ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЧАРЛЗ ДИККЕНС

(1812-1870)

ЧАРЛЗ ДИККЕНС

Чарлз Диккенс - писатель викторианской эпохи, который не только отразил ее в своих произведениях и поднял проблемы, которые волновали английское общество, но и пытался их решать. Его активная литературная и общественная деятельность способствовала большим изменениям - ликвидации долговых тюрем, реформ в области образования и судопроизводства, увеличению количества благотворительных организаций и возрождению меценатства. Его любовь к бедным и обиженным была настоящей, а не фальшивой, для него они были такими же полноправными членами общества, как и состоятельные, им он дарил всю силу своего таланта, всю свою любовь, открыв им поэзию их будничной жизни, и стал символом Англии прозаической.

Родился Чарлз Диккенс 7 февраля 1812року в семье мелкого чиновника морского казначейства Джона Диккенса. Сначала родители Чарлза жили сравнительно благополучно, однако через некоторое время начали появляться проблемы. Причиной проблем было то, что отец писателя слишком легкомысленно относился к семейному благополучию, очень увлекался театром и вином, часто одалживал деньги, не имея возможности в ближайшее время их вернуть. Кроме того, он пренебрегал воспитанием сына, который это навсегда запомнил. Не хватало Чарлзові также материнской ласки и внимания. Мать просто не имела для него времени, потому что пыталась дать совет всем своим детям (а их было восемь).

Итак, книги и сама жизнь были самыми главными его воспитателями, начальное образование Чарлз получил в Чатемській школе, где тогда преподавал выпускник Оксфорда Уильям Джилс; он и привил мальчику любовь к английской литературе и к чтению вообще.

Идиллия юных лет длилась недолго: отец совершенно запутался в долгах, и семья отправилась в Лондон. Ситуация ухудшалась. Когда отец Чарлза попал-таки в долговую тюрьму Маршалсі, семья перебралась к нему (по английским законам это разрешалось). Чтобы как-то помочь беде, Чарлза устраивают на фабрику. Шесть месяцев, проведенных в гряВНОм старом помещении, были для впечатлительного мальчика едва ли не самыми страшными: однообразная работа продолжалась с утра до вечера. Это была и моральная травма для Чарлза, который стремился учиться.

В это время у парня появилось еще одно увлечение - Лондон. Диккенс мог часами бродить по улицам. Именно здесь, в лондонских трущобах он, даже не подозревая, достал свое истинное воспитание. Так маленький Чарлз создал в своем воображении будущий диккенсовский Лондон. Он проложил пути своим героям: в каком закоулке этого города они бы не прятались, он побывал там раньше.

Маминого наследства, достался Джону и Уильяму Діккенсам, хватило на то, чтобы расплатиться с кредиторами и обеспечить семье более-менее приличную жизнь. Чарлз с большой радостью оставил фабрику и продолжил обучение в частной школе, после окончания которой начал работать младшим клерком у адвоката Блэкмора. Но, имея бойкий характер, он посещает спектакли и, мечтая о театральное будущее, берет уроки сценического мастерства. Кроме того, Чарльза привлекала работа репортера. Поэтому он упорно учится стенографии ночам, а днем изучает законы.

С 1832 года Чарлз работал в местной газетке, затем был сотрудником журнала «Зеркало парламента», который принадлежал его родственнику. Диккенс очень быстро сумел выделиться среди других сотрудников редакции: его репортажи были интересны и гораздо более точные, чем отчеты коллег, хоть всем журналистам запрещалось делать записи. Разгадка проста и оригинальна: Чарлз надевал длинные и твердые манжеты, а потом списывал их мелким письмом.

К профессиональным заботам добавились и личные - семья требовала денег, а отец снова залез в долги. Это и решило дальнейшие шаги - Диккенс взялся за перо. Особых усилий новая работа не требовала: столько было передумано, пережито, увидено, что стоит только взяться за бумагу, а дальше - то дело репортерского опыта и времени.

