. Выбор Драйзера «Отца Горио» примечателен: драма Герствуда похожа на трагедию этого «буржуаВНОго короля Лира».

Драйзер был первым, кто сказал американцам: «Вот вы какие!» Критиков возмутило то, что его героиня избежала казни. Драйзер публично признали «позором Америки», и перед ним закрылись двери большинства журналов. За три года едва удалось опубликовать несколько статей. Материальная нужда заставила его вернуться к физическому труду на желеВНОдорожном пути.

1905 год он снова встретил в редакторском кресле. Драйзер - сотрудник компании «Баттерік пабликейшнс», в его ведении три женские журналы, где наряду с рекламой мод, фасонами и выкройками публиковалась всякая всячина про дом и семью. Драйзер же время сотрудничал с «розгрібачами грязи». Журналистика стала хорошей школой, где воспитался мужественный талант Драйзера-романиста.

В 1911 г. вышел второй роман Драйзера, начатый им десять лет назад, теперь он назывался «Дженни Ґерхарт» («Jennie Gerhardt»). В основе сюжета двух его первых романов - реальные факты из жизни сестер писателя. «Дженни Герхардт» - это своеобраВНОе зеркальное отражение «Сестры Керри». Дженни также происходит из бедной семьи, и соблазняет ее, как и Керри, человек из высших кругов. Но Дженни, в отличие от Керри, равнодушный к богатству, она создана для глубокой и верной любви.

После выхода «Дженни Ґерхардт» Драйзер начал работу над масштабным романом о бизнесе. Эта тема давно интересовала его как журналиста. В начале века ему приходилось брать интервью у миллионеров Карнеги, Армора, Филда, писать очерки о монополистов, некоронованных королей США. В свое время его поразила история Ч. Йеркса, который, розпочавший трамвайной аферы и тюрьмы в Филадельфии, позже «завоевал» Чикаго, Нью-Йорк и Лондон и стал мультимиллионером. Драйзер взялся изучить биографию Йеркса и других «династий неотесанных выскочек». Он даже пересек Атлантику, чтобы иметь представление о европейское окружение Йеркса, который стал прототипом Франко Каупервуда. В личности Йеркса Драйзера привлекал размах, то, что он утверждался не только в бизнесе, но и в любви и искусстве. Во время работы замысел разрастался, возникла идея трилогии. В 1912 г. появилась ее первая часть - «Финансист» (The Financier»), в 1914 вышла вторая - «Титан» («The Titan»), а впоследствии и заключительный роман - «Стоик» («The Stoic»). Драйзер исследует анатомию и философию Успеха. Показав изнутри работу ума и души своего героя, писатель прослеживает этапы его преобразования в «титане».

Роман построен как биография Каупервуда, своеобраВНОе жизни финансового магната. Главный герой - финансист-философ, что придает ему масштабности и величия. Во взглядах Каупервуда на жизнь и человека, в его размышлениях и рассуждениях о смысле существования прослеживаются постулаты философских и других научных доктрин, которыми восхищался сам Драйзер. Интеллектуальные поиски Каупервуда делают его в определенной степени двойником автора.

Титанизм, или демонізм, Каупервуда роднит его с «сверхчеловеком» Ф. Ницше, поскольку он подвластен только одному закону - закону собственных желаний. Богатство - не цель, а средство, позволяющее Каупервуду жить, руководствуясь девизом: «Мои желания превыше всего». Со временем его желания приобретают более метафизического характера, растет его «душевный и духовный голод», тяга к красоте как к передвісниці истины. Поиски «воплощенного идеала», в конце концов, приводят его к Беренис, в которой сочетаются две основополагающие иллюзии - любовь и искусство. «Ужас и чудо» жизни, по мнению Драйзера, заключается в том, что индивидуальность реализуется в иллюзии, которая является единственной реальностью. Жертвой этого трагического парадокса становится Каупервуд.

Заинтересованность Драйзера наукой, искусством, социальными теориями свела его в довоенные годы с мятежными жителями Гринвич-вілледжу, завсегдатаев которого С. Льюис метко назвал «люмпен-интеллигентами». Здесь встречались писатели и художники, агитаторы и мыслители, поборники феминизма и евгеники. Здесь, в Гринвич-вилледж, он встретил героинь своей будущей «Галереи женщин» («A Gallery of Women», 1929). Многое из увиденного и услышанного здесь Драйзер перенес на страницы «Титана» и, особенно, нового романа.

«Гений» («The Genius», 1915) - книга о природе искусства и роль художника. Юджин Вітла - главный герой, как в свое время Фрэнк Каупервуд, вызывает неприязнь и раздражение окружающих своей яркой индивидуальностью. Юджин Вітла - одаренный художник. Драйзер отважно нарушил существующую традицию «добропристойності» в литературе, его герой восстал против косности академизма и салонной красивости. Обстоятельства вынуждают героя взяться за работу в рекламном агентстве. Став респектабельным членом общества, Вітла изменяет самого себя. Творческий кризис углубляется душевной: женат (к тому же, жена беременна), он влюбляется в юную девушку. Гордиев узел развязывается трагически: умирает во время родов жена, оставив ему дочь; покидает его и Сюзанна. Юджина Вітла сначала охватывает апатия. Выход из кризиса связан с интересом теософией, религиозными культами мистического толка, философией. Во время исканий он открывает новую сферу - «великое искусство снов», где сон равнозначен «иллюзии». Юджин Вітла приходит к тому же выводу, что и Фрэнк Каупервуд: истинная реальность находится за пределами и только искусство способно ее изменить.

