|
ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович
(1821 - 1881)
ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович - творчество писателя
ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович (Достоевский, Федор Михайлович - 11.11.1821, Москва - 09.02. 1881, Петербург) - русский писатель.
Родился в многодетной семье штаб-лекаря московской Мариинской больницы для бедных. Отец - дворянин, мать происходила из давньомосковського купеческого рода. Первые 16 лет жизни Достоевский провел в скромной казенной квартире при больнице. С детства ближайшим другом был на год старший брат Михаил. Несмотря на скромные доходы, отец смог дать сыновьям хорошее образование в частном пансионе Л. Чермака, одном из лучших в Москве. Литературные интересы братьев определились рано. Под влиянием В. Скотта и А. Радкліфа Федор создавал «романы из венецианского жизнь»; журнал «Библиотека для чтения», подписанный для сыновей отцом, знакомил с новейшей зарубежной литературой - О. де Бальзаком, Же. Жаненом, Е. Т. А. Гофманом и др. Из российских авторов в семье любили М. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина. Достоевский воспитывался в семье русской и набожной», где знакомились с Евангелием «чуть ли не с раннего детства». «Мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец», - вспоминал впоследствии писатель. После смерти матери от чахотки весной 1837 г. отец повез старших сыновей в Петербург и отдал в приготовительный пансион К. Костомарова, после окончания которого оба брата должны были стать «кондукторами» Главного инженерного училища, куда, однако, приняли только Федора - старший брат не прошел медицинской комиссии и его отправили на службу в Ревельську инженерную команду.
Впервые Достоевский на длительное время расстался с товарищем детских игр. Однако связь между братьями не прерывался благодаря оживленной переписке, где обсуждалось творчество Гомера, Же. Раси-на, И. В. Гете, О. де Бальзака, В. Гюго, и в первую очередь, Ф. Шиллера, которым Достоевский вслед за братом «бредил» и которого «вызубрил всего наизусть». В этих письмах высказаны мысли, которые определили духовный поиск всей жизни Достоевского: «Человек есть таємницею. ее нужно разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что згайнував время; я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком»; «природа, душа, Бог, любовь ... познаются сердцем, а не умом».
В 1839 г. неожиданно умер отец Достоевского (по официальной версии, от апоплексического удара). Вероятнее, однако, что грубого и мелочно-язвительного помещика (в 1831 г. Достоевские купили две небольшие деревушки в Тульской губернии, куда маленький Достоевский на протяжении нескольких лет приезжал на летние каникулы) убили крестьяне. Новость о смерти отца потрясла юношу и спровоцировала тяжелый нервный приступ - предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.
Училище, в котором Достоевский проучился почти шесть лет (1838-1843), Достоевский считал своей «ошибкой». Несмотря на то, в нем он существенно пополнил свое образование. Самое главное, чего Достоевский вступил, - чувство формы, прежде всего пространственного, архитектурного. Кроме искусных городских пейзажей, которые пронизывают все его произведения, это подтверждают великолепные «психологические» портреты «обиженного» домика в «Белых ночах» рогожинського дома в «Идиоте». Не прослужив и года после полученной специальности, Достоевский в августе 1844 г. вышел в отставку в чине поручика. Тогда же за небольшую единовременно выплаченную сумму, с которой решил начать новую жизнь, отказался от наследственных прав на тульские имения. Теперь единственный источник его дохода - литература. В середине 1844 г. в журнале «Репертуар и пантеон» появилась первая печатная работа Д. - перевод романа О. де Бальзака «Евгения Гранде».
В течение 1844-1845 гг. Достоевский увлеченно работал над своим первым романом «Бедные люди» («Бедные люди»). 15 января 1846 г. его романом открылся «Петербургский сборник» («Петербургский сборник»), альманах «натуральной школы». Идеолог начального этапа «гоголевского направления», В. Белинский ценил в «Бедных людях» «гуманную мысль», «удивительную истину в изображении действительности», но одновременно и упрекал за многословие и излишнюю «разговорчивость». В «гоголевском мире» автор «Бедных людей» сделал, по словам М. Бахтина, «коперниковский переворот», избрав предметом изображения «не действительность героя, а его самосознание, как действительность второго порядка». Эпистолярная форма «Бедных людей» подчеркивала значимость «нового слова», которое Дєвушкін говорит лично. Недозріла, с точки зрения В. Белинского, «манера» Достоевского была новаторским приемом, который позволял высветить изнутри процесс становления личности, утвердить достоинство «маленького человека».
