ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПОСТМОДЕРНИЗМ

Лирика И. Бродского - образец интеллектуально-философской поэзии второй половины XX века

Иосиф Бродский принадлежит к числу поэтов, творчество которых трудно отнести к какой-либо традиции. Своеобразными являются его личность и творческая судьба. Литературный журнал «Нева» посвятил Бродскому статью, в которой говорилось: «Люди раВНОго масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали том, что мы называем сегодня «бюрократическим социализмом». Но эта статья вышла в 1989 году, тогда, когда тоталитарная держава начала медленно распадаться и когда уже разрешили печатать произведения опальных поэтов-эмигрантов.

Творчество Иосифа Бродского критики, товарищи по перу заметили сразу, с первой публикации. Анна Ахматова сравнивала лирический голос Бродского со сповідальними строками. Мандельштама. Великая поэтесса посвятила ему пророческие строки:

О своем я уже не заплачу,

И не хочется мне видит

Золотеє клеймо неудачи

На еще безтурботнім главе.

Произведения этого ни на кого не похожего поэта не печатались, но они распространялись среди молодежи в списках, и это раздражало власть. В 1964 году поэта осудили за то, что он нигде не работает, и отправили в Архангельскую область, а в 1972 году он уехал в Америку.

В эмиграции Бродский много пишет, издает сборники стихов, эссе, литературно-критических статей. Во многих произведениях он говорит о своей боли по утраченной родине.

Поэзия Иосифа Бродского - это яркий образец интеллектуальной философской лирики XX века. Очень трудно определить тематику и жанр его произведений, ведь поэт пишет о все заодно. Это видение действительности одновременно в разных ракурсах, воспроизведение ее с использованием словесных, культурных, исторических ассоциаций. Произведения Бродского схожи со звучанием симфонического оркестра. Неподготовленному слушателю трудно определить главный мотив, но надо вслушаться в звуки, почувствовать ритм отдельных инструментов, включать фантазию, и тогда станет понятным замысел автора, а звуки коснутся самых сокровенных струн сердца.

В произведениях Бродского живет модель мира - бесконечное пространство космоса, земля, которая «не круглая. Она просто длинная», и полет мысли, которая свободно пересекает пространство:

Утомившийся от собственных химер

Пространство как бы скидывает бремя величия.

Поэт, словно посторонний зритель, наблюдает за жизнью Вселенной, Земли, облака, пчелы:

Пыль садится на вещи летом, как снег зимой.

В этом заслуга плоскости. Когда уединением

Летит она вверх: к пыли и снега. Или

просто в небытие.

(«Замечания папоротника»)

Поэт воспринимает отношения между людьми как часть мирового холода. Оторван от той, которую любил, продолжает любить, он шлет привет «с одного из пяти континентов, что плывет на трех ковбоях», и отчаянно обращается:

...ревне «ты» поглощают мысленно мои

за морями, которым ни конца, ни края,

в темноте всем телом твои черты,

как причинное зеркало, отбиваю.

Со временем у Бродского происходят изменения в его поэтическом мире: преобладают темы конца, пустоты, невозможности любой деятельности:

Пропадая без вести, мир снаружи

сводит счеты с лицом.

Как заложником Мамелюка.

Но на страже жизни поэт ставит слово. И непрерывный поток слов льется в творчестве художника, давая ему возможность выговориться, высказать все, что накипело в душе, что должна остаться с народом навсегда.