|
ДЕЛЕДДА, Грация
(1871 - 1936)
ДЕЛЕДДА, Грация - творчество писателя
ДЕЛЕДДА, Грация (Deledda, Grazia - 27.09.1871, Нуор, Сардиния - 15.08.1936, Рим) - итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии 1926 г.
Родилась 27 сентября 1871 г. на острове Сардиния в городке Нуор, в семье состоятельного юриста. Систематического образования не получила, закончила начальную сельскую школу. После смерти отца занималась семейным виноделием, но дальнейшие гонорары, полученные за публикацию ее произведений, позволили жить исключительно писательской деятельностью. В 1900 г. она вышла замуж за чиновника министерства финансов и с тех пор оставила Сардинию и поселилась в Риме, где занималась литературой до самой смерти.
Свои первые стихи и рассказы, основанные на местном фольклоре, Деледа написала еще в 8-рич-ном возрасте. В 15 лет был опубликован ее первое произведение - рассказ «Сардинская кровь» («II sangue sardo»), а в 1892 г. вышел в свет ее первый роман «Цветок Сардинии» («Fior di Sardegna»), получивший лестные отзывы итальянской критики. Раннее творчество писательницы прошла под знаком веризма (натурализма), хотя от произведений классического веризма прозу Деледи отличает стремление глубже и тоньше проникнуть в психологию, мир души героев. Уже с первых произведений писательницы центральной темой ее творчества становится жизнь, обычаи, быт жителей ее родного острова Сардиния. Писательница рассказывает о тяжелом крестьянском труде, обнищание, морально-психологические конфликты в жизни простых сардинцев, о разрушительной власти денег, которая толкает крестьянина на путь преступления, раскрывает страстный эмоциональный мир и психологические особенности сардинского национального характера (сб. рассказов «В горах Сардинии»(1892), «Рождество. Сардинские зарисовки» (1892), «Сардинские легенды» (1893), «Народные традиции Нуор» (1895) и др.)
Один из главных мотивов раннего творчества Деледа - разрушительное влияние индивидуалистской эгоистической морали города на благотворительную, основанную на патриархальных традициях, деревенскую мораль. Программным в этом отношении является ранний роман писательницы «Честные души» («Animeoneste», 1895), где изображена большая сельская семья", отдельные члены которой отступают от патриархальных традиций, ведут себя эгоистично и поэтому обречены на моральное поражение. В роли идеализированного положительного идеала им противопоставлен старший брат, который находит счастье в простой крестьянской труда, в любви к девушке, которая работает рядом с ним.
Тема великой и сплоченной патриархальной семьи, что противостоит эгоистичным моральным отклонением отдельных ее членов, в разных смысловых вариациях прослеживается и в других романах Деледи: «Дорогой зла» («La via del male», 1896), «Старик с горы» (1900), «Тростника на ветру» («Canne al vento», 1913), «Пожар в оливняку» («L'incendio nell'oliveto», 1918), «Аналена Більсіні» («Annalena Bilsini», 1927). Один из лучших романов раннего периода творчества Деледи - «Элиас Портолу» («Elias Portolu», 1903), в центре изображение которого моральные сомнения и шатания одноименного героя, который, отбыв тюремное заключение и вернувшись в родное село, влюбился в Магдалену, невесту своего брата, стал священником, чтобы избежать дальнейшей искушения, но не избавился от моральных сомнений и обрел душевное спокойствие лишь после смерти сына, рожденного от него Магдаленой.
Для дальнейшего творчества Деледи характерное углубление психологического анализа, использование элементов символики, а в плане проблематики - концентрация внимания на проблеме отчуждения человека в современном ей обществе. Главные герои этого этапа творчества писательницы - одинокие чудаки, разочарованы правдоискатели, которые не нашли своего места в обществе, дети, которые с детства обречены на страдания и горечь одиночества: сборники новелл «Свирель в лесу» («II flauto nel bosco», 1923), «Залог любви» («II sigillo d'amore», 1926), романы «Тайна одинокого человека» («II segreto dell'solitario», 1921), «Танец ожерелья» («La danza delia collana», 1924), «Одинокой церковь» («La chiesa della solitudine», 1936), автобиографический роман «Козима» («Cosima»; опубл. посмертно в 1937 г.).
Наиболее совершенным из поздних романов писательницы считается «Мать» («La Madre», 1920), в котором Деледа с большой психологической вниманием и мастерством изобразила борьбу человеческого чувства и религиозных догм. Главный герой, сын служанки Пауло, стал священником, чтобы «выйти в люди». Он любит женщину, которая готова ответить на его чувства, но на пути встают церковные законы, запрещающие жениться католическим священникам. В конце концов Пауло находит силы отказаться от своей любви, но сердце его матери не выдержало от горя и страха за то, что «грех» ее сына будет публично разоблачен. Стилистика и пафос романа напоминают античные трагедии. В 1926 г. писательнице была присуждена Нобелевская премия «за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь ее родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом».
В. Назарец
|
|
|