Внутренняя судьба личности - настоящая тема уже самых первых, «чиновничьих», произведений Достоевского. Начиная с «Хозяйки», он практически отрицает и традиционную «гоголевскую» тематику - его героем становится «мечтатель», оторванный от реальности чудак, который живет в мире романтических иллюзий. И Ординов, и герой «Белых ночей» («Белые ночи», 1848) - люди образованные, одаренные; они придерживаются взглядов, близких самому автору. Неслучайно появление проблемы «мечтательства» у Достоевского совпадает с увлечением утопическим социализмом, участием в кружках бр. Бекетовых, М. Петрашевского, С. Дурова. В «Петербургском летописи» («Петербургская летопись», 1847) Достоевский писал, что «...весь Петербург есть не чем другим, как собрание огромного числа маленьких кружков», оценивая последние как своеобразную переходную ступень между уединением и настоящим общественной жизнью, которая ближе, однако, к первому полюсу. Герой «Белых ночей» не только в некотором роде автопортрет Д. 40-х pp., но и собирательный портрет его друзей по кружкам. «Мечтательность «Белых ночей» не единственное в творчестве Достоевского. Ему отведено место и в «Бедных людях», и в «Неточці Незвановій»; ...оно раскрывается в «Хозяйке» (Комарович В.). Напівхристиянський идеал утопистов, тоска по «новым городом», где все будут «как братья с братьями» (Настенька из «Белых ночей»), прослеживаются в мрійництві многих героев раннего Достоевского. Сам термин «мечтательность», перейдя в зрелую творчество, будет до конца жизни осмысливаться писателем в связи с социалистическими идеями. Гуманизм, осознанный в антропологическом духе, одухотворяет все произведения Достоевского 40-х pp.
Литературные интересы доминировали в утопично-гуманистических кружках 2-ой пол. 40-х pp., в частности и в кружке «петрашевцев», который посещал и Достоевского. Однако в связи с событиями французской революции 1848 г. и той ролью, которую сыграли в ней социалисты, правительство решило прекратить распространение утопических идей. К Петрашевского был подослан провокатор, и в ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. Достоевского вместе с другими участниками арестовали и заключили в тюрьму в Петропавловской крепости. Мужественно пережив семимесячное следствие и обряд казни 24 декабря 1849 г., стоя у эшафота, он услышал рескрипт о неожиданном помиловании:»...отставного поручика Достоевского за ... участие в преступных намерениях, распространение письма литератора Белинского, наполненного дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти... лишить всех прав собственности и сослать на каторжный работу в крепостях на 4 года, а потом рядовым».
В январе 1850 г. Достоевского доставили в Омский острог. Четыре года провел писатель в «мертвом доме». После выхода из него Достоевского зачислили рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, расквартированный в Семипалатинске, куда его и доставили по этапу в марте 1854 г. После смерти Николая i и начала либерального царствования Александра II наказание Достоевского, как и многих политических заключенных, было смягчено. Вскоре Достоевскому предоставили чин унтер-офицера, а впоследствии - прапорщика, а также вернули прежние дворянские права. В отставку Достоевский вышел в чине под-поручика в 1859 г. В 1857 г. в Кузнецьку Достоевский влюбился и вступил в брак с Марией Дмитриевной Исаевой, больной и неуравновешенной. Семейная жизнь складывалась тяжело. В годы неволи Достоевский продолжал работать как писатель: в Петропавловской крепости, ожидая приговор, написал рассказ «Маленький герой», в Семипалатинске - повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон», более того - в самом остроге вел записи тюремного фольклора, вошедшие в «Сибирский тетрадь».
