|
ДОЙЛ, Артур Конан
(1859 - 1930)
ДОЙЛ, Артур Конан - творчество писателя
ДОЙЛ, Артур Конан (Doyle, Arthur Conan - 22.05.1859, Эдинбург - 07.07.1930, Кроуборо), английский писатель.
Дед и отец писателя - художники. Окончив медицинский факультет Эдинбургского университета, Дойл в 80-х гг. работал врачом, тогда же вошел в литературу. Первая публикация - рассказ «Тайна долины Сесасса» (1879). Первые шаги автора в медицине нашли отражение в автобиографической книге «Письма Старка Манро» («Letters of Starke Munroe», 1884). У1887 г. вышла его знаменитая повесть «Этюд в багровых тонах» («A Study in Scarlet»), которая положила начало всемирно известную «шерлокіану» - цикл рассказов, повестей, пьес о детектива Шерлока Холмса и его друга доктора Уотсона (Ватсона), над которым писатель работал с перерывами - до 1927 г. В 90-х pp. Дойл параллельно с рассказами о Холмсе и Уотсоне писал историко-приключенческие романы «Изгнанники» («The Refugees», 1893), «Большая тень» («The Great Shadow», 1894), «Подвиги бригадира Жерара» («The Exploits of Brigadeer Gerard», 1894-1895), «Дядюшка Бернак» («Uncle Bernac», 1896), «Родни Стоун» («Rodney Stone», 1896), цикл «Рассказов у камелька» («Tales by the Chimney», 1898). Эти произведения Дойл считал лучшими своими вещами и обижался на тех критиков, которые, как ему казалось, их недооценивали.
Пропагандируя идеалы рыцарского кодекса чести, писатель старался придерживаться их в личной жизни и всегда оставался патриотом Британской империи, хранителем ее лучших, по его мнению, традиций. В 1899 г. он добровольно ушел врачом на англо-бурскую войну, выступил с пространным проектом демократизации английской армии, пытался пройти в парламент страны. В книге «Великая бурская война» («The Great Boer War», 1900) автор, прославляя Британскую империю, отдает должное противнику и предупреждает соотечественников, что если они подпадут под влияние жадности и безделья», то потеряют не только Южную Африку, но и всю империю.
Писатель не только создал рассказы о Шерлоке Холмсе, но и лично раскрыл несколько запутанных уголовных дел, исправляя судебные ошибки и добиваясь оправдания невинных. Так было в деле Д. Ідалджі, перса по национальности, которая прогремела на всю Англию и которую Дойл назвал «жалким подобием дела Дрейфуса», поскольку судебная ошибка в ней объяснялась и некомпетентностью следствия, и расовым предубеждением власти. А в 1909 г. Дойл издал книгу «Преступление в Конго» («The Crime of the Congo»), где он как исследователь и публицист развенчал жестокую, захватническую систему угнетения негров в этой стране бельгийскими колонизаторами.
В то же время писатель занимался самыми разными делами. Он обращался к научной фантастики - повести «Затерянный мир» («The Lost World, 1912), «Отравленный пояс» («The Poisoden Belt», 1913) и др. В статье «Великобритания и грядущая война» («Great Britain and the Future War», 1913) Дойл прогнозирует опасность для английского флота со стороны немецких подводных лодок.
В годы Первой мировой войны, когда погибло много близких писателю людей, резко усилилась его заинтересованность спиритизмом, которая появилась еще в юности. Дойл постепенно пронимался осознанием своей новой «миссии» и выступил создателем особой «духовной религии», где соединились христианство со спиритизмом. В 1926 - 1927 гг. вышла его двухтомная «История спиритизма» («The History of Spiritualism»), в которой Дойл подробно рассказал о развитии спиритизма от Е. Сведенборга до начала XX века.
Творчество Дойла, такая яркая и даже «пестрая» по составу, все же является в известной степени целостной. Она вписывается в неоромантичний направление английской литературы и является в основном набором различных приключенческих жанров (в тематике детективной, исторической, мистической, научно-фантастической, военной), создаваемых с учетом некоторых традиций. Скотта, Ф. Купера, А. Дюма, Э. По, Ф. Мариетта, Г. Л. Стивенсона. Дойл рассказывает об этих и некоторых других своих кумиров в книге «За волшебными дверями» («Through the Magic Door», 1907). E. По писатель считал вообще «самым лучшим, самым оригинальным рассказчиком всех времен.., который дал толчок к созданию почти всех раВНОвидностей современного рассказа». Среди своих современников Дойл выделял Г. Л. Стивенсона, Дж. Г. Кіплінґа, Дж. Конрада, Д. Лондона. Его привлекал современный «мужской» (masculine) роман, который имеет дело преимущественно с «более грубыми, но и более волнующими гранями жизни», чем «уже иВНОшенный» сюжет о любви со свадьбой в финале. Отсюда довольно примитивная историческая проза Дойла, его романы «Белый отряд» («The White Squad», 1889), «Сэр Найджел» («Sir Nigel», 1905), в которых автор романтизирует английскую средневековую историю, или его «Изгнанники», где в первой части в манере Дюма-отца изображен стареющий Людовик XIV, а во второй изображена французская Канада XVII ст., стычки колонистов с индейцами.
