Роман «Евгений Онегин» - «Энциклопедия русской жизни»
«Евгений Онегин»... Читая строки романа, пытаешься представить себе жизнь людей XIX века. Чем жили, о чем думали, что их смущало? Мысленно переносишься на столичные улицы и в заснеженные села, немного жалеешь, что не был современником пушкинских героев.
Какими видел Александр Сергеевич Пушкин своих современников? Какой была эпоха великого гения?
Формирование Пушкина как поэта происходило в эпоху становления и развития романтизма в европейской и русской литературе. Романтизм утверждал заинтересованность личностью, внутренним миром человека, освобождал от норм классицизма в художественном творчестве.
Эти обстоятельства и способствовали развитию одной из самых характерных признаков ранней лирики Пушкина - заинтересованность личностью.
Особыми были впечатления петербургского периода жизни, которые помогли поэту создать образ героя своего времени. В лирике петербургской поры уже возникает тема критики аристократического общества и светского образа жизни. В посланиях «N. N. B. B. Енгельгардту» и «Всеволожському», в «Послании к кн. Горчакова» Пушкин дает отрицательную характеристику крупном мира, которая впоследствии будет углубленная в романе «Евгений Онегин».
Возненавидев пустословие
И светские предписания мелкие,
Его встретил и полюбил я.
Чем же опасна светская суета? Тем, что все представители светского общества являются рабами условностей. Давайте вспомним жизнь Онегина:
...Ловя в шуме и тишине
Души неясные вздохи
И позіхи глушивши смехом,-
Так потерял он восемь лет,
Так казнил свой лучший цвет.
Во время встречи с Татьяной в саду он скажет:
Одвертість ваша - очаровательная;
В сердце она подняла
Чувств прежних яркий водоворот.
Все увиденное и пережитое Пушкиным в Петербурге обогатилось новыми впечатлениями и оформилось в сочинение о неординарного юношу, который стал «лишним» в обществе.
Кстати, жанр послания, очень распространенный в лирике ліцейської и петербургской поры, является одним из наиболее продуктивных источников формирования целого жанра - романа в стихах. Такие особенности посланий, как непринужденность разговора автора с адресатом, доверительный тон обращения к конкретной личности, свободный подбор слов общенародной языка получили дальнейшее развитие в романе «Евгений Онегин».
Одним из ведущих принципов изображения в романе стало правдивое отражение характеров. Роман в стихах было задумано в то время, когда поэт находился в романтизме, но еще не пришел к понятию новых, реалистичных задач художественной литературы.
В ряде лирических произведений этого периода («Сеятель», «Демон», «В. Ф. Раевскому») окружающая действительность представляется автору лишь в негативном виде. Следующий шаг будет сделан тогда, когда поэт увидит жизнь в раВНОобразии его положительных и отрицательных сторон, решится оценивать его трезво, с реалистических позиций. И если в первых главах романа перед нами предстанет эгоистичный индивидуалист из высшего класса, то позже (начиная с пятой главы) автор впервые достаточно развернуто изобразит провинциальное дворянство как часть той общественной прослойки, в которой проходит жизнь Онегина. Сначала провинциальное общество показано символически в фантастической ситуации (сон Татьяны). Сравнение мелкопоместного провинциального дворянства с фантастическими образами чудовищ из сна Татьяны подтверждаются отмеченным еще современниками параллелизмом в описании гостей, которые съезжаются на именины, и чудовищ из сна.
Весь дом в гаме, в тревоге; Десятки одежд и лиц, Собачий лай, писк девиц, Шум, гомон, толпа на пороге, Поклоны, поцелуи, смех, Крик матерей, плач детей. Рой чудовищ, соотносимых с толпой гостей, нужен был автору для создания общего впечатления о дикость, эгоизм, распущенность среды, в котором оказался герой произведения.
Да и сам Онегин, как ребенок своего времени, как порождение своего общества, оказывает на Татьяну двойственное впечатление: она видит его среди чудовищ, и в то же время он выступает ее спасителем от тех же чудовищ.
Дуэль и трагизм ее завершения является своеобразным продолжением сна Татьяны и вместе с тем показателем враждебных отношений личности и общества. Автор сочувствует душевным страданиям Онегина, который стал жертвой общественной морали.
Главный герой романа воспринимается мной как человек, полна противоречий:
Хотя нам известно, что чтение
Давно Евгений разлюбил,
Однако некоторые писания
Из-под опалу он отвел:
Певец Гяур и Жуана,
И два, три еще романы,
Где отразился наше время
И где обрисовано для нас
Его героев довольно верно,
Без веры и чести в делах,
С холодным сердцем в груди,
Химерам преданных безмерно,
Чья озліла председатель
На бесполезные действия порива. В заключительных главах романа автор сделал новый существенный шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает ряд старинных русских городов, а потом едет на Кавказ. Контраст славного исторического прошлого этих городов и современного общественного застоя вызывает у Онегина сумм.
Онегин, этот представитель дворянского общества, считается чудаком, потому что не проникается всем тем, что интересует других молодых людей. И в то же время откровенно противопоставить себя обществу он тоже не может.
Или сплин, или самолюбия боль На этом лице? Как, откуда? Кто он такой? Продолжительность работы В. С. Пушкина над романом «Евгений Онегин» вызвано изменением обстоятельств в стране после поражения восстания декабристов. И этот факт оправдан, ведь в реальной жизни наряду с общественными изменениями происходила и смена личности.
Следовательно, и главный герой романа «Евгений Онегин», и общество, в котором он жил, стало полной энциклопедией русской жизни.
|
|