Ходатайство родных и друзей писателя о разрешение вернуться в европейскую Россию и печататься закончились удачно: в августе 1859 г. Достоевский с женой и пасынком приехал в Тверь, а в декабре того же года получил разрешение на проживание в Петербурге и с началом 1860 г. активно включился в литературную жизнь столицы. Это время - разгар «либеральной весны», резкого оживления общественной жизни в России. Вместе с братом Михаилом писатель посещал кружок бывшего «петрашевця» А. Милюкова. В том же 1860 г. Достоевский написал объявление о подписке на журнал «Время» («Время»), своеобразный манифест социально-политических и эстетических вопросов. Эстетические взгляды Достоевского наиболее полно выразились в статье «Панбов и вопрос об искусстве», опубликованной во втором номере «Времени» (1861). Писатель развил здесь много идей. Майкова (о первичный характер «художественности» относительно тенденциоВНОсти, о «служебную» роль искусства как проводника передового мировоззрения, о необходимости в литературе идеала, который уравновешивает «негативную» линию); чувствуется нескрываемое влияние учения о красоте Ф. Шиллера; отстаивается высокое значение О. Пушкина.
В мае 1863 г. журнал «Время» был неожиданно закрыт. После долгих хлопот М. Достоевскому удалось в январе 1864 г. добиться разрешения на издание журнала «Эпоха» («Эпоха»). После неожиданной смерти брата в июле 1864 г. запутанные журнальные дела полностью перешли в руки Достоевского. Кроме того, он взял под опеку братову семью и обязался выплатить его долги. В июне 1865 г. редакция «Эпохи» обанкротилась. Чтобы выйти из финансового тупика, Достоевский заключил контракт с книгоиздателями Ф. Стеловським: за три тысячи рублей он продал ему право на издание полного собрания своих сочинений в трех томах и в счет той же суммы обязался написать новый роман к 1 ноября 1866 г. В случае невыполнения этого обязательства издатель получал право на перепечатку всех будущих произведений Достоевского без какого-либо вознаграждения автору, тем самым угрожая лишить его средств к существованию. Еще в апреле 1864 г. от туберкулеза умерла жена Достоевского.
1860-1864 гг. сам Достоевский впоследствии назвал временем «перерождение убеждений». Очевидно, что отказ от социалистических идеалов состоялась у писателя не столько в результате каторги, сколько в процессе столкновения с «текучей действительностью» 1-ой пол. 60-х pp. Художественные произведения этих лет также воспроизводят эволюцию мировоззрения писателя. В «Записках из Мертвого дома» (1860) в целом еще сохраняется антропологическая концепция «доброй» человеческой натуры, но именно здесь впервые в Достоевского появилось четкое представление о свободе как основу личности.
В 1861 г. в журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и обиженные» («Униженные и оскорбленные»). В традиционные для писателя мотивы 40-х pp. (сочувственное изображение «маленьких людей», человеческое достоинство которых презирают) вплетаются новые ноты. Трагедия Наташи Іхменєвої обусловлена не столько внешними, сколько внутренними, морально-психологическими причинами. Она и жертва, и мучительница одновременно. Новым в творчестве Достоевского стал также тип кн. Валковського - откровенно хищного, циничного, жестокого, умного.
Летние месяцы 1862 и 1863 гг. писатель провел за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Наблюдения, сделанные в первой поездке, вылились в «Зимние заметки о летних впечатлениях» («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863), чрезвычайно важные для понимания світоглядницького сдвиги, что происходило с Достоевским в эти годы. Здесь впервые развернута одна из ключевых проблем Достоевского-романиста - соотношение России и Европы. «Жажда страдания», непомутнілий божественный образ Христа, который он открыл в сердце русского народа, делали, по Достоевскому, неприемлемыми для России западные, революционные, средства переустройства. Особый, самобытный путь родной страны к «земному раю» - вот социально-политическая программа Достоевского нач. 60-х pp.
