|
ДОС ПАССОС, Джон Родеріґо
(1896 - 1970)
ДОС ПАССОС, Джон Родеріґо - творчество писателя
ДОС ПАССОС, Джон Родеріґо (Dos Passos, John Roderigo - 14.01.1896, Чикаго - 28.09.1970, Вест) - американский писатель.
Дос Пассос - один из классиков литературы XX века. Активный участник общественной и литературной жизни, художник, наделенный гражданским темпераментом, который как бы держал руку на пульсе времени, Дос Пассос отвечал своим творчеством внутренним потребностям «политизированного» времени. В 20 - 30-х гг. был очень популярным не только в США, но и в международном масштабе, его произведения переводили на многие языки, он вызвал острую заинтересованность как один из создателей «экспериментального» романа.
Был внебрачным сыном юриста, бизнесмена португальского происхождения, человека состоятельного. Мать происходила из южной аристократической семьи. Учился в престижной школе Чоут-скул (1907-1911), где опубликовал свои первые литературные попытки. Ему исполнилось 15 лет, когда родители вступили, наконец, в законный брак, В 1912 г. стал студентом Гарвардского университета, одного из лучших в стране, а вскоре дебютировал в местном журнале «Гарвард мансли» как новеллист, а также поэт и литературный критик. Окончив университет (1916), отправился в Испанию, где с увлечением изучал искусство и архитектуру. Итогом поездки стал культурологический очерк «Молодая Испания», позже переработанный в книгу «Росинант снова в пути» («Rosinante to the Road Again», 1922); пребывания на родине Дон Кихота повлекло стойкую заинтересованность Д.П. культурой испаноязычных стран. В дальнейшем постоянно путешествовал Европой, Ближним Востоком, Латинской и Южной Америкой, Закавказьем (1921), Россией (1926), написал несколько томов путевых очерков.
Сразу же после вступления США в Первую мировую войну в апреле 1917 г. Дос Пассос отправился за океан как водитель машины в медицинских частях Франции, Италии, где познакомился с Е. Хемінґвеєм. Он часто находился в зоне боевых действий. Писателей длительное время связывали дружеские отношения, пока в конце 30-х годов после событий в Испании они не разошлись. В 1919 г. он демобилизовался, будучи уже убежденным противником милитаризма. Вместе с Е. Хемінґвеєм, В. Фолкнером, Ф. С. Фіцджеральдом принадлежал к писателям т. н. «потерянного поколения», которые прошли через горнило войны и пережили чувство острого разочарования и опустошенности. Дебютировал антивоенным романом «Посвящение человека - 1917» («One man's Initiation - 1917», 1920), герой которого Мартин Хау, образ во многом автобиографический, проникается глубокой неприязнью к войне. В этом произведении, фрагментарном, эскиВНОм, близком к репортажу, Дос Пассос впервые применил экспериментальную технику рассказа, которая получит дальнейшее развитие в романах 20-х - нач. 30-х годов.
Роман Доса Пассоса «Три солдата» («Three Soldiers», 1921) стал одним из самых впечатляющих отзывов на минувшую войну и принес его автору заслуженную популярность. Дос Пассос оригинально трактовал тему «дегероизации» войны и армии; он не изображал батальных сцен, не стремился ошеломить читателей картинами крови и страданий. В романе прослеживаются горькие судьбы трех американцев, представителей разных слоев общества: Дэна Ф'юзеллі, фермера Крісфілда и студента-музыканта Джона Эндрюса, фигуры, ближайшей автору, людей, зодітих в солдатскую форму, занятых на тыловых работах, которых «размалывает кофе» бездушная армейская машина. В этом первом романе Доса Пассоса, обозначенном продолжением стилевых и композиционных поисков, проявилась глубинная гуманистическая тема его творчества - тема защиты личности, индивидуальности от всех форм угнетения и насилия.
Послевоенное десятилетие оказалось плодотворным временем для Доса Пассоса-художника. В конце 20-х - нач. 30-х годов он много внимания уделял театру, работал для театрального объединения «Новые драматурги».
