ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЦВЕТАЕВА, Марина Ивановна

(1892 - 1941)

ЦВЕТАЕВА, Марина Ивановна - творчество писателя

ЦВЕТАЕВА, Марина Ивановна (Цветаева, Марина Ивановна - 26.09.1892, Москва - 31.08.1941, Елабуга) - русская поэтесса.

Цветаева - это настоящая жемчужина русской поэзии «серебряного века», ее творчество, как и творчество А. Ахматовой, является наивысшим взлетом русской «женской» поэзии. Во многом схожими являются и их жизненные судьбы, полные тяжелых испытаний и трагических потерь. Н. Мандельштам в своих воспоминаниях «Вторая книга» писала: «Я не знаю судьбы страхітливішої, чем у Марины Цветаевой». И это действительно так.

Цветаева родилась в семье профессора Ивана Цветаева, основателя Московского музея изобразительных искусств, сына бедного сельского священника из с. Талиці Владимирской губернии, который, как он сам вспоминал, до 12 лет даже не имел сапог. Мать - из польско-немецкой семьи, музыкант, ученица Рубинштейна. Когда Марине исполнилось десять лет, уютное семейное жизни прервалось болезнью матери - чахоткой. Необходимо было лечиться, и семья выехала за границу - в Италию, Швейцарию, Германию. В католических пансионах Лозанны и Фрайбурга Марина получила начальное образование. Следующий год семья прожила в Крыму, где будущая поэтесса посещала Ялтинскую гимназию и пережила бурное увлечение революционной романтикой. В 1906 г. Цветаевы вернулись в Тарус, где вскоре умерла мать Цветаевой. Того же года она поступила в интернат при московской частной гимназии. В 1908 г. С. самостоятельно осуществила поездку в Париж, где в Сорбонне слушала сокращенный курс истории старофранцузского литературы.

В 1912 г. она вступила в брак с Сергеем Эфроном.

Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но публиковала мало. В январе 1916 г. Цветаева посетила Петроград, где встретилась с Г. Кузьминым, Ф. Сологубом и С Есениным, а вскоре подружилась с А. Мандельштамом. Позже, уже в советские годы, встречалась с Б. Пастернаком и В. Маяковским, дружила со старым К. Бальмонтом. О. Блока видела дважды, но подойти к нему не решилась.

С началом гражданской войны Цветаева жила впроголодь, ездила за продуктами в Тамбов, а двух своих дочерей вынуждена была отдать в Кунцевский приют, чтобы хоть как-то прокормить. Одна из них (Ариадна) тяжело заболела, а другая (Ирина) умерла.

В 1922 г. Цветаева уехала за границу к мужу С. Эфрона - бывшего офицера Добровольческой армии. Встреча с мужем в эмиграции и рождения сына на некоторое время вернули ему утраченное душевное равновесие, но тяжелые условия жизни, постоянные мытарства и бесконечные переезды из одной страны в другую, прохладное, а то и враждебное отношение к ней со стороны эмиграционной большинства (из-за ее терпимое отношение к Советской России) постоянно создавали напряженную психологическую атмосферу. Попав в эмиграцию, Цветаева сначала замешкувала в Берлине, который ей не понравился. По ее словам, это был мир «после России - прусский, после революционной Москвы - буржуазный, не воспринимаемый ни глазами, ни душой; чужой». Цветаева перебралась в Чехию, которая ей очень понравилась. С ноября 1925 г. Цветаева поселилась во Франции, но впечатления от этой страны у нее остались не самые лучшие: «Париж мне духовно ничего не дал»; «Париж не для меня». Каким-то образом причастен к убийству в Париже одного из троцкистов, бежал из Франции и вернулся в Россию ее муж, а вслед за ним и дочь Ариадна (Алина). В 1939 г. вернулась на родину и Цветаева, хотя и с тяжелым чувством; «Здесь я не нужна. Там я невозможна», - писала она из России в Францию. В августе того же года арестовали ее дочь, которой много лет придется провести в лагерях и в ссылке, а полностью реабилитируют лишь в 1955 г. В октябре того же года арестовали, а через два года расстреляли и ее мужа. В начале войны Цветаева вместе с сыном эвакуировали в городок Елабуга на Каме, а 31 августа 1941 г. поэтесса в состоянии глубокой депрессии наложила на себя руки. В предсмертной записке она просила прощения и объясняла свой поступок тем, что была загнана в тупик. Через три года, в 1944 г., в боях под Витебском погиб и ее сын. Могилу самой Цветаевой, которую пытались разыскать после войны, так и не нашли.

Остались стихи Цветаевой, которые еще долго прокладывали дорогу к читателю: несмотря на все попытки дочери и друзей поэтессы, их начали печатать лишь с 60-х pp. XX в. ее стихи, по словам Г. Адамовича, «излучают любовь и любовью пронизаны, они открыты миру и как бы пытаются обнять весь мир. В этом их главная прелесть. Стихи эти написаны от душевной щедрости, от искренности сердца... И на самом деле кажется, что от стихов Цветаевой человек станет лучше, добрее, самовідданішою, шляхетнішою».