«Записки из подполья» («Записки из подполья», 1864), по выражению О. Долинина, - «пролегомены» ко всей последующего творчества Достоевского. Если «Мертвый дом» - серия лабораторных опытов, проставленных самим жизнью, то в «Записках из подполья» - результат этих опытов, новая «вещество», полученная в результате попыток и сомнений. О герое подполья сам автор в очерке «Для предисловия»(187'5) говорит: «Я горжусь тем, что впервые вывел настоящего человека русского большинства...» В этом произведении впервые прямо поставлен знак равенства между личностью человека и его свободой: «Что же такое человек без желаний, без воли и без хотений, как не штифтик в органном вале?»
В «Записках из подполья» впервые четко обозначена еще одна сквозная в дальнейшей творчества Достоевского проблема - эстетизм, понимание красоты. Герой подполья, этот наследник «демонических» романтиков первой трети XIX в., руководствуется в своем поведении не этическими, а эстетическими критериями, за то наивысшая добродетель и крайняя подлость для него одинаково привлекательны. Байронічне восхищение злом трансформируется в наслаждение своей зневаженістю, смакование пороков и мелких гадостей. Он боится быть смешным и посредственным, поскольку это является эстетически невыразительным.
Для улучшения здоровья осенью 1865 г. писатель уехал за границу и там, в курортном немецком городке Висбадене, начал работу над романом «Преступление и наказание» («Преступление и наказание», 1866), в котором отразился весь сложный и противоречивый путь его внутренних исканий. В центре нового произведения - преступление, идеологическое убийство. «Молодой человек, исключенный из студентов университета, ...который жил в крайней нужде, за легкомыслие, за ненадежности в понятиях підпавши под влияние определенных странных «незаконченных» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обокрасть старуху-процентщицу, ничтожное «вошь». На ее деньги Раскольников мечтает сделать тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: герой, находясь в плену «теории» о двух категориях людей, стремится проверить, к какой из них он принадлежит. Те избранники, которые «имеют право», «людинобоги», могут позволить себе переступить через моральные нормы, написанные для «низшего» большинства. Так между «незаконченных» идей западного происхождения оказываются рядом, по Достоевскому, мысль о революционное насилие ради социальной справедливости («кровь по совести») и гордая «идея Наполеона». их объединяет отчужденность от «живой жизни», питаемый от российских национальных, «истинно христианских» корней, потому что Европа, считает писатель, забыла настоящего Христа и потому оторвалась от источников бытия. Все идеи идут оттуда (как, например, буржуазный утилитаризм Лужина, «коммунистическое» сожительство Лебезятникова, «наполеонізм» Раскольникова) имеют разрушительный, нигилистический характер. После совершенного преступления Раскольников решает заявить на себя, «чтобы хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям... Закон правды и человеческой природы взяли свое...». Соня Мармеладова и Свидригайлов олицетворяют полюса возможного развития личности центрального героя. Смирная и жертвенная Соня, которая живет по евангельским заповедям, направляет Раскольникова на путь покаяния, отказа от «теории», соединение с людьми и жизнью. И, наоборот, убийца и циник Свидригайлов привлекает его также как «тот, который переступил» и при этом способен наслаждаться и наслаждаться жизнью. Самоубийство Свидригайлова - доказательство неизбежной губительности аморализма - и стало для Раскольникова последним толчком к признанию.
Трагедия Родиона разворачивается на фоне безмерных страданий «поруганных и обиженных» жителей Петербурга. Антибуржуазный пафос романа проявился и в сочувственном изображении быта бедняков (семей Мармеладных и Раскольникових), и в резком осуждении крупных и мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Рессліх, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке темы алкоголизма и проституции.
Достоевский имел целью проследить «психологический процесс преступления», то здесь ярко проявилось своеобразие психологизма писателя, которая определяется прежде всего двойственностью духовно-нравственного ядра героя-«человекобога», столкновением в нем «незыблемых идей» и «неприемлемых» чувств. Для Достоевского является чужой текучая «диалектика души», построена на полутонах. Психологический рисунок зависит не от внутренних воздействий «среды», а от внутренних толчков духовных импульсов, которые прорываются в сферу души.