Очень важной вехой в жизни писателя стала активная кампания в защиту Сакко и Ванцетти. Гибель этих невинных людей на электрическом стуле в августе 1927 г. поразила Доса Пассоса, привела его к мысли о розколеність Америки на «две нации». В то же время он никогда не приставал к одной политической партии, декларируя независимость своей позиции.
В эти годы сформировались основные черты его художественного метода. Его отличает особая чувствительность к социально-экономической жизни общества, до тех общественных факторов, которые «детерминируют» героев, тяготение к развернутых панорам, к багатофігурної композиции. Правда, его персонажам часто не хватает психологической глубины и тонкости. Для писателя вообще был присущ социологический уклон, характерный для некоторых его товарищей по перу, прежде всего для Е. Синклера, С Льюиса, отчасти Т. Драйзера. В то же время Дос Пассос был чутким к новых художественных веяний, он обогатил саму романное форму, оригинально усваивая и используя авангардные приемы в искусстве. Это доказывает его второй значительное произведение «Манхэттен» («Manhattan Transfer», 1924), задуманный как «коллективный роман». В центре его - многообразный, «калейдоскопическое» жизнь огромного города Нью-Йорка и его делового центра Манхэттена, построенное как серия эпизодов и сцен. Как чередование авторского повествования с голосами героев действовало несколько десятков его «обитателей», представленных фрагментарно, почти пунктирно. Используя принцип «симультанної действия», пытаясь передать жизнь героев в движении, Дос Пассос постоянно переключает внимание с одного героя на другого.
Начав работать в конце 20-х годов над своим самым значительным, всемирно известным произведением-трилогией «США», он «интегрировал» в ее повествовательную ткань некоторые приемы кинематографического монтажа, театрального экспрессионизма; он достиг также интересного «сплава» художественной беллетристики и документального материала.
В трилогии «США» (сюда вошли романы «42-я параллель» - «The 42-nd Parallel» 1930; «1919», 1932; «Большие деньги» - «The Big Money», 1936) Дос Пассос проникся новаторским задачей - создать художественно-документальную хронику тридцатилетнего периода в жизни американского общества: от испано-американской войны 1898 г. до кризиса 1929 г. Главным героем трилогии является именно общество, находящееся в процессе исторического развития и трансформации. 12 главных действующих лиц трилогии интересовали не только и даже не столько как личности, индивидуальности, сколько как представители определенных классов, социальных групп, слоев. Каждая часть трилогии имеет свой особый колорит.
В первой части действие охватывает примерно полтора десятилетия, до Первой мировой войны. Здесь прослеживаются судьбы представителей старшего поколения героев - Мака, Дженни, Дж.В. Мурхауза, Элинор Стоддард и Чарли Андерсона. их сюжетные линии разворачиваются одновременно и параллельно друг другу; при этом писатель также использует принцип т. н. «симультанної» действия. Во второй части речь идет всего об одном годе, 1919-й, из жизни страны, год, обозначенный социальными конфликтами. Здесь в рассказ включаются новые герои, представители младшего поколения, в судьбах которых война сыграла решающую роль: Джо Уильямс, брат Дженни, Евелайн Хетчінс, Ричард Элсуорт, Энн Трент («Дочь «), наконец, социалист Бен Комптон. В третьей части перед нами - послевоенная Америка, которая оправилась от социальных потрясений и стала на путь экономического «бума», страна, которая жадно «делает» деньги, быстро растущее индустриальное общество. Среди героев трилогии - крупные дельцы, журналисты, деятели искусства, радикальные политики и др. Каждый из персонажей изображен в несколько суховатой, протокольной, «анкетной» манере, но все они достаточно выразительные и рельефные. Лучше всего писателю удались представители «верхнего» социального слоя. Среди них - герой первых двух частей трилогии Дж. В. Мурхауз, расчетливый бизнесмен, человек энергичной, «каупервудівської» хватки.
