ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДИДРО, Дени

(1713 - 1784)

ДИДРО, Дени - творчество писателя

ДИДРО, Дени (Diderot, Denis - 05.10.1713, Лангр - 31.07.1784, Паотж) - французский писатель, философ-просветитель. Родился в провинции Шампань в семье зажиточного ремесленника. Как старший сын в семье должен был унаследовать место каноника. Учился в Лангрському иезуитском колледже. В 12 лет его тонзурували, хотя склонности к духовной карьере в юного Дидро не было. В Париже, где он продолжил образование, интерес к теологии угас. Будущий философ сосредоточился на естественных науках - химии, физике, математике, что привело к окончательной отказа от клерикального окружения. Порвав с семьей, Дидро вынужден был зарабатывать на жизнь своим трудом. Он изучал труды Г. Декарта и Г. В. Лейбниц, Б. Спинозы и Ф. Бэкона, давал частные уроки, переводил, одновременно расширяя свое образование. На заказ фаворита короля Ф. Морепа Дидро написал галантный роман «Нескромные сокровища» («Les bijoux indiscrets», 1747) в стиле модного тогда рокайлю. В конце 40-х гг. создал ряд философских эссе: «Эссе об заслуги и добродетели» («L'Essai sur la merite et la vertu», 1745), «Философские мысли» («Les Pensees philosophiques», 1746), «Прогулка скептика» («La Promenade du sceptique», 1747), в которых осуждал фанатизм и тиранию, отстаивал «естественную» религию.

В «Письме о сліпців назидание зрячим» («La lettre sur les aveugles a l'usage de ceux qui voient», 1749) он уже открыто пропагандировал атеистические взгляды, что не поощрялось во Франции. Свои произведения философ начинающий зачастую выдавал анонимно с фальшивыми выходными данными. «Философские письма» были публично осуждены к сожжению на площади. За «Письмо о сліпців» Дидро попал в Венсеннский замок, благодаря чему стал популярным в рядах оппозиции. В салоне барона П. Гольбаха Дидро познакомился с К. А. Гельвецієм, Д'Аламбером, бароном М. Гріммом, американцем Б. Франклином, англичанином Л. Стерном.

Более двух десятилетий Дидро посвятил главному делу своей жизни - изданию «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» («L'Encyclopedie ou le Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers...»), выходившей в свет с 1751 по 1780 гг. и состояла из 35 томов, в том числе 11 справочных книг, где содержались рисунки, чертежи, карты, схемы, и 8 томов указателей. Для создания «Энциклопедии» Дидро удалось объединить весь цвет французского просвещения - от Вольтера до Же. Ж. Руссо. «Энциклопедия» сыграла гигантскую роль в формировании общественного сознания во Франции и во всей Европе.

Одновременно продолжалась длительная работа над произведениями по эстетике, философии, художественными произведениями. «Энциклопедия», однако, разорила издателя. Много европейских монархов приглашали Дидро к себе, чтобы завершить издание «Толкового словаря», он отказывался от высокой чести. Екатерина II, желая поддержать своего французского корреспондента, купила у него библиотеку с условием, что она останется пожизненно в Дидро, а сам он станет библиотекарем ее императорского величества. Конец 1773 - нач. 1774 г. философ провел по приглашению российской імператорки в Петербурге, где стал действительным членом Академии наук и почетным членом Академии художеств.

Дидро Россия обязана одним из самых совершенных творений - «Медному всаднику» Э.М. Фальконе, который оказал значительное влияние на русскую культуру. Именно Дидро предложил Екатерине II пригласить популярного скульптора в Россию, распознав в нем великого монументалиста.

Последние годы жизни Дидро провел в Париже, заканчивая издания «Энциклопедии» и создавая образы художественных «Салонов» для газеты «Литературная, философская и критическая переписка», которую издавал его друг барон М. Гримм. Многие исследователи связывают с этими публикациями формирования современной художественной критики.

По своим философским взглядам Дидро был механистическим материалистом. В определенном смысле он опередил дарвинизм, поскольку считал, что у биологического вида человека есть своя предыстория. Пройдя сложный путь в своем духовном развитии, Дидро стал последовательным атеистом. Именно с этих позиций он рассматривал исторический процесс и современный мир. Он заигрывал с монархами, считая, что просвещенный абсолютизм - одна из лучших форм государственного уклада.