«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступил как создатель принципиально нового типа романа в мировой литературе, М. Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и невикінченість героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику в условиях полифонического замысла:»...не множество характеров и роль в едином объективном мире... а именно многочисленность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь».
В октябре 1866 г. работа над «Преступлением и наказанием» была временно прервана из-за необходимости выполнения условий кабального соглашения с книгоиздателями Стеловським. С помощью стенографистки Достоевскому удалось менее чем за месяц написать роман «Игрок» («Игрок»), в котором центральной стала актуальна для писателя проблема России и Европы. Но, кроме того, произведение должно было, по мнению автора, привлечь внимание «как наглядное и детальное описание игры в рулетку... своеобраВНОго ада, своеобраВНОй каторжанської «бане». Алексей Иванович - «не обычный игрок, как скупой рыцарь Пушкина не обычный скряга. Он поэт на свой лад...» В этих словах писателя ощутимые личные нотки, поскольку Достоевский во время зарубежных путешествий в 1865-1867 гг. пришлось постичь пагубную «поэзию» рулетки. Однако он нашел в себе силы навсегда отказаться от игры.
В 1867 г. Достоевский женился на своей помощницей-стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной, которая стала для него по-настоящему близким и преданным другом. У Достоевских было четверо детей, но двое из них умерли в раннем детстве. В том же 1867 p., желая хоть на время избавиться от притязаний кредиторов, Достоевский с женой отправился в Западную Европу, останавливался в Германии, Швейцарии, Италии. «Страна святых чудес» в этот раз подарила писателю глубокие эстетические впечатления: в картинных галереях Дрездена, Базеля, Флоренции он любовался известными полотнами. В эти годы писатель работал над двумя романами - «Идиотом» («Идиот», 1868) и «Бесами» («Бесы», 1870-1871); последний закончил уже в России.
Работа над романами и появление их частей в прессе шли параллельно, что вообще характерно для писательской жизни Д. «Сколько раз случалось за последние четырнадцать лет его жизни, - вспоминала впоследствии А. Достоевская, - что две-три главы уже были опубликованы в журнале, четвертая набиралась в типографии, пятая шла по почте в «Русский вестник» («Русский вестник»), а другие были еще не написаны...». Долги брата, Достоевский взял на себя, значительно ухудшали условия публикации его произведений: в отличие от И. Тургенева, Л. Толстого, И. Гончарова и др., необеспеченный Достоевский должен был лично предлагать свой труд журналам и в результате получал существенно меньше.
Начиная с «Преступления и наказания», писатель щедро использовал в своих романах криминальную хронику, вводя в сюжет события реальной жизни: например, определенные обстоятельства дела убийцы Герасима Чистова; судьбы французского авантюриста Ласенера и многое др. - в основе фабулы «Преступления и наказания»; нашумевшее дело об убийстве Жемариних прямо обсуждается на страницах романа «Идиот»; материалы процесса над террористической группой С. Нечаева (1871) использованы в романе «Бесы» и т. п.
