ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДОМБРОВСКАЯ, Мария

(1889 - 1965)

ДОМБРОВСКАЯ, Мария - творчество писателя

ДОМБРОВСКАЯ, Мария (Dabrowska, Maria - 06.10. 1889, Руссов-19.05.1965, Варшава) - польская писательница.

Домбровская (в девичестве - Шумская) родилась в селе Руссов Каліського воеводства. Ее родители были выходцами из обнищавших шляхетских семей. Отец служил управляющим помещичьего имения, а мать до женитьбы учительствовала в одном из варшавских пансионов. Сначала Домбровская училась в частной школе в Варшаве, а с 1907 года - в университетах Лозанны, Брюссель, Дижона. В 1911 г. она получила ученую степень кандидата естественных наук. В годы, проведенные за границей, Домбровская сблизилась с кругами прогрессивной польской эмиграции, принимала активное участие в их работе. Близость этих кругов, а также знакомство с Марианом Домбровским - деятелем социалистического движения и участником революции 1905 г., который в 1911г. стал ее мужем, оказали значительное влияние на формирование взглядов будущей писательницы.

Свою литературную деятельность Домбровская начала с публицистики. Начиная с 1910 p., она публиковала в разных польских газетах и журналах публицистические статьи на злободневные темы. Домбровская позже вспоминала, что умышленно отказывалась в начале своей литературной карьеры от написания художественных произведений, поскольку в то время более актуальной задачей она считала поддержку образования и культуры широких народных масс» с тем, чтобы они смогли принять участие в деле возрождения Польши».

После 1918 p., когда Польша обрела независимость, Домбровская 6 лет (по 1924 г.) работала в министерстве сельского хозяйства, заведовала библиотекой и отделом издательской информации.

Первые литературно-художественные произведения Домбровской были родственные по своим идейным духом с его публицистикой. Они имели социально-воспитательную направленность и адресовались молодежи. Обычно это были короткие рассказы, посвященные историческому прошлому Польши, национальным героям, писателям, художникам, а также различным обучающим случаи из жизни. Опубликованы в различных журналах, в 1921 г. они были изданы отдельным сборником «Дети отечества» («Dzieci ojczyzny», 1921). Рассказы сборника - это своеобразные «исторические картинки» или коротенькие зарисовки, которые имеют ярко выраженный патриотический содержание и дидактический характер.

В 1922 г. вышла из печати новый сборник рассказов «Ветка черешни» («Galaz czeresni»), в которых ставились злободневные социальные вопросы. Как и предыдущая сборка была пронизана дидактическим пафосом. В 1923 г. появилась книга «Улыбка детства» («Usmiech dziecinstwa»). Эту книгу Домбровская считала своим «первым художественным произведением». В рассказах сборника писательница воспроизводит свои детские впечатления и рассказывает о жизни детей. В 1925 г. за «Улыбку детства» Домбровську наградили Премией издателей. Следующий сборник рассказов «Люди отовсюду» («Ludzic stamtad») появилась в 1926 г. Как и предыдущая сборка, она написана на основе воспоминаний писательницы о своем детстве, но на этот раз рассказывает не о детях, а о жизни взрослых. Эта книга также была знаменательной для писательницы. Как считала Домбровская, она ввела ее в литературу. И действительно, новая сборка Домбровской сразу привлекла к себе внимание польских читателей и критики. В ней Домбровская рассказала о страдания, беды и радости польских крестьян - «сельских пролетарке», как она сама их называла.

В 30-х pp. Домбровская снова выступила с рядом публицистических статей, в которых выразила горькое разочарование политикой Пилсудского, решительно выступила против нарушения законности и преследований за политические убеждения. В знак протеста против политики правительства, она сначала отказалась от звания «Золотого лауреата» Польской академии литературы, которое ей присудили в 1934 г., а затем от многочисленных предложений стать членом Академии литературы.

