ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГДЕ СОВЕТ, Иероним

(1814 - 1903)

ГДЕ СОВЕТ, Иероним - творчество писателя

ГДЕ СОВЕТ, Иероним (De Rada, Jeronim - 29.11.1814, с. Макк'я - Альбанесе, Италия - 28.02.1903, там же) - албанский поэт.

Зачинатель романтизма в албанской литературе и один из выдающихся представителей национального возрождения в Албании, Где Совет родился в калабрійському селе Макк'я - Альбанесе, что в итальянской провинции Козенца. После окончания семинарии, где он получил основательную литературную образование, увлекся собиранием фольклора в родных местах, начал заниматься юридической деятельностью в Неаполе. В 1837 г. Где Совет принял участие в подготовке антимонархической заговора, за что подвергся преследованиям полиции. В 40-х гг. он жил в Неаполе, где зарабатывал на жизнь, нанявшись домашним учителем в аристократическую итальянскую семью. В период революции 1848 г. Где Совет выступал с позиций умеренного либерализма, выдавая в Неаполе газету «Л'Албанезе Д'Італія» («Албанец Италии»).

Первым произведением Где Рада была поэма «Песни Мілосао» («Kenget e Milosaos»), которая вышла в свет (на языке оригинала и в итальянском переводе) в 1836 г. и осталась шедевром албаномовної поэзии. «Песни Мілосао, сына правителя Шкодри» - поэма о любви и смерти, в котором описаны переживания, связанные с юношеским любовью автора к крестьянской девушки. Действие поэмы разворачивается в XV ст., ее герой - сын средневекового албанского князя, но в его размышлениях и чувствах узнается юноша начале XIX в. Автор поместил своих героев в родную и близкую ему бытовую и географическую атмосферу албано-калабрийского села, даже не попытавшись воссоздать историческую обстановку средневековой Албании.

Поэма состоит из 30 небольших песен, каждая из которых передает некий эпизод лирической истории двух главных героев. Автор изображает их на фоне меняющихся состояний природы, настроений, причудливо сочетая сны с яркими картинами жизни и быта. Развитие сюжета лишь угадывается по едва уловимыми лирическими акцентами, за отдельными миниатюрными сценками, за короткими диалогами с многозначительным подтекстом, по отрывочным воспоминаниям главного героя.

Любовная линия поэмы привлекает свежестью лирического чувства, психологической тонкостью при передаче душевных движений. Однако душевное волнение, связанное с романтической любовью, - лишь составной элемент сложного художественного целого. В поэму включены размышления юного поэта о вечных вопросах любви и смерти, о том, что для человека должно быть важнее - личное счастье или долг перед родиной, о смысле жизни, красоте. Зримо представлены и два независимые от человеческих судеб, вечно существующие и вечно меняющиеся элементы - природа и время. Природу поэт изображает в ее неувядающей красоте, с вечно обновляемой зеленью, в ароматах свежего летнего утра, сияющего голубінню неба и цветов льна, в золотые достигаючого винограда, в горном пастушому стойбище, с его ночными шарудіннями и овечьим меканьем, в осенний мжичці. Время в поэме - главный и неумолимый фактор, ось, на которой расположены все события сюжета - любовь от первых робких встреч до полноты земного счастья, потом крах счастья и в результате - нарушение героем строгого обязанности (уход в личную жизнь) - покаяние смертью. На фоне движения времени возникают и фатально решаются судьбы героев. Утверждая это как общий закон человеческого бытия, автор с помощью своего героя ставит и решает вопрос о сохранении следов прожитых жизней в памяти поколений. Именно этот аспект проблемы времени оказывается в поэме «Песни Мілосао» основным и организующим.

Показания самого Где Совет дало историкам албанской литературы основание говорить о влиянии, которое оказал на его поэзию арберешський фольклор («арбереші» - древнее этническое самоназвание, сохранена албанцами в Италии и Греции). Поэт действительно использовал традиционное для албанского фольклора сочетание 8-слогового и 6-слогового размеров, писал свободным стихом, без рифм и без строфического деления, взяв за образец популярный в итальянских арберешів жанр короткой баллады. И все же он не пытался стилизовать «Песни Мілосао» под народные. Правильнее, он не нуждался в этом, поскольку сам вырос в живой среде арберешських народнопоэтических традиций и опора на эти традиции было для него естественным и органичным.

Не подлежит сомнению связь раннего творчества Где Совет с кругом идей, которые вдохновляли итальянских романтиков. Европейская и, в частности, итальянский - литература была той питательной средой, в которой формировалась творческая самосознание поэта. «Песни Мілосао» органично вписались в поток общеевропейского литературного движения нач. XIX в. и является одним из самых своеобразных ответвлений романтического направления. Это произведение остался абсолютно автономным явлением в истории албаномовної литературы. В том числе и для самого Де Рада эти песни его молодости остались единственными и неповторимыми.

В начале 40-х pp. Где Совет написал поэму «Песни Серафини Топії» («Kenget есть Serafina Topise», 1843). Это был первый вариант романа в стихах о судьбе средневековой женщины великого албанского рода. Через перипетии ее жизни и несчастной любви Где Совет надеялся обрисовать картину албанского общества XV в., то есть эпохи Скандерберга - национального героя Албании, который освободил часть территории страны от османского ига. Однако чередование романтических эпизодов не было украшено ни историческим колоритом эпохи, ни непосредственностью лирического переживания. Поэма «Песни Серафини Топії» стала началом попыток создания национально-исторической эпопеи, где Где Совет уже не достигал поэтических высот своего первого произведения. «Песни Мілосао», которые вышли в свет с приложением итальянского перевода, имели успех не только в арберешів Италии, но и в более широком литературном среде. Известны восторженные отзывы ряда современников, в том числе А. де Ламартіна и Ф. Мистраля.

Однако Где Совет слыл среди своих соотечественников и как собиратель и издатель арберешського фольклора, редактор периодических изданий, автор многих публикаций общекультурного и политического характера, а также поэм, в которых романтично ідеалізувалося албанское средневековья.

В 1866 г. Где Совет издал собрание албанских фольклорных текстов с итальянскими переводами, названное «Рапсодии албанской поэмы». Один из самых значительных поздних произведений Где Совет - поэма «Несчастный Скандербег» («Skenderbeu и pafat», 1886). В ней поэт изобразил широкую картину жизни и борьбы албанского общества 1-й пол. XV ст. Поэма состоит из 32 песен, связанных образу Скандербега. Где Совет не стилизовал свое произведение под народный эпос, хотя фольклоризм сюжетов и некоторых стилистических средств заметен.

В Албании творчество Де Рада стала известной уже после его смерти. Сейчас он входит в историю албанской литературы как один из ее классиков, прежде всего благодаря поэме «Песни Мілосао».



По А. Десницкой