В «Преступлении и наказании» человек-«универс» была показана в основном на отрицательном полюсе своей «широкості». В «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу - «изобразить вполне прекрасного человека». Это была идея «старинная и любимая», что сходила к предыдущему «розового» мировоззрения писателя. «В мире есть только одно положительно-замечательная лицо - Христос», то главный герой ориентирован прежде всего на его образ. Однако и в «Идиоте» это в значительной степени гуманистический, а не церковно-православный Христос; идеальный человек, а не Бог, что проявляется и в постоянном стремлении «князя Христа» Мышкина создать «земной рай» (напр., любовное братство детей в Швейцарии), и в акцентировании его человеческой природы («широкості», то есть рядом с просветленностью, переживания чуждости миру и людям; «двойных мыслей»; застенчивости за неравнодушие к оценкам других людей и т. п.); и в его двойственности (в эмпирическом плане - «смешной дурачок», «идиот»; в метафизическом - мудрец и проповедник); и в явном звук образа героя с «естественным человеком» Же. Ж. Руссо. «Идиот» - это последняя попытка Достоевского воплотить социально-утопический идеал: князь Мышкин призван преодолеть окружающую зло и насилие, жестокие страсти и корыстолюбие одной лишь проповедью самоусовершенствования и личным примером. Он верит, что, когда все люди будут жить «главным умом», они сразу же окажутся в раю. Однако реалистический метод изображения вступил в противоречие с первоначальным авторским заданием, «художественность» победила «тенденцию». Несмотря на благодатном влиянии, оказанном им на Бурковского, Колю Волгина, Евгения Павловича и др., фактические последствия «деятельности» князя удручающе печальны: погибает Анастасия Філіппівна, внутренне сломлена Аглая, становится убийцей Рогожин, умирает, бунтуя против миропорядка, Ипполит. «Рай на земле не легко достается...» - справедливо замечает Мышкину князь Щ. Самого обращения к «живой жизни», которое является красотой как «нормальность, здоровье», недостаточно для возрождения. Красота не в состоянии «спасти мир» - она сама нуждается в спасении, искажается и перерождается, убеждает Д. на примере судеб Анастасии Філіппівни и Аглаи. «И вот идея «Идиота» почти лопнула», - констатирует Достоевский, заканчивая работу над романом. Трагический колорит произведения связан с невозможностью утопического «рая на земле». Отныне Достоевский пристальнее вглядывается в собственное христианское учение о судьбах мира и человечества, что сказалось на трех последующих романах, которые во многих моментах выросли из невоплощенного «Жития великого грешника» (планы 1869-1870 гг.). Герой задуманной эпопеи должен пройти через все соблазны современного мира: эгоистическое самоутверждение через «миллион», социально-утопическую мечту об устройстве счастья человечества цене неминуемой отказа от свободы личности, «человекобога» и атеизм, - прежде чем найти настоящий идеал в единении с божественной правдой. «Главный вопрос, который будет проходить через все части, - существование Божие», - писал Достоевский. Однако причудливое сочетание утопических и православных взглядов сохранится даже в последних произведениях писателя.
Замысел «Бесов» был вызван размышлениями Достоевского о цели и деятельность подпольного революционного общества, возглавляемого С. Нечаевым, по крайней нігілістичною программе которого было отрицание всех выработанных историей морально-этических норм, всеобщее уничтожение. За перипетиями нігілістичної заговора, словно освещая их внутренним светом, просматривается второй план произведения - религиоВНО-философский роман-трагедия о «великом грешнике» Ставрогин, пронизанный апокалиптической символикой. Как воплощение умственного и низькоприродного демонического начала, этот герой появляется в произведении в состоянии внутреннего кризиса: продолжать идти путем зла никуда - жизненные силы исчерпаны, впереди только небытие. Он увлекается «новой мыслью» - унять гордыню, стать на путь покаяния ее воскресения. Отсюда намерение объявить брак с Хромоніжкою, не мстить за пощечину Шатову и т. п. Но оторванность от народной «богоносності», утопическое стремление спастись одним собственным «мнением» делают эти попытки тщетными: «спастись» только своими силами, без Божьей помощи, человек, за христианско-церковным учением, которое здесь разделяет и Достоевский, не может. И если Ставрогін, имея «безграничную» силу, не в состоянии ничего изменить в своей судьбе, то тем более обречены обычные люди, которые находятся в зоне его влияния: гибель Шагова, Кириллова, Хромоніжки, Лизы Тушиної и др. закономерна. Сатанизм главного героя проявляется и в особом естетизмі. «Вы на обоих полюсах... нашли совпадение красоты, одинаковость наслаждения», - замечает Ставрогіну Шатов. В насилии над Матрьошею, в браке с Лябядкіною - гадкий, подлый, уродливый «полюс». Среди главных причин гибели «Премудрого змия» не только розмисловість, но и эстетизм: неудача исповеди у святого старца Тихона связана со страхом показаться смешным и жалким, что вместо раскаяния вызывает у Ставрогина последний приступ презрения и злости к людям.