Через год после выхода романа «Западное общество по борьбе с пороком» добилось его запрета. На защиту «Гения « выступили многие писатели, в частности Д. Лондон, С. Льюис, Г. Уэллс, А. Беннет.

В 10-20-х гг. вступил в силу яркий публицистический талант Драйзера. Он издал две книги очерков - «Сорокалетний путешественник» («A Traveller at Forty», 1913) и «Каникулы уроженца Индианы» («A Hoosier Holiday», 1916), где путевые очерки (он странствовал Англией, Францией, Германией в 1911 p., а впоследствии пересек всю Америку) соединены с воспоминаниями и размышлениями писателя о современности, общество, личность и искусство. Примечательно, что одновременно с работой над «Титаном «и «Гением «он набросал план многотомной автобиографии. В 1916 г. завершил ее первый том «Рассветная заря» («Dawn»). Второй том «Книги о самом себе» («A Book of Myself) был закончен в 1919 p., но вышел в свет в 1922 г. На рубеже 10-20-х годов Д. словно подводил предварительные итоги, собирал ранее написанные пьесы, рассказы, очерки, дополнял их новыми и издал несколько сборников, среди которых «Двенадцать мужчин» («Twelve Men», 1919), «Цвета большого города» («The Colour of a Great City», 1923). Невольно возник замысел нового романа, который станет его триумфом.

«Американская трагедия» («An American Tragedy», 1925) возникла из нескольких строк криминальной хроники. В начале века американские газеты писали об убийстве каким-то Джиллетом беременной возлюбленной, которая стала препятствием на его пути к корыстному свадьбы. Убийцу казнили. В 1924 г. замысел романа созрел. Драйзер не скрывал сходства истории своего героя Клайда Гріфітса с историей Джиллета. Писатель посетил место реального преступления - Ликург, чтобы проникнуться его атмосферой.

Клайд Гриффитс, юноша из бедной многодетной семьи уличных проповедников, в меру тщеславный и надменный, но без образования, жизненной сознание, энергии, приобретя определенный - весьма сомнительного - жизненного опыта во время работы в отеле Канзас-сити, попадает в Ликург, где получает должность на фабрике богатых родственников. Здесь он познакомился и сблизился с работницей Робертой Олден. Вскоре ему представилась возможность войти в мир хозяев Ликурга. Дочь одного из богачей, Сандра Финчли, влюбилась в Клайда. А в это время выясняется, что Роберта надеется ребенка. У Клайда возникает намерение избавиться от нее, он продумывает план убийства и приглашает Роберту покататься на лодке, во время прогулки она погибает. У Клайда не хватило духу убить, помог случай. Несмотря на это, его обвинили в смерти Роберты и казнили на электрическом стуле. Такова сюжетная канва романа.

Образ Клайда Драйзер создает путем скрупулеВНОго нагнетание деталей, подробностей, которые, наслаиваясь, создают образ юноши, который с детства мечтает попасть за «высокие стены», в недоступный мир богатых людей. Необычность романа в том, что роль трагического героя досталась не Каупервуду, не Юджину Уитли, а ординарной личности.

«Американская трагедия» при всей масштабности, многоплановости очень цельная книга, подчинена единому замыслу. Такое впечатление создает не фигура героя, а логика развития его судьбы, имя которой - Неизбежность. Художественный зрение Драйзера позволил ему разглядеть в обычной уголовному делу трагедию судьбы.

Жажда нового, дух поиска побудили Драйзера в конце 20-х годов поехать в СССР. Его заинтересовал «колоссальный эксперимент, который проводился в масштабах целого государства». Результатом двухмесячного пребывания в Союзе стала книга «Драйзер смотрит на Россию» («Dreiser Looks at Russia», 1928), где есть воспоминания о Киев, Харьков, Одессу и другие города Украины. Драйзер не претендовал на исчерпывающий анализ увиденного. Он осознавал, что его впечатления поверхностны: «Я знаю очень мало правды о условия в России». Следует заметить, что писатель в целом принимал идеи коммунизма, это подтвердил и его вступление в Компартию США незадолго перед смертью.

В 1932-1933 pp. Драйзер совместно с Дж. Натаном, Е. Бойдом, Ю. О'нилом основал журнал «Америкэн спектейтор», пытаясь сплотить левые интеллектуальные силы в их антивоєнній и антифашистской борьбе. Многое из написанного в эту «политическую декаду» вошло в публицистические книги «Трагическая Америка» («Tragic America», 1931) и «Америку стоит спасать» («America Is Worth Saving», 1941).

В конце жизни Драйзер закончил роман «Оплот»(«The Bulwark», 1946), в центре которого история финансиста Солона Барнса, который оказался в роли современного Иова. Пафос поражения, привкус горького разочарования роднит «Оплот «со «Стоиком»(1947), над которым Драйзер работал одновременно, но так и не успел закончить. То же самое ощущение зря прожитой жизни переживает и Фрэнк Каупервуд, его мучают такие же мысли о бесполеВНОсти его титанической борьбы за богатство и власть. Герои Драйзера в конце жизни пытаются найти опору в вечных ценностях.

Драйзер также до самой смерти продолжал свой безнастанний духовный поиск. Дороги исканий привели его в конгрегаційну церковь, куда он начал ходить к причастию, и в коммунистическую партию. И в первом, и во втором случаях им руководила вера в Идеал, который, как это не странно, согласовывалась с его позитивістськими убеждениями. Эта вера освещает изнутри все, созданное Драйзером.

Украинский язык отдельные произведения Драйзера перевели М. Коваленкова, М. Ивченко, Л. Смелянский, И. Буше, Л. Ященко, А. Кундзіч, Е. Ржевуцька, М. Дмитренко и др.



Г. Іонкіс