По мнению философа, решающую роль в воспитании нации должны играть искусство, литература и театр. В области художественного творчества для Дидро хорошо то, что правдиво отражает жизнь, а не только соответствует требованиям утонченного вкуса и просвещенного ума. Вот почему он беспощадно боролся с искусством рокайлю, поскольку оно представлялось ему совершенно безыдейным, а потому и ненужным. Рассуждения о дидактизм и утилитаризм - центральные в эстетической программе Дидро, создавая культ жанровых художников - Д. Тенирса, Же. Б. Греза, Же. Б. С Шардена, он выступил против Ф. Буше и его школы, поскольку, по его мнению, «каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, поучать зрителя, иначе оно будет немым».

Свои философские, исторические и эстетические взгляды Дидро воплотил в художественной форме, создав три повести, которые не выходили за его жизнь, поскольку прозаиком он себя не считал.

«Монахиня» («La Riligieuse», 1760) и «Жак-фаталист и его Хозяин» («Jacques le Fataliste et son Maitre», 1773) вышли в свет только в 1796 г., а «Племянник Рамо» («La neveu de Rameau», 1762-1779) впервые был издан в 1805 г. на немецком языке в переводе И. В. Гете. Однако именно три эти произведения принесли Д. бессмертие.

В области художественной прозы его предшественниками были А.Ф. Прево Д'Екзіль и П.К. где Ш. де Мариво, любимыми писателями А.Р. Лесаж, Вольтер, С. Ричардсон и Л. Стерн. В «Монахине», написанной под впечатлением нашумевшего судебного процесса, писатель со всей страстью выступил против тогдашних монастырских обычаев. Повесть написана в форме записок главной героини Сюзанны Сімонен, адресованных ее покровителю. Помещена насильно в монастырь своей семьей, Сюзанна не смирилась с монашеством и надругательством над личностью, отдав предпочтение побега, блужданиям и нуждам. Всеми ее поступками руководит любовь к свободе и независимости. В отличие от Мариво и Прево, Дидро доминирует социальная критика. Его интересует противостояние добродетели и греховности и соблазна. Однако, несмотря на доминирующее социальное начало, гривуазні элементы имеются во многих эротических сценах, что сближает автора «Монахини» с мастерами рокайлю.

«Жак-фаталист и его Хозяин» принадлежит к распространенному в XVIII в. романа «большой дороги». Написан он в форме диалога и вмещает афоризмы, анекдоты, новеллы; сквозная фабула здесь практически отсутствует. Перед слугой и его хозяином, которые путешествуют, предстает картина современной жизни. В дороге они знакомятся с представителями всех общественных слоев: крестьян, буржуа, избранными дамами, монахами и т. д. Жак определенной степени похож на Санчо Панса и Жиля Блаза, однако он не является авантюристом, а интеллектуальным персонажем, который во всем превосходит своего Хозяина, которому автор даже не дал имени. Жак-борец, как Фигаро в П.О. Бомарше, но он уже отрицает покорность судьбе, часто активно вмешиваясь в жизнь, хотя и постоянно говорит о своем фатализм.

Героем философского диалога «Племянник Рамо» стал реально существующий племянник знаменитого композитора XVIII ст. Жан-Франсуа Рамо - тип, которому, по словам Г.В.Ф. Гегеля, присущая «разорванность сознания». Рамо получил прекрасное образование, был умным, остроумным, сообразительным, но отдал предпочтение беспорядочном паразитическому жизни, а не полеВНОй деятельности и в результате умер на больничной койке в доме для умалишенных.

В отличие от «Жака-фаталіста «, где действие меняется, «Племянник Рамо» значительно статичніший. Главное внимание Дидро сосредоточена на интеллектуальной игре, где он проявляет остроумие и изобретательность.

Философ и племянник Рамо разговаривают на разные темы. Первый отстаивает просветительские идеалы, второй цинично рассуждает обо всем на свете. Рамо абсолютно аморальный, никаких ценностей в жизни он не признает, поскольку «в природе сжирают друг друга все виды животных и в обществе сжирают друг друга все состояния». Презирая общество, Рамо приспосабливается к нему, потому что «в мире гораздо больше поз, чем может воспроизвести хореография». Рамо - паразит и шут, он осознает это. На свой лад он защищает свои права паразита, данные ему эпохой безвременья. Он развенчивает и саморозвінчується. Не случайно Гегель увидел в Рамо насмешки из личной жизни и из самого себя.

Три повести Дидро вошли в европейскую литературу как характерные образцы просветительской прозы. Деятельность критика, что имеет острую социальную направленность, составляет неразрывное целое.

Первые переводы отдельных статей из «Энциклопедии» совершил в 1770 году украинский философ Я. Козельский. Произведения Дидро украинском языке выходили впоследствии в переводах В. Мухина, В. Подмогильного, Есть. Старинкевича, И. Ковтунова, М. Иванова, Ю. Назаренко, М. Терещенко, И. Кошелівця.



В. Пронин