Творческое наследие Цветаевой немалый. Это более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических произведений, свыше 1000 писем. Свои первые стихи Цветаева написала еще в 1898 г. Основные дореволюционные стихотворные сборники и циклы Цветаевой: «Вечерний альбом» («Вечерний альбом», 1910), «Волшебный фонарь» («Волшебный фонарь», 1912), «Из двух книг» («Из двух книг», 1913), «Лебединый стан» («Лебединый стан», 1917-1920). Уже здесь появляются темы и мотивы, которые в дальнейшем станут сквозными в его творчестве: история, любовь, поэзия, Россия, собственная биография, - и все это пропущено через страстную эмоциональность и размышления. В раннем творчестве Ц., по наблюдениям О. Соколова, «господствует лирика одиночества, оторванности от окружающих и в то же время лирика направленности к людям, к счастью. Цветаева была, по ее словам, всегда «чужой», то есть полностью независимой и в жизни, и в литературе. В литературных традиций у нее уже в детстве также было свое, оригинальное отношение. «Скажу, как есть, - писала она А. Тесковій в 1928 p., - что я в каждом круге - чужая, всю жизнь. Среди политиков, как и среди поэтов».

Жизненным девизом Цветаевой стал лозунг «Одна - из всех - за всех - против всех». Позиция абсолютного нравственного максимализма позже и заведет ее в сложные жизненные ситуации. Аналогичной с самого начала ее творчества была и его литературная позиция - романтическое бунтарство против всех, основанное на максимализме идеалов. С этим, очевидно, связано произвольное совмещение в ее творчестве самых разных литературных традиций». Цветаева не причисляла себя ни к символистов, ни к акмеисты, и всегда считала, что в вопросах художественных приоритетов она «сама по себе». Художественные особенности ранней лирики Цветаевой, по мнению А. Соколова, определяет «умение нарисовать характер из деталей быта, пейзажа, яркая афористичность, экспрессия выражения чувства и мысли, сочетание разговорных интонаций с торжественной лексикой. Тогда же окреслились присущи поэзии Цветаевой контрасты лексических рядов, сочетание прозаїзму и высокой патетики, построение стиха на одном выделенном слове и словообразование от одного и того же или близкого ему фонетического корня. Поэзия Цветаевой - вся в раВНОобразии поэтических поисков, открытий новых возможностей русского стиха - от изысканно-романтических стилизаций к проявлению высокого драматизма человеческого существования»:

А может, лучше победа,

Которой следует завершить, -

Пройти, чтобы следа - ни одного,

Пройти, чтоб не оставить тени

На стенах...

Может, уже сразу

И викреслитись с свічад?

Так: Лермонтовым по Кавказу

Прокрастись, не задев шат

Горных...

А может, так поиграть:

Перстом Себастиана Баха

Струны органа не касаться?

Распасться, не оставив праха

На урну...

А если - обманом?

Чтобы выписаться из широт?

Так: Время, словно океаном,

Прокрастись, не рухнувши вод...

(«Прокрастись...», пер. Ж. Храмовой)

В доеміграційний период Цветаева создала сборника «Версты» («Версты», 1921), «Стихи к Блоку» («Стихи к Блоку», 1922), «Разлука»(«Разлука», 1922), посвященную Дж. Казанове поэму «Приключение» («Приключение», 1919), а также написанную на сюжеты русских народных сказок поэму-сказку «Царь-девица»(«Царь-девица», 1922).

В эмиграционный и «советский» периоды творчества Цветаевой общая тональность ее стихов становилась более мрачной и пессимистичной, в то же время более глубокой и філософічнішою. В Берлине вышли в свет два сборника стихов Цвєтаєвой «Психея» («Психея», 1923) и «Ремесло» («Ремесло», 1923). В лирике Цвєтаєвой этого периода раскрыта психология любви, тоска по родине, звучит тема призвания поэта, случаются многочисленные зарисовки из сценок эмиграционной жизни, размышления над смыслом жизни, переосмысления и интерпретации «вечных» тем и образов (Гамлета и Офелии, Христа и Магдалины, Федры и Ипполита). Как ни у кого из других русских поэтов, в Цвєтаєвой чрезвычайно много поэтических, литературно-критических, эпистолярных откликов на творчество других поэтов (А. Пушкин, А. Блок, Б. Пастернак, Г. М. Рильке и др.). В годы эмиграции Цветаева создала и несколько поэм «Поэма горы» («Поэма горы», 1924), «Поэма конца» («Поэма конца», 1924), «Поэма Лестницы» («Поэма Лестницы», 1926), «Поэма воздуха» (1930), лирическую сатиру «Крысолов» («Крысолов», 1926), в которых отразились ее философские взгляды на сущность и назначение человеческого существования, а также эмиграционные впечатление, пронизаны трагической горечью того недоразумения, которое ее окружало. «Поэма горы» и «Поэма конца «- это своеобразная лирико-трагедий-поэтическая дилогия, которую Пастернак назвал «лучшей в мире поэмой о любви». В основе сюжетов поэм - короткая, но драматическая история реальных взаимоотношений, связанных с захватом поэтессой эмигрантом из России К. Радзевичем. Поэмы интересны не только тем, что история любви передана в них с исключительной силой драматического психологизма, не только прекрасными пражскими пейзажами, но и интересным сочетанием в них любовного романа с саркастическим разоблачением сытой мещанской повседневности, буржуаВНОго строя, искаженных отношений.