Сложным является образ одного из центральных героев трилогии - Мака, рабочего, забастовщика, участника революционного движения в Мексике, который после длительных блужданий страной поселился в конце концов в одном из городков, где стал владельцем книжной лавки. Запоминается Чарли Андерсон, механик, который сделался великим дельцом в авиапромышленности; Марго Даулинг, новая кинозвезда; Мэри Френч - журналистка; Бен Комптон - радикал, социалист. В трилогии, как и во многих романах Д. П., герои - часто неудачники, люди с трагической судьбой; это дало основания некоторым критикам назвать Доса Пассоса певцом «избитой Америки».
Трилогия - самый яркий пример «экспериментального» стиля Доса Пассоса, который использует целый ряд смелых приемов: это «Камера-обскура», «Новости дня» и «Портреты». Совокупно они образуют документальный план этого художественного полотна, давая возможность писателю изобразить судьбы своих героев на широком историческом фоне. По остроумному замечанию Вс. Вишневского, Дос Пассос «из планиметрии старой литературы переходит в стереометрію жизни». В «Портретах» писатель подает образы ведущих общественно-политических деятелей эпохи: это рабочие лидеры (Дебс, Хейвуд), революционеры (Джон Рид, Пакстон Гіббен), ученые (Бербанк, Эдисон, Штейнмец), президенты (Теодор Рузвельт, Вильсон), магнаты большого бизнеса (Морґн, Форд). «Новости дня» состоят из потока документов: это газетные заголовки, тексты речей, политические лозунги, популярные песенки, которые воссоздают атмосферу исторической эпохи. «Камера-обскура» - это совмещенный с основным рассказом «поток сознания» лирического героя, его «субъективная призма», через которую «пропущенные» главные события. Иногда «Камера-обскура» подается от имени безымянной, «массового» человека, обычного американца.
Ни одно произведение Доса Пассоса не удостаивался такого количества единодушных комплиментов, как завершена трилогия. Она получила международное признание.
В 20-х. - нач. 30-х pp. Дос Пассос был чрезвычайно популярным в бывшем СССР. В 1928 г. он приехал сюда и провел около полугода, путешествуя страной, особое внимание уделяя театру и кинематографу, достижения которых он высоко ценил. На рубеже 20-30-х годов советские критики в духе тогдашних настановлень надеялись, что Дос Пассос, пока «попутчик революции», придет на «наши баррикады». После выхода перевода первых двух частей трилогии в журнале «Знамя» (1933, №5) состоялась дискуссия на тему: «Советская литература и Дос Пассос». Речь шла даже о «школу Доса Пассоса» в советской литературе. Затем ситуация радикально изменилась. Внутри 30-х гг. писатель попал в «зону молчания»; позже ему нацепили унизительные ярлыки «ренегата», «консерватора», начали писать о его якобы «деградацию» как художника слова. Что же случилось на самом деле?
Если в 20-х гг. он еще не решился формулировать определенное мнение о «коммунистический эксперимент» в России, то после убийства Кирова (1934) и начатого «большого террора» он вместе с некоторыми значительными писателями (А. Жид, А. Кестлер, А. Мальро, Д. Оруэлл и др.) начал открыто выражать свою тревогу, а впоследствии и протест. Угрозу демократии он усматривал не только в осуждаемом им фашизме, но и в тоталитаризме сталинского образца. Критика сталинизма усилилась в него после посещения охваченной пламенем войны в Испании в 1937 p., где он столкнулся с деятельностью спецслужб, связанных с НКВД, жертвами которых были невинные люди, в частности, переводчик и товарищ Доса Пассоса - Хосе Роблес.