В конце 1833 года в журнале «Мансли Мэгэзин» появился рассказ «Обед на Поплар Вок», правда, без имени автора. Читатели начали с нетерпением ждать рассказов автора, который решил скрыть свое имя под псевдонимом «Боз» (шутливое прозвище младшего брата Чарлза Диккенса, которое впоследствии стало известно сотням тысяч читателей). Так писателя продолжали называть, когда он стал знаменитым. Очерки, автором которых был Боп, увидели света различных журналах, порой и вопреки желанию Диккенса, о чем свидетельствуют письма к друзьям. К жанру очерка писатель обратился не случайно: еще в детстве, ради развлечения. Он любил записывать кое-что о людях, с которыми свела его судьба, про интересные места, где бывал. С годами таких записей становилось все больше - это был бесценный материал, ждал своего времени.

Убедившись, что очерки имеют успех у читателей, Диккенс решился издать их отдельной книгой. Так, в 1836 г. появились на прилавках «Очерки Боза» в двух томах. Критики в большинстве своем недооценивают первую книгу Диккенса, пишут о ней свысока и снисходительно: кое-кто считал, что автору свойственно многословие, вызванное неуверенностью и тревогой, а также желанием понравиться читателю.

Так, в очерках можно отыскать много незаконченного и несовершенного, однако это объясняется отсутствием литературного опыта, но никак не таланта. А ученичество - это период, через который проходит едва ли не каждый писатель, однако для одного он короткий, а другой до конца жизни остается учеником.

Со страниц цикла «Картинки с натуры» перед читателем предстает бурная жизнь столицы, которое изображено ярко и колоритно.

Диккенс является настоящим мастером городского пейзажа. Лондон для него не только населенный пункт, но и часть его жизни. Описания Диккенса - это, по сути, импрессионистические зарисовки, где большую роль играют зрительные, слуховые и даже вкусовые впечатления («Улицы. Вечер»). Диккенс обращает внимание на актуальные проблемы современности: жалкое существование низов приводит к деградации личности, которая начинает искать утешения:в вине (очерк «Дома для жизни»).

Тему одиночества человека в буржуаВНОм мире возбуждено в очерке «Мысли о людях». В очерке «Рождественский обед» Диккенс впервые обратился к теме Рождественского праздника как символа семейного благополучия и уюта. Симпатии автора принадлежат простому люду, который ему близок и понятен, тогда как представитель «среднего класса» - буржуа - становится мишенью для сатирических стрел. Снобизм и тщеславие, скупость и ограниченность - вот основные черты разбогатевших людишек, которые были бы смешными, если бы не составляли угрозу нормальной равновесии общества. Перед читателем проходит галерея максимально конкретизированных и индивидуализированных персонажей (очерки «Горацио Спаркінс», «Экскурсия на пароходе» и другие).

Значение произведений, вошедших в цикл «Рассказы», не следует недооценивать, будущий опыт Ч. Диккенс использовал в дальнейших произведениях.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» - произведение, сделал известным Диккенса, но современному читателю он кажется непонятным. Дело в сутках писателя, литературной ситуации.

Тогдашняя жизнь породило литературу, возможно, во многих случаях примитивную, но не лишенного того, за что впоследствии англичане так будут почитать Диккенса и, здорового оптимизма, искренности и веселости;. После выхода в свет «Очерков Боза» до Чарлза Диккенса пожаловал один из компаньонов фирмы Чепмен и предложил участие в издании, которое бы отчасти напоминает современные комиксы. Это должен быть веселый рассказ о спортивный клуб.

Огромный успех записок заставил автора поверить в собственные силы и он, не закончив этого произведения, подписал договор на новый роман «Приключения Оливера Твиста».

Роман «Записки клуба» был закончен в 1837 г. Имя автора было известно каждому англичанину. Этот роман показал рост мастерства писателя, который со своими героями прошел сложный путь: от условного героя анекдота до удивительного человека, от писателя-юмориста до смелого борца со злом. Это не только самый оптимистичный и найбезхмарніший произведение Диккенса, он оказался прообразом всех діккенсівських романов, их сюжетной структуры.