Особенно привлекала Дойла личность Наполеона и его эпохи. Об этом свидетельствуют его романы о бригадира Этьена Жерара: «Великая тень», «Дядюшка Бернак», пьеса «Ватерлоо» (1892) и др. Писателю удалось создать в этих произведениях свой «наполеоновский» цикл с достаточно широкой картиной эпохи, которая охватывает различные общественные слои - от рядовых солдат и офицеров, испанских партизан, простых людей Франции, Германии, России в наполеоновских маршалов и министров. Французский император изображен как личность крайне противоречивая: его гениальность граничит с мелочностью и глупыми капризами, великодушие - с жестокостью, мания величия - с чувством собственной обреченности, серьеВНОсть - с чисто детским азартом игры в государственную и иную деятельность. В сценах битвы при Ватерлоо («Большая тень») Дойл творчески усвоил реалистичные уроки батальной живописи, заимствованы им у В. Теккерея и Л. Толстого. А комическая фигура бригадира Жерара - это для писателя как бы обратную сторону наполеоновской легенды, мюнхгаузенівський тип отчаянного хвастуна, басни которого, по сути, пародируют историю Великой армии.
Научная фантастика писателя, куда, кроме «Затерянного мира» и «Отравленного пояса», входят повести «Открытие Рафлза Хоу» («The Discovery of Raffles How», 1914), «Марракатова бездна» («The Marracot Deep», 1929) и др., привлекает не столько научными гипотезами, сколько, опять же, приключенческой романтикой, экзотикой таинственных миров («первобытное» плато в Южной Америке, дно Атлантики).
Образ одаренного и эксцентричного профессора Челленджера, в образе которого гротескно соединились черты передового деятеля науки и «доисторического человека», - одно из лучших достижений писателя.
В своих романтико-приключенческих рассказах, собранных им в сборниках «Рассказы у камелька», «Зеленый флаг», «Последняя галера» и др., автор выступает как последователь Э. По, варьируя темы и мотивы американского романтика - таинственные и мрачные события во время полярной экспедиции («Капитан Полярной Звезды»), демоническая героиня («Джон Баррінґтон Кроулз»), убийство человека в подземелье («Новые катакомбы») и т. д. Многие из этих рассказов художественно слабые, рассчитанные на сенсационный эффект (тема любви человека к мумии, воскресает и др.). Но есть в этой группе произведений неплохие детективные истории («ИсчеВНОвение экстренного поезда», «Человек с часами»), остроумные пародии на «ужасные» рассказы («Четырехугольный ящик»).
Для большинства читателей Дойл известен как автор рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе. По этим произведениям снимаются фильмы, спектакли во многих странах мира, возникло «холмсознавство», - специальный раздел литературоведения, изучающий до мельчайших деталей как тексты «шерлокіани», так и жизнь ее героев, которые рассматриваются как реально существующие люди. Как пишет «холмсознавець» Джек Трейси, «культ «шерлокіани» - это интеллектуальный шутка высочайшего класса, в котором факты и вымысел должны быть тщательнейшим образом перемешанными».
Есть несколько причин такой сверхпопулярности цикла о Холмсе. Первая - Дойл, не будучи первооткрывателем темы, удачно подобрал время для своих рассказов. Конец XIX в. - эпоха возникновения криминалистики как науки, ее первых значительных успехов и в то же время рост преступности. Вторая - умелое сочетание в образе Холмса двух популярных типов героя: детектив выступает и как благородный рыцарь справедливости, защитник добра, и как сверхчеловек, особенно одаренный игрок, который поставлен более обычную человеческую мораль, как «наполеоновский» персонаж.
Сам автор относился к Шерлока Холмса немного иронично и создавал отдельные рассказы без надлежащего шлифовки, не беспокоясь о том, что в его цикле возникают различные несоответствия фактологического плана - путаница в хронологии жизни героев, в описаниях обстановки и т.п., а также логические неувязки, которые могли развеять иллюзию правдоподобия, необходимую для большинства читателей «холмсіани». Оправдывает автора то, что он вел с читателями свою литератур-но-детективную игру, которая и привела к появлению еще нескольких уровней культурологической игры - «холмсознавство», массовый «культ Холмса» (переписка читателей с героями цикла, общества Холмса, музей на Бейкер-стрит в Лондоне и др.).
В образе Холмса и в сюжетах рассказов о нем имеющийся влияние рассказов Е. По «Убийство на улице Морг», «Украденное письмо», «Золотой жук». В то же время фигура знаменитого детектива вбирает в себя черты любимых героев самого Дойла: в нем есть острая наблюдательность и эксцентричности и капризы Челленджера, гениальная одаренность и прихоти Наполеона (недаром один из рассказов цикла называется «Шесть Наполеонов»), рыцарская отвага сэра Найджела, романтическая склонность к ошеломляющих публику театральных эффектов, как у бригадира Жерара (одна из бабушек Холмса - сестра французского художника Ораса Верне). Как и сам Дойл, его герой-детектив является преданным паладином Британской империи («Его прощальный поклон»), но он может, когда это нужно, пренебречь английские законы и совершить уголовные, с судебной точки зрения, действия («Конец Чарлза Огастеса Мілвертона»). Более того, Холмс иногда самовольно перенимает роль британского судьи-исполнителя («Убийство в Эбби-Ґрейндж»). Есть в герою и «декаданс» - это пристрастие к кокаину в дни вынужденного безделья.
М. Вахрушев
:p>
|
|
|