ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА

Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?

Прочитан роман. Перевернута последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа «Преступление и наказание», не оставляет меня, потому что проблемы, которые поднимает автор произведения Федор Михайлович Достоевский, не могут оставить равнодушным ни одного человека. «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы и вместе с тем - один из самых сложных.

Писатель начал работу над романом в очень сложное время конца 60-х годов, когда Россия вступила в переходную эпоху. Общественное движение шестидесятников шел на спад. В стране поднялась волна правительственной реакции. Лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские восстания подавлены. Старые идеалы исчезли, а новые еще не родились. Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить. Положение становилось все хуже и осложнялось тем, что социальные противоречия, которые раздирали дореформену Россию, еще больше обострились. А крестьянская реформа толкнула страну в мучительную ситуацию двойного кризиса. Неизлечимые крепостные язвы осложнились новыми, буржуазными. Рос расписание духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. Вот в такой душной атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности появились первые симптомы общественной болезни, которая позже принесет огромные беды и страдания человечеству в XX веке. И огромной заслугой Достоевского было то, что он одним из первых в мировой литературе поставил социальный диагноз этой болезни и вынес ей суровый нравственный приговор.

Писатель видел, что пореформенная ломка разрушает вековые достояния общества, освобождая человеческую индивидуальность от культурных традиций, исторической памяти, привычных авторитетов. Личность будто выпадала из системы культуры, теряла самоорієнтацію и попадала в зависимость от новейших идей, которые охватывали общество. Федор Михайлович понял, что за внешнюю привлекательность математически проверенных идей приходится иногда расплачиваться кровью, еще и чужой. И можно только удивляться, как автор романа сумел предвидеть конфликты, которые позже постигших человечество. То, что казалось современникам писателя «фантастическим», подтвердилось последующими судьбами человечества.

Читая роман «Преступление и наказание», нельзя не задуматься над серьезными нравственными проблемами, поставленными автором в произведении.

Что представляет собой человеческая жизнь? В чем заключается его ценность? Что такое счастье и благосостояние? Правомерно ли его получить путем преступления? Может принести такое благополучие, пусть не только для себя, но и для других обездоленных, спокойствие и моральное удовлетворение, счастье? Или можно пойти на компромисс с собственной совестью? Могут быть люди «высшими» и «низшими»? А могут ли «лучшие из людей» распоряжаться жизнью других? Или может быть оправданным «убийство по совести»?

Такие вопросы можно задавать и задавать, но ответ на них есть в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Человеческая жизнь - самая большая на земле ценность. И ни один из людей не способен распоряжаться жизнью - своим и тем более чужим. «Не убий!» - утверждает одна из известных христианских заповедей. «Убийство - это страшное преступление», - доказывают юридические законы.

И никто не должен преступать эти законы. Перед кем угодно можно оправдаться, совершив преступление, но только не перед своей совестью, что станет перед тобой вечным укором, а жизнь превратится в муку, навсегда потеряв смысл. И один небольшой преступление не загладиться тысячами добрых поступков.

Но этого сначала не понимает главный герой произведения - студент Родион Раскольников. И его теория потерпит поражение. Наблюдая российскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников решил, что исторический процесс и всякое развитие осуществляются за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови, что все человечество делится на две категории. Есть люди, которые праздно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», и есть люди, которые могут нарушать моральные принципы и общественный порядок, принятый большинством, - «сильные мира сего». Великие личности, творцы истории, Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Развитие общества осуществляется за счет «тварей дрожащих» наполеонами. А поделив людей на две категории, Раскольников задается вопросом, к Какому же разряду принадлежит он сам? «Тварь я дрожащая или право имею?»

Убийство старухи процентщицы - это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном? Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона и спасителя (Христа)) одновременно - раздвоение личности героя. В то же время его привлекает идея «сверхчеловека», которому все позволено. Но совершив убийство, он превращается в обычного уголовника, которому потом не дает покоя совесть, совесть. Он понимает, что не может жить среди людей, и в то же время человеческого общения ему не хватает: своим преступлением он будто отрезал себя от людей. Изо всех сил он теперь пытается вернуть утраченные духовные связи. И его теория «сильной личности», которая оправдывает право убивать, терпит полный крах. Убийство человека не могут оправдать, по моему мнению, никакие философские или психологические основы. Счастье в самом только достатке, комфорте тоже нет: его можно достичь только верой, упорным трудом. Счастье в том, чтобы все отдав, ничего не требовать для себя. Достоевский же считал, что счастье может прийти к человеку через страдания.

Роман Ф. Достоевского «Наказание и преступление» был написан в 1866 году, но актуальным он остается и сегодня, ибо касается важных морально-этических проблем, которые волнуют нас и сейчас и обойти которые невозможно. Мы живем сейчас в достаточно сложном мире. Преступность в стране, к сожалению, растет - об этом свидетельствует статистика. Нарушением законов юридических и моральных некоторые дельцы и сейчас пытаются улучшить свое благосостояние. Мир корысти и расчета затмевает им разум. И забывают они, что деньги и власть - это только временное. Это не настоящие человеческие ценности. В наше время также вновь начинает приобретать широкое распространение и теория «сверхчеловека», созданная Ницше. Но давайте посмотрим в наше недалекое прошлое - годы гитлеризма, сталинизма. Я бы никогда не хотела, чтобы эти годы вернулись обратно. И как хорошо, что в мировой литературе есть произведение Достоевского «Преступление и наказание», который доказывает нам необходимость соблюдения нравственных законов, хоть и не все это произведение воспринимают одинаково.

Давайте же будем более человечными, добрыми. Пусть сердце наше станет открытым радости, добру, взаимопониманию. «Красота спасет мир», - писал Ф. М. Достоевский. Пусть же в нашей жизни этой красоты будет больше. В жизни, в человеческих отношениях.