6 января 1842 г. Диккенс вместе с женой отплыл в США. Намерение побывать за океаном появился у писателя давно. Сначала это было стремление поехать в Америку, чтобы самому убедиться в преимуществах американской демократии, о которой американцы кричали на весь мир. Также он хотел окончательно решить вопрос авторского права, потому что за его отсутствие страдали английские писатели и прежде всего он сам.

Американские впечатления были материалом для романа Ч.Діккенса - «Жизнь и приключения Мартина Чезлвіта »(1844). Одновременно он работал над повестью «Рождественская песня в прозе», основала известный цикл Рождественских повестей и рассказов.

После разрыва с издательством в 1844г. он путешествует Италией, Францией, Швейцарией. Впечатления от путешествия воспроизведены в цикле «Картины Италии».

Начало 50-х годов - новый этап в творчестве Диккенса. В 1850 году он начал работу над «Историей Англии для детей», которая должна была стать увлекательной и романтичной. В этот период Диккенс активно работает в разных жанрах, но предпочтение отдает романа и его жанровым формам: исторический роман («Повесть о двух городах» 1859), социальный роман («Крошка Доррін» 1855-1857), социально-авантюрный («Большие надежды» 1861), детективы («Тайна Эдвина Друда» 1870), роман-утопия («Тяжелые времена» 1854). Чарлз Диккенс не смог закончить свой последний роман «Тайна Эдвина Друда». 8 июня 1870 года ему стало плохо. Известие о смерти любимого писателя буквально потрясла Англию. Это была национальная трагедия. Похоронен в уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.

«Приключения Оливера Твиста»

В центре внимания романа - трагедия людей, которые прозябают в робітному доме, руководство которого считает их нарушителями закона о бедных, никчемными лентяями, неблагодарными тварями. Во втором разделе романа возникает коллективный образ таких «мелких нарушителей», которые возились целый день на полу, страдая от нехватки продовольствия и одежды.

Выразительно обрисованы образы надзирателей. Это миссис Манн, которая, «воспитывая» детей не только голодом, но и розгами и собственным кулаком, при посторонних лицемерно маскируется чуть ли не под родную мать своих подопечных. Зато ее коллега миссис Корни откровенно клянет «старых ведьм, которые даже умереть не могут, не дошкуливши честным людям», и вообще осуждает бедняков, недовольных своей судьбой. Она достойна своего начальника и будущего мужа - чиновника Бамбула. Он утверждает, что беднякам нужно давать именно то, чего они не нуждаются.

Показывая в романе социальное дно Лондона, писатель борется за реалистичное и неідеалізоване описания преступников и преступного мира. Оно заключается в том, что преступная банда изображена не только во всей бытовой конкретности своего «профессии», но и с изрядной глубиной психологического раскрытия характеров ее участников.

Сюжетная линия Оливера была бы традиционной для английской литературы, если бы не то, что он - незаконнорожденный ребенок. Этим Диккенс хотел показать, что дети от «греховной» связи ничем не отличаются от детей, рожденных в церковном браке, и могут иметь такую природную чистоту и благородство, что их не способны искоренить самые безобразные условия жизни.

Диккенс верил, что человек от природы добрый, верит в победу добра над злом. Сила эмоционального воздействия системы образов романа на читателя не просто в их обостренной одноплановості, а и в том, что сущность персонажей раскрывается через их ярко индивидуальную лексику, костюм и портрет.

«Оливер Твист» - первый реалистический роман не только в творчестве Диккенса, но и всей английской литературе критического реализма XIX века. В нем, как и в других произведениях Чарльза Диккенса, отчетливо ощущается демократизм выдающегося английского писателя, звучит его вера в благородство и ум простого человека.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

сборник очерков «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Рождественская песня в прозе», «История Англии для детей», «Тайна Эдвина Друда».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса.- М., 1975;

2. Честертон Г. К. Чарлз Диккенс.- М., 1987;

3. Тайна Чарлза Диккенса.- М., 1990.