9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В чем трагедия Офелии?
На дне она, где ил...
М. Цветаева.
«Диалог Гамлета с совестью»
Образ Офелии - один из ярких примеров драматического мастерства Шекспіра. ее жизни показаны как бы пунктиром: прощание с Лаертом, разговор с отцом, рассказ о безумии Гамлета, беседа и разрыв с Гамлетом, беседа перед сценой «мышеловки», сцена сумасшествия.
Офелия появляется перед нами во взаимоотношениях с братом, отцом, принцем Гамлетом, в которого она влюблена. Воспитанный при дворе, героиня очень одинока. Она окружена людьми, которые к ней равнодушны. Девушка - всего лишь игрушка, орудие в чужих руках. ее любовь Гамлета становится ставкой в дворцовой игре. Родной отец, Полоний, шпионит за ней, и узнав, что она встречается с принцем, пытается помешать этой любви. К тому же не только потому, что его дочь ниже Гамлета положением, но и потому, что Гамлет - из другого лагеря, он - соперник Клавдия, на которого делает ставку Полоний. И отец, и брат требуют, чтобы она отказалась от любви к принцу. Офелия - послушная дочь, она не привыкла перечить никому. И дело не в том, что она лишена свободы и самостоятельности. Просто она и сама не до конца верит в серьеВНОсть намерений Гамлета. При этом с Лаертом она держится более свободно и на его предостережение отвечает полушутя:
Только, милый брат,
Не будь как грешный пастырь, что вторым
Указывает к небу путь тернистый,
А сам, беспечный и пустой гуляка,
Идет цветущею тропой утех,
Забыв свои советы.
Офелия прекращает встречаться с Гамлетом и отказывается принять от него письмо. Любая девушка в подобном случае вправе ждать объяснения. Дело за Гамлетом. Но он занят мыслями о мести. Ему сейчас не до Офелии. Поэтому, когда король Клавдий просит Офелию поговорить с принцем, девушка соглашается, даже зная, что разговор будут подслушивать. Но у нее нет другой возможности проверить истинность его чувств или убедиться в его сумасшествии. Офелия доверчивая, поэтому Гамлет именно на ней испытывает роль сумасшедшего. Сцена разрыва между влюбленными полная драматизма. Гамлет не верит Офелии, он защищает собственную жизнь - ложью, игрой, безумием. Он пытается смягчить разрыв, говоря, что не разлюбил, а не любил никогда, притворялся, и жалеть о нем не стоит. Оскорбленная Офелия держится с достоинством, возвращая подарки:
Нет, принц мой, вы дарили; и слова,
Дышавшие так сладко, что вдвойне
Был ценен дар, - их аромат исчез.
Возьмите же; подарок нам немил,
Когда разлюбит тот, кто подарил.
Или Гамлет понимает, что Офелию підіслано? В конце концов, это неважно. Он знает, что девушка открытая и доверчивая, она все равно переведет разговор с ним Полония. Офелия совсем не умеет врать, поэтому Гамлет и не пытается договориться с ней, как с Горацио.
Последняя встреча Гамлета и Офелии происходит вечером перед спектаклем «Убийство Гонзаго». Гамлет усаживается у ног девушки, намеренно говоря резкости и даже грубости. И Офелия терпеливо сносит все, подспудно уверена в какой-то своей вине и безумии принца. А потом Гамлет убивает Полония, и девушка лишается единственной опоры в жизни. Человек, которого она продолжает любить, оказывается убийцей ее отца. Этого потрясения бедный разум не выносит. Логика безумия Офелии вмещает несколько навязчивых идей: это - смерть отца, растоптана любовь, жестокость мира. ее гибель - печальная закономерность: такой чистой, доверчивой существу нечего делать при дворе, где царят злость и вероломство. Ее використували и выбросили за пределы мира. И живет раскаяние Гамлета над ее могилой не может ничего исправить. Офелию слишком мало любили и никто не смог уберечь - в этом ее трагедия.
|
|