11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Философия жизни и смерти в рассказах И. Бунина «Легкое дыхание» и «Господин из Сан-Франциско»
В творчестве И. О. Бунина жизнь раскрывается во всем своем многообразии, в сплетении темных и светлых сторон. Два начала борются в его произведениях: мрак и свет, жизнь и смерть. Предчувствием гибели и потрясений, ощущением трагедий и катастроф в жизни общества и в жизни каждого человека веет от бунінських рассказов. «Легкое дыхание». Что означают эти слова, вынесенные в заголовок рассказа? Что это? Манера поведения, черта характера, ощущение жизни? Или еще что-то?
Уже с первых строк повествования возникает двойственное ощущение: «унылый пустынный кладбище», «серый апрельский день», «холодный ветер» - и «на кресте... фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь. Они и были символом судьбы Оли Мещерской.
Странная композиция - от факта смерти к детству и отрочеству героини, к ее недавнему прошлому, к ее истокам.
Ольга была юной, наивной, очаровательной, легкой. Она кружила по жизни: на балах, на катке, в гимназии. Она делала неожиданные поступки: напівдитяча поведение гимназистки и признание в том, что она женщина; веселая беседа в строгом кабинете классной дамы и запись в дневнике после связи с 56-летним другом отца Милютиным: «Я не понимаю, как это могло произойти. Я сошла с ума...» Еще сегодня Оля вдохновенно разговаривала с подругами о очарование женщины, а уже «через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейський на вид... застрелил ее на платформе». Смерть Оли была так же неожиданной, легкой, как и ее жизнь.
Почему? Почему это произошло? Автор не говорит о причинах, он направляет нас до тайных пружин Олиного жизни. Да, она обладала тем легким и естественным дыханием, которого не хватало ни подругам-гімназисткам, ни Мілютіну, ни классной даме. Но чистые и легкие порывы в мире реальном, как не печально, обречены.
В другом рассказе - «Господин из Сан-Франциско» - уже в эпиграфе отражена трагедия не одного человека, а современного мира: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий».
Бунин размышляет о жизни и смерти, о смысле жизни, об истинных ценностях жизни, о его мгновенность и неизбежность смерти. «Жизнь - это дорога к смерти», - писал И. О. Бунин.
Всю жизнь, пятьдесят восемь лет, господин из Сан-Франциско посвятил личному обогащению и накоплению капитала и «не жил вовсе, а существовал». И однажды, решив, что заслужил право на отдых и удовольствия, отправился с женой и дочерью в путешествие. Богатый американец мог позволить себе все: и роскошные каюты, и номера отелей, и изысканные блюда, и первоклассное обслуживание. Он чувствовал себя одним из тех «хозяев жизни», от которых зависят «и фасон смокингов, и объявление войн, и благосостояние отелей». Хотя «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил...» Господина из Сан-Франциско мало интересовала история и культура тех стран, куда он приезжал. Важно было показать себя: «И как по сцене пошел среди них господин из Сан-Франциско к какой-то средневековой арке». Относясь ко всему надменно, он чувствовал свое превосходство в этом роскошном мире. И мир платил ему по деньгам его. Но никогда господин из Сан-Франциско не думал о другой мир - о духовном. Никогда не думал об истинных ценностях жизни. А когда умер, неожиданно, внезапно, стал для всех обузой. И отправили его обратно в ящике из-под содовой в трюме «Атлантиды», спрятав от того общества, в котором недавно он возвеличувався.
Что же ждет на пути «Атлантиду», в трюме которой притаилась смерть?
Что же ждет этот мир?
Его судьба трагична, как и судьба парохода, что «тяжело преодолевал мрак, океан, вьюгу...», - к такому выводу подводит читателя Бунин.
|
|