Сюжетную основу поэмы «Крысолов» составляет западноевропейская средневековая легенда о том, как в 1284 г. немецкий город Гаммельна понесло нашествия крыс. Спас мещан странствующий музыкант: звуки его флейты очаровали грызунов, повели их за мелодией к реке Везвер, в которой они нашли свой конец. Бургомистр и городские толстосумы, которые обещали спасителю денежное вознаграждение, обманули его. Тогда разгневанный музыкант, играя на флейте, пленил и увел за собой всех детей города Гаммельна. Юных горожан, которые взошли на гору Контенберґ, поглотила бездна. Фантазия поэтессы внесла существенные изменения в фабулу этой легенды: нашествие крыс на город Гаммельна - кара за равнодушие и эгоизм «сытых», по их деградации, бездуховности; обещана награда музыканту - не отвергнут металл, не деньги, а брак с красавицей Гретой, дочерью бургомистра; выманить из города детей помогли музыканту не столько звуки волшебной флейты, сколько желание юных горожан за любую цену вибавитися от страданий, причиняемых им догматической бездуховной системой образования, и надежда обрести внутреннюю свободу и свободу.

В «Поэме Лестницы» Цветаева рисует символический образ Лестницы человеческого бесправия, навеянных одиноким и неустроенным жизнью в Париже. Символичным является и финальный образ поэмы: жители огромного дома учинили бунт, подожгли дом, и Лестница разрушились. Ключевые образы-символы «Поэмы воздуха» - вечность и смерть. В этот же период Цветаева создала віршову сборник «После России. 1922-1925»(«После России», 1928) и знаменитый поэтический цикл «Стихи к Пушкину» («Стихи к Пушкину», 1931), а также цикл «Стихи к Чехии» («Стихи к Чехии», 1938). Исследовательница творчества Цветаевой А. Саакянц отмечает, что «в Чехии Цветаева выросла в поэта, который в наше время справедливо причислен к великих. ее поэзия говорила о бессмертный творческий дух, что ищет абсолюта в человеческих чувствах. Наиболее заветной цвєтаєвською темой в это время стала философия и психология любви... Изображение человеческих страстей достигал в нее иногда действительно шекспировской силы, а психологизм, глубинное исследование чувств можно сравнить с блужданием по лабиринтам человеческих душ в романах Ф. Достоевского».

Обращалась Цветаева и к драматургии, в которой розроблювала мотивы античной мифологии (трагедии «Ариадна» - 1927 и «Федра» - 1928, и к прозе, преимущественно мемуарной и литературно-критической: критические эссе «Эпос и лирика современной России» («Эпос и лирика современной России», 1932), «Искусство при свете совести» («Искусство при свете совести», 1933), «Поэты с историей и поэты без истории» («Поэты с историей и поэты без истории», 1934), книги воспоминаний «Живое о живом» («Живое о живом», 1933; воспоминания о М. Волошина), «Пленный дух» («Пленный дух», 1934; воспоминания об А. Белого), «Нездешний ветер» («Нездешний ветер», 1936; воспоминания о М. Кузьмина), литературно-критические работы «Мой Пушкин» («Мой Пушкин», 1937), «Пушкин и Пугачев» («Пушкин и Пугачев», 1937), книга прозы «Повесть о Солнышке» («Повесть о Сонечке», 1938) и др.

Еще в поэтической юности, словно предвидя судьбу своего творческого наследия, Цветаева написала один из своих шедевров:

Моим строкам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я поэт,

Изменчивым, как брызги из фонтана

Или искры из ракет...

Ворвались, растрепанные и упрямы,

В душный и устаревший храм;

Моим строкам, где юность круг смерти,

Нечитаним строкам.

Похороненным в магазинах невинно,

Где их никто рукой не торкавсь, -

Моим строкам, как старинным винам,

Еще придет подходящее время.

(«Моим строкам...», пер. В. Богуславской)

Ее пророческие слова сбылись. Сейчас Цветаева - одна из самых почитаемых поэтов серебряного века русской поэзии.



В. Назарец