|
ДОНН, Джон
(1572 - 1631)
ДОНН, Джон - творчество писателя
ДОНН, Джон (Donne, John - 22.01. или 12.02 1572, Лондон - 31.03.1631 там же) - английский поэт.
Родился в семье зажиточного купца. Его дедом по материнской линии был популярный драматург и композитор Джон Хейвуд. Донн приходился родственником известному английскому писателю и государственному деятелю Томасу Мору. Семья была католической по своему вероисповеданию, во времена королевы Елизаветы составляло немалую опасность. Так, брат Донна был заключен лишь за то, что приютил на своей квартире во время учебы в университете католического проповедника; в тюрьме он и умер. Сам Донн через свою принадлежность к католикам не смог получить степень магистра, хотя учился, как предполагает много биографов, и в Оксфорде, и в Кембридже. В конце концов, он вынужден был закончить школу юриспруденции в Лондоне. В 1596 и 1597 гг. принял участие в военных экспедициях английского флота в Кадікс и до Азорских островов, которые в то время принадлежали Испании. После возвращения из похода стал секретарем у Томаса Еджертона - Лорда Хранителя печати. Очевидно, в это время он и сменил вероисповедание - оставаясь католиком, он не мог сделать серьеВНОй карьеры.
В декабре 1601 г. Донн тайно обвенчался с Анной Мор, племянницей Еджертона. Когда об этом узнал тесть Донна, он добился его освобождения из дома Еджертона и заключения. Суд, несмотря на это, признал брак действительным, и вскоре Донн был освобожден. Отец Анны попытался решить ситуацию в свою пользу: он вернул дочь молодому мужу, но отказал в приданое. В последующие годы Донну вместе с семьей, которая быстро увеличивалась, пришлось жить сначала у родственников, а потом за счет милостей вельможных покровителей. Иногда зависимость Донна от воли других людей приводила к семейным конфликтам. Если верить первому биографу поэта - Волтону, поводом к написанию одного из самых известных стихотворений Донна «Разлука без тоски» («A Valediction: Forbidding Mourning») стала его ссора с женой. Причиной ссоры была необходимость для поэта отправиться в путешествие по Европе вместе со своим патроном Робертом Дрюрі, тогда как Анна ждала рождения ребенка. По легенде, которую приводит Дрюрі в своей книге, того же дня, когда в жены Донна были тяжелые роды и она находилась на грани смерти, ее призрак появился перед поэтом, который в то время находился в Париже.
В 1615 г. Донн принял сан священника. Предложения стать священнослужителем он получал и раньше. В 1607 г. такое предложение сделал ему Т. Мортон, настоятель одного из соборов, в знак благодарности за помощь в работе над теологическим трактатом. Донн отказался, очевидно, не забыв своих ранних стихотворений, среди которых было немало фривольных (примечательно, что некоторые из этих стихов не печатались по цензурным соображениям вплоть до XIX в.). Но в 1615 г. он решился на этот шаг не без давления со стороны короля Якова i, на которого большое впечатление произвел трактат Донна, направленный против католической церкви. В 1621 г. Донн стал настоятелем собора Св. Павла и занимал эту должность до конца жизни. В этот период он прославился как блестящий проповедник. Свои проповеди Донн тщательно редактировал и готовил к изданию, поскольку именно с проповедями, а не со стихами он связывал надежды на посмертную литературную славу. Последнюю проповедь Донн сказал за несколько недель до смерти, позже она была названа «Дуэль со Смертью». Умер Донн 31 марта 1631 г., похоронен в соборе Св. Павла.
По жизни Донна было опубликовано лишь несколько стихов, остальные были известны в списках. Впервые собрание стихотворений Донна было выдано уже после его смерти в 1633 г. Точная датировка создание многих стихотворений раннего периода творчества неизвестное. Донн обращался к многих популярных жанров елизаветинской литературы: сатир, сонетов, элегий, песен, посланий и т. д. Но много традиционных жанров под его пером претерпевают существенных изменений. Как одну из характерных тенденций его творчества можно отметить отказ от музыкальности елизаветинской лирики и ориентацию на разговорную речь. И хотя Донн мог создавать и очень мелодичные стихи, особенно в жанре песни, все же в его поэзии доминируют интонации разговорной речи, а многие стихи напоминают драматические монологи.
