|
ДИКИНСОН, Эмили Элизабет
(1830 - 1886)
ДИКИНСОН, Эмили Элизабет - творчество писателя
ДИКИНСОН, Эмили Элизабет (Dikinson, Emily Elisabeth - 10.12.1830, Амхерст, Массачусетс - 15.05.1886, там же) - американская поэтесса.
Человек уникальной, загадочной и удивительной судьбы. Неизвестный при жизни, «втайне зарабатывая бессмертие» в XX в. Дикинсон была единодушно признана классиком, ее жизни было бедным на внешние события, однако, вероятно, насыщенная интенсивными эмоциональными и интеллектуальными переживаниями.
Дикинсон родилась в городке Амхерст в штате Массачусетс, где прожила тихо и безвыездно все отмеренные судьбой годы. Была дочерью адвоката, затем казначея Амхердського колледжа, человека строгой, бескомпромиссной. Воспитывалась в атмосфере Новой Англии, где всегда были незыблемыми религиоВНО-пуританские традиции, что ощутимо запечатлелось на ее образе жизни, мироощущении и поэзии. Училась в местном колледже, а также в женской семинарии Маунт Холиок. У нее не было семьи, детей; она жила в доме родителей, причем последние 25 лет обрекла себя на добровольное затворництво, почти полностью отгородившись от внешнего мира. Небольшая, словно птичка крапивника - как она себя описывает, с глазами цвета вишни, с тихим голосом, живым умом, быстрая в движениях, одетая в белые платья, она неслышно порхала по дому и казалась неземным существом. О том, что происходило в ее душе, скрытой от чужих глаз, мы можем только догадываться на основании ее стихов и отдельных намеков, рассыпанных в письмах.
Несколько человек сыграли в ее жизни заметную роль. Один из них - молодой юрист Бенджамен Ньютон, который работал учеником в конторе отца и побудил ее серьеВНО заняться поэзией, - рано умер. Видимо, она была к нему неравнодушна, но скрывала свои чувства. Вторым был священник Чарлз Водсворт, человек семейный, с которым она познакомилась в 1854 г. Она называла его «дорогим другом», «любимым», созданным его фантазией. Свое влечение к нему она считала греховным, пыталась его заглушити. их отношения прервались после того, как Водсворт вместе с семьей переехал из Амхерста в Калифорнию. В начале 60-х pp., порвав связи с окружающим, она посвятила себя поэзии. В это время она переписывалась с В.Т. Хігінсоном, редактором и автором известного журнала «Атлантик Мансли», который поддержал ее поэтические попытки. Было еще несколько близких друзей, с ними она делилась творческими планами. Но даже от собственной семьи писала тайком.
После ее смерти было найдено архив - много тетрадей и листков, где содержалось около 1800 стихов. Публикация всех этих материалов, что началась после ее смерти, длилась почти сто лет. А при жизни было опубликовано всего лишь шесть стихов (без авторства), которые, впрочем, никого не заинтересовали.
Ее поэзия чрезвычайно самобытная, оригинальная, новаторская. У нее были свои любимые поэты, например, английские романтики, особенно Д. Китс; она хорошо знала Библию и В. Шекспира, а из философов для нее был близким Г.В. Емерсон. ее стихи - обычно 10-12-рядко-ные миниатюры, бессюжетные, посвященные перебутним впечатлением, иногда представлены как афоризмы о Боге, человеческую любовь, смерть, тернии бытия. Она то обращается к т. н. свободного стиха, без рифм, иногда использует рифмы, асонанси, не чурается и классического стиха. Ритм, интонация могут прерываться, ломаться. Она - лаконичная, любит одно - и двусложные слова, иногда нарушает синтаксис. ее метафорические образы, даже «темные», требуют расшифровки, поскольку построены на причудливых ассоциациях. В ее стихах возникает мир - сложный, противоречивый; при этом ее поэзия - не описательная, а как будто переполнена внутренней энергией. Она называла ее «посланием Мира», от которого, однако, не ждала отклика. По словам одного из критиков, Дикинсон «с совершенной точностью отразила все тончайшие переживания женской души, по мере того как она познает всю тяжесть вечной преданности и движется от самодостаточного иллюзии, а затем болезненного разочарования в мук несбыточных желаний и, наконец, возрождается, неуязвима, в новой форме бытия».
В отличие от В. Уитмена с его «космізмом», развесистой свободной интонацией и злитістю со всем раВНОобразием бытия, Дикинсон - его поэтический антипод, художник -»миниатюрист», который отражает действительность, наоборот, в ее резкой дисгармонии духа и материи, греховности мира и невозможности искупления, разобщенности людей, которые стремятся к недостижимому счастью. Тема смерти постоянно присутствует в ее стихах, окрашенных грустью, думая о несбыточности мечты. Религиозные мотивы пронизывают ее поэзию, мысль о Боге никогда не покидает ее. В основе его эстетики - романтическое мироощущение; одновременно Дикинсон привлекает богатством реалистичных деталей, которые свидетельствуют о ее наблюдательность и философский склад мыслей. Да, снег, что падает в ров, похожий на «шерсть из алебастра», собака бежит на «плюшевых лапах», а клевер названа «луговым дебоширом», ее зримые образы, поэтические и отличаются остротой мысли:
Когда уже я жить не буду
И Малиновка не встретит меня -
Бросьте Червоногрудці
Крошек - пусть помянет -
Когда уже не смогу подякувать,
Так быстро пролетели дни мои -
Знайте - силятся сказать
Губы мои каменные.
(182, пер. М. Крыши)
Такие стихи с их особой обраВНОстью были предшественниками некоторых особенностей эстетики имажизма, поэтической школы, активной в 1910-х pp. Вообще же обращением к свободному стиху, живым ощущением одиночества, трагизма бытия, склонностью к метафоричности и символики Дикинсон предусмотрела некоторые существенные тенденции в развитии англоязычной поэзии XX века. Современные критики ставят ее за вартісністю в один ряд с такими поэтами, как В. Уитмен, Э. По, Г. Лонгфелло, Р. Фрост, Р. Лоуэлл. В 1955 г. вышло его трехтомное академическое собрание стихов, а также переписки в трех томах. В 1982 г. вышло в свет факсимильное издание рукописей поэтессы.
Б. Гіленсон
|
|
|