В «Бесах» Достоевский окончательно нашел ту своеобразную манеру повествования - не от автора, не от главного героя, а от хроникера-очевидца, который не знает внутренних пружин событий, которая перейдет потом в «Подросток» и «Братья Карамазовы». Это помогло писателю достичь видимой объективности изложения и одновременно сохранить таинственность и сюжетную увлекательность.
В мае 1872 г. Достоевские переехали на лето из Петербурга в Старую Руссу, тихий небольшой городок в Новгородской губернии. С тех пор они приезжали туда каждое лето, в 1874 г. - остались зимовать, а в 1877 г. купили скромную дачу. В Старой Руссе Достоевский почти целиком написал романы «Подросток» и «Братья Карамазовы», многие разделы «Дневника писателя», «Слово о Пушкине».
С 1873 г. Достоевский стал ответственным редактором журнала «Гражданин» («Гражданин»), в котором начал публиковать «Дневник писателя» («Дневник писателя»), своеобразный моножурнал, где откликался на важные тогдашние политические события, анализировал ход судебных процессов, поднимал актуальные нравственные вопросы. Откровенная публицистика и прямой отклик на события перемежовувались в «Дневнике» с художественными произведениями, которые приобрели самостоятельное значение: «Мальчик у Христа на елке», «Бобок», «Сон смешного человека», «Кроткая». Автор «Дневника» постепенно становился учителем жизни для тысяч россиян. Он переписывался со многими людьми, принимал многочисленных посетителей. Издание «Дневника» прервалось в годы работы над романами «Подросток» (1874-1875) и «Братья Карамазовы» (1878 - 1879), но постоянно поновлювалось и продолжалось вплоть до января 1881 г.
Как и предыдущие, роман «Подросток» посвящен настоящем и будущем России, но акцент здесь перемещен на будущее. Герой-рассказчик - юноша, «подросток»; от того, какая «идея» доминирует в нем и его сверстниках: «миллион», «золотой век» или Нагорная проповедь, - зависят дальнейшие судьбы страны. РаВНОобразные люди окружают Аркадия Долгорукого. Это прежде всего его отец Версілов, российский аристократ, который поднялся до вершин европейской культуры, но оторванный от национальных корней. Однако он как бесценное зернышко носит в душе «русскую идею» - способность «всемирного боления за всех». Как и другие гуманистические искатели социальной справедливости, Версілов также увлекся мечтой о «золотой возраст», без которого «народы не хотят жить и не могут даже и умереть!» Однако эту мечту он считает пусть и благородной, но «ошибкой человечества», и его мнение о «золотой возраст» по сути своей глубоко пессимистична.
Подросток Аркадий, кровно связанный с народно-православной стихией за свою мать-крестьянку и «законного» отца, «народного святого» Макара Долгорукого, является тем «стволом», двигаясь по которому жизненные соки могут насытить почти всохлу крону дворянской культуры.
В мае 1878 г. писатель вместе с В. Соловьевым совершил поездку в ковельскую Оптину пустынь, центр русского «старчества», во время которой сообщил спутнику главную мысль будущего романа «Братья Карамазовы» - «церковь как положительный общественный идеал. «Церковь» Достоевский трактовал как любовное братство людей, в котором «каждый перед всеми за всех виноват; не знают только этого люди, а если бы узнали - сейчас был бы рай!» Так «давняя мечта» о «золотой возраст», несмотря на все сохраняясь в основных чертах, перерастает в упование на «царство Божье», осуществление которого на земле зависит от нравственного состояния людей. В конкретный эмпирический мир романа постоянно врываются «миры иные», жилище Бога и дьявола, появляется мистический ореол, «фантастика»: например, удивительное превращение Алеши, который целует землю, или разговоры Ивана Федоровича с Чертом. Взаимосвязанность всего живого, взаимно проницаемость «миров» - главная мысль «Братьев Карамазовых».