Близостью к драматических монологов определяется и своеобразие доннівських сатир. В качестве главного героя в них выступает ироничный и остроумный рассказчик, способный несколькими штрихами нарисовать картины из жизни Лондона, портреты современников и подать в комическом или гротескном свете - в зависимости от ситуации - их недостатки.
Иначе подходит Донн и к традиционной для єлизаветинців темы любви. Во многих его ранних стихах звучит вызов многим понятиям, присущим любовной лирике того времени, но от многократных повторений потеряли жизненную силу. Так, чрезмерной идеализации любовных отношений он противопоставляет нарочитую эротичность своих стихов, например, в таких, как «Наука любви» («nature's Lay Idiot»), «На раздевание возлюбленной» («То His Mistress Going to Bed»), «Любовная война» («love's War»). В противовес рицарській верности в любви, Донн призывает к постоянной смене партнеров («Смена» - «Change»). В то же время поэт не сводит любовь лишь до физических отношений; настоящая любовь, по его мнению, невозможно без духовной связи, который часто рассматривается им под влиянием философии неоплатонизма как единение душ («Экстаз» - «The Ecstasy», «Доброго утра» - «The Good Morrow»). Охотно пародирует Донн и поэтические обороты, ставшие штампами в современной ему лирике. Если В. Шекспир 130-в сонете разоблачает пустопорожность поэтических штампов, показывая, что с их помощью невозможно создать образ реального живого человека, то Донн уже пользуется другими приемами. Так, в стихотворении «Анаграмма» («The Anagram») автор предлагает поменять местами традиционные эпитеты женской красоты: глаза сделать маленькими, а рот - большим, красным цветом обрисовать не щеки, а волосы, черным - не брови, а зубы и т. п. Такая игра была характерной для литературы барокко, расцвет которой приходится именно на XVII ст. В литературе барокко родился и особый вид метафоры - концепт, или кочетті, - которая довольно часто встречается в поэзии Донна. В такой метафоре важно не сравнение одного предмета или явления с другим, а важна сама неожиданность сопоставления далеких и ничем не похожих, казалось бы, понятий и волна ассоциаций, которая рождается в сознании читателя, который пытается отыскать эту схожесть. Из концептов Донна самым известным является концепт из стихотворения «Разлука без тоски», построенная на уподоблении душ влюбленных ножек циркуля:
Так срослись моя и твоя душа,
Языков циркуля две ножки золотые:
Одна душа в дорогу вируша,
А вторая знает все ее пути.
(Пер. В. Коптилова)
Концепты Донна обычно отличает интеллектуальность и развернутость (иногда один концепт занимает весь смысл стихотворения).
В более поздний период своего творчества Донн обращается к религиозным темам. Около 1610 г. он создал цикл стихов под названием «Священные сонеты» («Holy Sonnets»). Этим произведениям свойственна такая же страстность и напряжение чувства, которая была характерной для ранней любовной лирики Донна, только теперь его любовь обращена не к земной женщины, а к Богу. В «Священных сонетах» поэт использовал также опыт религиоВНОй медитации, которую разработал и ввел в религиозную практику христианской церкви основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола (1491-1556). Для того, кто практиковал такую форму медитации, необходимо было воссоздать в своем воображении какую-то сцену иВНОвого Завета, поместить себя среди действующих лиц, а затем проанализировать свои переживания и сделать нравственный урок. Иногда Донн в «Священных сонетах» использует эту же схему.
Кроме значительного количества проповедей, в прозаических произведений Донна относятся также памфлеты «Псевдомученик» («Pseudo-martyr», 1610), «Игнатий и его конклав» («Ignatius, His Conclave», 1611) и трактат «Біатанатос» («Biathanatos», ок. 1611).
Донн считается основателем школы «метафизической поэзии» в английской литературе. Первыми по поэзии начала XVII в. этот термин использовали Дж. Драйден (1631-1700) и С. Джонсон (1709-1784), но они вкладывали в него негативный смысл: под «метафизическим» они имели в виду чрезмерно усложненную, лишенную логической ясности и гармоничности поэзию. Несмотря на это, термин закрепился в истории литературы. Кроме Донна, поэтов-метафізиків относят Е. Марвелла, Дж. Герберта, Г. Воена, Г. Крешо и некоторых других поэтов.
Украинский язык отдельные произведения Донна перевели Д. Павлычко, В. Коптилов, Л. Череватенко. Перепев с Донна совершил Бы. Мозолевский (стихотворение «Тайна» в сб. «Веретено» - К., 1980).
В. Ганин
|
|
|