С конца 30-х pp. Дос Пассос работал над второй трилогией «Округ Колумбия» («District of Colombia», 1952), в центре которой история семьи Спотсвудів, отца и сыновей. В центре первой части трилогии - романа «Приключения молодого человека» («Adventures of a Young Man», 1939) - младший сын, Гленн Спотсвуд, идеалист и коммунист, который отправился в Испанию сражаться с фашизмом. Там его обвиняют в «отклонении» от партийной «линии», цепляют ярлык «троцкиста» и обрекают на гибель. Этот роман окончательно поссорил Доса Пассоса с «левыми». Во время Второй мировой войны Дос Пассос много путешествовал страной, впоследствии работал корреспондентом на Тихоокеанском театре боевых действий (1945), активно занимался публицистикой. Тогда же написал второй роман «Номер первый» («Number One», 1943), в котором речь шла о судьбе старшего брата Гленна - Тайлера Спотсвуда, который связался со ловким политиком Чаком Кроуфордом. Это была интересно задумана обличительная фигура демагога, которая прозрачно намекала на Луизиана Хью Лонга, ультраправого деятеля, профашистского толка, убитого в 1935 г. своими противниками. Фигура Хью Лонга с его склонностью к диктаторству также служила моделью для образа Вилли Старка в романе Г. П. Уоррена «Все королевское войско». В заключительной части трилогии «Великий замысел» (The Great Design», 1949) главным героем стал Херб Спотсвуд, глава семьи, разочарован либерал, жертва ловких вашингтонских политиканов, предводителей рузвельтівського «нового курса». Трилогия, написанная, в отличие от трилогии «США», в основном в традиционной манере (особенно это касается первых двух книг), была в художественном плане несколько слабее предыдущих книг Доса Пассоса. Она отразила разочарование писателя в радикализме, содержала критические выпады в адрес коммунистов и сатирически изображены фигуры «прогрессистов».
В 1947 г. Дос Пассос попал в автомобильную аварию, во время которой погибла его жена, а сам он получил тяжелые травмы и потерял один глаз. Несмотря на это, выздоровев, он продолжал работать с не меньшей интенсивностью. На склоне лет путь писателя неровный: он, как и раньше, много писал, но удачные книги чередовались с «проходными», эстетически бедными.
Дос Пассос всегда много сил отдавал публицистически-нарисовій работе; его произведения в этом жанре, еще до конца неисследованные, составляют 18 томов. С конца 30-х годов настойчиво защищал демократические идеалы и демократические институты Америки, доводя их коренные преимущества над тоталитарными системами. Уже в 1947 г. он выразил убеждение в том, что «мир становится музеем неудач социализма», а в 60-х годах предсказал, что Восточная Европа освободится от марксистских режимов.
С конца 30-х годов он начал работать в новом научном жанре как историк, трудился в архивах; консультируясь со специалистами, опубликовал серию исторических портретов Гамильтона, Пейна, Франклина, а также фундаментальную монографию «Ум и сердце Джефферсона» («Mind and Heart of Jefferson», 1954). В 60-70-х гг. он интенсивно работал как романист («Перспективы перед нами» - «The Prospect Before Us», 1950; «Избранная страна» - «Chosen Country», 1951; «Великие дни» - «The Great Days», 1954), писал мемуары («Лучшие годы» - «The Best Times», 1956), выступал как культуролог (книга о Бразилии), опубликовал два тома публицистики («Тема свободы» - «The Theme Is Freedom», 1956; «События и декларации» - «Occasions and Protests», 1966). Снижение эстетического уровня его художественной прозы было, видимо, связано и с тем, что он несколько разбрасывался, работал и как беллетрист, и как ученый, публицист. Размышляя в конце жизни и над своим художественным вкладом, он означал свои романы «современными хрониками», а себя воспринимал как своеобраВНОго летописца исторических событий, свидетелем которых он был. Он не только отражал общество в его историческом развитии; весь его долгий писательский путь был процессом воспитания Доса Пассоса. За то распространен тезис о том, что, начав как «радикал», Дос Пассос закончил его как «консерватор», требует корректив. На самом деле вся его писательская карьера была надихнута «борьбой человека против институтов, угнетают ее». Если что и менялось в него, то только мысль об наибольшую опасность. Сначала он усматривал ее в «всесиллі денег», позже - в «современном государстве», в ее «тоталитарных и бюрократических структурах».
Украинский язык отдельные произведения Доса Пассоса перевели В. Мисик, Г. Касьяненко, М. Лисиченко.
Б. Гіленсон
|
|
|