В 30-х гг. начали выходить первые части вершинного произведения Домбровской, ее романа-эпопеи «Ночи и дни» («Noce и dnie»). Романное тетралогии «Ночи и дни» Домбровская писала протяжении 1926-1934 гг. и состоит она из 4 романов: «Богумил и Барбара», «Вечные хлопоты», «Любовь», «Ветер в глаза». Первоначальный замысел романа имел ярко выраженный философский характер, что подчеркивало и его первоначальное название - «Среди жизни и смерти». В своем дневнике от 8 марта 1928 г. Домбровская так сформулировала его ведущую идею; «Я хочу обрисовать в цикле «Среди жизни и смерти «семью, которая теряет все материальные блага, но приобретает духовные». Позже Домбровская отказалась от этого названия и дала другую - «Ночи и дни». Этим новым названием она словно акцентирует внимание на основном предмете изображения, а именно - жизнь в его самой обычной и повседневной обыденности, жизнь без выдумки, без украшений. Давая разуметь пафос повседневности и обыденности, пронизывающие роман, Домбровская исходит из убеждения, что «каждый, даже самый обычный момент жизни, является важным, что именно минуты обыденности... составляют содержание и значение бытия отдельной личности в общей сумме элементов общественной жизни».

«Когда я начала писать, - занотувала Домбровская в годы работы над романом, - я хотела выяснить, откуда вышло и к которым поражений и побед... идет мое поколение, мое общественную среду». Роман Домбровской не сосредотачивается исключительно на исторической судьбы шляхты. Процесс ее упадка и перерождения представлен в романе на максимально широком фоне общественно-политической жизни Польши. В романе в большей или меньшей степени прослеживаются все экономические и политические сдвиги, движущие силы и идейные ориентиры развития польского общества на протяжении его полувекового развития. Здесь представлены почти все социальные слои тогдашней Польши: фільваркові рабочие и батраки, управляющие и администраторы имений богатых помещиков, патриотически настроенная интеллигенция и политическая эмиграция, предпринимательский класс (всего более ста персонажей). Домбровская подробно показывает социальный и идейно-политическое движение в Польше и в эмиграции, революции 1905 года, идейные дискуссии среди представителей различных направлений национально-освободительного движения. В романе изображен упадок идеалов «политического романтизма», увлечение идеологией варшавского позитивизма, развитие социалистических идей и идей кооперативного движения. Весь этот широкий спектр вопросов и проблем подается через призму повседневной жизни его героев, через их оценки, размышления, мечты, будничные радости и разочарования. По типу фабульной построения роман Домбровской относится к таким известным в западноевропейской литературе образцов романа, в которых прослеживается жизнь нескольких поколений одной семьи («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна и др.).

В романе Домбровской прослеживается судьба трех поколений одной семьи - семьи Нехціців, начиная от восстания 1863 года до начала Первой мировой войны. В центре изображения - среднее, или второе, поколение Нехціців, в частности жизненные судьбы и супружеская жизнь Богумила Нехциця и его жены Барбары Нехциць - до замужества Остшенської. Судьба первого поколения Нехціців и Остшенських подается как предыстория в прологе к первого романа тетралогии «Богумил и Барбара». Третье поколение Нехціців в лице их детей - Томашека, Емільки и, особенно, - Агнешки - активно начинает прослеживаться с третьего тома тетралогии «Любовь». В романе ощутимы автобиографические мотивы. Так, прообразами главных героев тетралогии Богумила и Барбары были родители Домбровской, а жизненная судьба их дочери Агнешки очень похожа на судьбу самой писательницы.

В конце 30-х годов Домбровская обратилась к драматургии. В 1939 году она создала драму «Гений-сирота» («Geniusz sierocy»). В этой драме писательница обратилась к событиям польской истории XVII в. и, в частности, к исторической фигуре короля Владислава IV. В его образе Домбровская заметила черты «национального гения». Король делает безуспешную попытку укрепить польское государство, в котором царит политическая анархия. В благородном среде, которая его окружает, он выглядит сиротой. Его планы, не поддержаны его окружением, терпят крах, а дальнейшая история Польши становится историей ее упадка. Драма «Гений-сирота» пронизана патриотическим пафосом. В предисловии к одному из изданий драмы Домбровская писала, что идея ее написания появилась у нее в декабре 1938 года после того, как она в очередной раз перечитывала «Огнем и мечом» Г. Сенкевича. В отличие от Сенкевича, Домбровская критикует зашоренность шляхты, считает, что ею всегда руководили лишь личные интересы, а не национальный патриотизм.