Реальный, социально-исторический слой произведения - панорама современной России. Каждый из героев, как обычно у Достоевского, является воплощением определенной «идеи». Столкновение этих жизненных установок и определяет действие романа. Отвратительный в своем цинизме и распущенности старый Карамазов - своеобразный символ смерти и загнивания российского общества 60-х pp. Старший сын, Дмитрий, - человек стихийная, «широкая», в нем добро перемешано со злом. Он запутывается в своих пристрастиях, он заходит в моральный тупик; но, несмотря на все, в его душе, - залог будущего воскресения в другом, праведной жизни. «Виновность всех», которую неожиданно чувствует Митя после обвинения его в убийстве отца, предусматривает крестный путь страдания, покаяние: герой готовится в Сибири спеть «гимн Богу». Дмитрия притягивает к Алеше, который является воплощением настоящей «живой жизни». Наоборот, с Иваном, который олицетворяет могущество возражения, чары зла, у него нет ничего общего, их отношения чисто внешние. Именно Иван - настоящий, «по идее», убийца отца. Смердяков - жалкая фигура - лишь исполнитель его злой воли. Иван такой же нигилист (в социальном, моральном и онтологическом планах), как Раскольников и Ставрогін. На этом пути его ждут не нравственный подвиг, как Алешу, не возрождение к новой жизни, как Дмитрия, а крах личности (безумие) и смерть (свидетельство этому - самоубийство Смердякова). Апофеоз нигилизма в произведении, да и во всем творчестве Достоевского - создана Иваном поэма «Великий инквизитор».
«Братья Карамазовы» писатель задумывал как серию романов; однако написал только первый, который «почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя» - «раннего человеколюбца» Алеши Карамазова, призванного воплотить в жизни заветы своего монастырского наставника старца Зосимы. Однако как деятель в этом первом и единственном романе практически не показан.
Одна из ведущих в последнем произведении Достоевского - сквозная в его творчестве тема красоты, которая предстает отнюдь не «нормальностью» и «здоровьем», а «страшной и ужасной вещью». Писатель вновь подчеркивает ее двойственность, отчасти - вабливість, «инфернальность»: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Красота - стихия, связанная с «широкістю» человеческой личности, которая «уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны». Как для Героя подполья, Свидригайлова и Ставрогина, эстетизм во многом вызывает трагедию Дмитрия Карамазова. Однако «новый человек», которая родилась в Момент, за то и новая, что уже не эстетическая, а этическая.
В конце 70-х pp. Достоевский постоянно выступал перед аудиторией с чтением глав из собственных произведений, отрывков из Г. Гоголя, стихотворений О. Пушкина, отдавая особое предпочтение «Пророку». Все чаще самого автора «Дневника писателя» пошановувалы этим званием, которое окончательно закрепилось за ним после речи на открытии памятника Пушкину в Москве 8 июня 1880 г.
Много лет писатель страдал от трех тяжелых болезней: эпилепсии, эмфиземы легких и, вероятно, туберкулеза. Сказались и творческие перегрузки, и нелегкая судьба. Не удивительно, что Достоевский преждевременно умер. За его гробом шел многотысячная толпа, возле могилы на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры провозглашались пламенные речи.
XX века с его социальными потрясениями и духовной переориентацией человечества - время настоящего признания гениального писателя. Произведения Достоевского переведены на десятки языков и их читают с неослабевающим интересом, который прежде всего вызван предложенной здесь новой концепцией человеческой личности.
Произведения Достоевского снискали широкой популярности в Украине. С Достоевским была лично знакома X. Алчевская, переписывалась с ним и оставила воспоминания о встречах с писателем («Передуманное и пережитое», 1912). И. Франко не раз вспоминал Достоевского в своих статьях, называя его гениальнейшим русским писателем, а в «Тюремных сонетах» сравнивал судьбу Достоевского и Т. Шевченко. Полемизируя с некоторыми сторонами мировоззрения Достоевского, Франко высоко ценил гуманизм писателя, его мастерство, своеобразный психологизм произведений. До творческого опыта Достоевского обращались О. Кобылянская, М. Коцюбинский, Леся Украинка. Отдельные произведения Достоевского перевели И. Франко, Елена Пчилка, М. Подолинский, Т. Бордуляк, О. Косинский и др., а в более позднее время - В. Кундзіч, И. Сергеев, Ф. Гавриш.
По А. Богдановой
|
|
|