В годы войны, за исключением нескольких кратковременных поездок к родственникам, Домбровская проживала в оккупированной немцами Варшаве. Условия его жизни были тяжелыми. Несмотря на это, она помогала младшей сестре и семье больного брата, у которого было двое детей. Материальную поддержку ей самой предоставляло в эти годы кооперативное общество «Сполем», с которым она была связана еще с юности. Во время оккупации Домбровская писала статьи в подпольную газету «Польша борется», выступала с докладами перед слушателями подпольных учебных заведений, помогала в конспиративной работе участникам польского антифашистского сопротивления. Во время Варшавского восстания она помогала персонала Публичной библиотеки эвакуировать книгохранилище, во время тушения пожара сломала руку. В этом восстании Домбровская потеряла свою любимую младшую сестру Ядвигу, которая была участницей антифашистского сопротивления.

После поражения восстания Домбровская была вынуждена покинуть Варшаву. Около четырех месяцев она жила в сельскохозяйственной школе в Домброві Здуньській, а после освобождения Варшавы вернулась в столицу.

В 1945 г. Домбровская создала вторую и последнюю в своем творчестве драму «Станислав и Богумил» («Stanislaw и Bogumil»). Эта драма является своеобразным итогом размышлений Домбровской над трагической судьбой Польши и причинами ее поражения в 1939 г. Но в самой пьесе изображаются не современные события, а далекая польская история. Писательница обратилась к событиям XI ст., - борьбы польского короля Болеслава Храброго против посягательств со стороны немцев. Домбровская с горечью показывает в драме, что король Болеслав проиграл войну с немцами через интриги и предательство его окружения. Главный герой драмы, король Болеслав, изображен как умный и справедливый человек, как правитель, мысли которого направлены на укрепление Польши во имя ее свободы и защиты от посягательств германского императора. Но ему иногда не хватает терпения и дальновидности, что приводит его к ошибкам.

В течение 1945-1951 гг. Домбровская создала ряд рассказов, которые в 1955 г. вышли отдельным сборником «Утренняя заря» («Gwiazda zaranna»). Это произведения, которые тесно связаны с личными переживаниями писательницы во время войны и в первые дни после освобождения, но вместе с тем в них отражены и настроения и чувства польского народа. Домбровская рассказывает о жителей Варшавы, об их жизни во времена немецкой оккупации.

Одним из лучших произведений сборника, как и творчества Домбровской в целом, считается социально-философская повесть «Деревенская свадьба» («Na wsi wesele», 1955). В этой повести Домбровская поднимает проблему изменения экономического устройства послевоенной Польши и связанных с ней сдвигов в общественном сознании. Эта проблема возникает в форме столкновение различных мировоззренческих убеждений тех людей, которые сошлись на свадьбу 17-летней деревенской девушки Зузи Ясноти. Перед читателем проходит целая галерея родственников жениха и невесты: братья и сестры родителей с женами и мужьями, их дети и даже старая бабушка, которая приехала на свадьбу, несмотря на то, что ей нужно было преодолеть для этого немалое расстояние. Через разговоры и споры Домбровская показывает те изменения, которые приходят в послевоенное польское село. Они не всегда положительные, и крестьяне даже в какой-то мере опасаются их, но в целом в повести звучат оптимистичные прогнозы относительно будущего польского села.

В апреле 1955 г. Домбровская в составе польской делегации принимала участие в международной конференции писателей ГДР и ФРГ, в торжествах по случаю 150-летия со дня смерти И. Ф. К. Шиллера, а затем совершила поездку по городам ГДР. Своими впечатлениями от этой поездки она поделилась в книге «Путевые очерки»(1957). Годом ранее она издала сборник литературоведческих исследований и эссе «Мысли о делах и людях» («Mysli в sprawach и ludziach»).

Последним значительным произведением Домбровской, написанным в послевоенное время, стал роман «Приключения мыслящего человека» («Przygdd czlowieka myslcego»). Домбровская начала его писать еще в 1939 г. Отдельным изданием роман, который Домбровская так и не успела дописать, вышел в 1970 p., уже после смерти писательницы. В основу этого романа положена рассказ о судьбе четырех поколений польской интеллигенции, выходцев из обнищавших шляхетских семей. Их судьба прослеживается в романе с конца XIX в. и вплоть до Варшавского восстания 1944 года.

Умерла Домбровская 19 мая 1965 года.

Украинский язык отдельные произведения Домбровской переложили Есть. Концевич и О. Медущенко.



В. Назарец