|
ЧОСЕР, Джефри
(1340 - 1400)
ЧОСЕР, Джеффри - творчество писателя
ЧОСЕР, Джефри (Chaucer, Geoffrey - 1340, Лондон - 25.10.1400, там же) - английский поэт.
Родился в Лондоне, в купеческой семье нормандского происхождения. Предки Чосера импортировали в Англию испанские и португальские вина и были даже официальными поставщиками королевского двора. У1357р.Ч. еще юношей поступил на придворную службу, получив должность пажа в асистенції жены герцога Лайонеля, третьего сына короля Эдварда III. В возрасте 19 лет Чосер принял участие в походе Эдварда III против Франции. Вблизи Реймса он попал в плен, но был выкуплен королем. В дальнейшем до самой смерти Чосер занимал ряд должностей при королевском дворе: выполнял дипломатические поручения во Фландрии и Италии (1370-1378), следил за деятельностью лондонской таможни, был членом парламента от Кентского графства, королевским смотрителем строительных работ, королевским лесничим и т.д. При этом Чосер оставался любимым придворным поэтом. Однако в конце жизни Чосер попал в немилость за свою преданность Джону Ґаунтському, потерял все привилегии и умер в нищете.
Личность Чосера до определенной степени напоминала ренессансный тип. Поэт был прекрасно и всесторонне образованным человеком, имел богатый жизненный опыт, интересовался как гуманитарным, так и сугубо утилитарным познанием, отличался неиссякаемой энергией. Свой творческий путь Чосер начал с небольших лирических стихотворений (баллад, рондо, віреле т.д.). Однако настоящего успеха добился в создании поэм. Первым зрелым произведением считается поэма Чосера «Книга герцогини» («The Book of the Duchess», 1369).
Как и много других произведений средневековой словесности, «Книга герцогини» является своеобразным литературным «видением» в форме сна. Источником поэтического видения стала реальная событие придворной жизни - ранняя смерть жены поэта покровителя, Джона Ґаунтського. Поэт идеализировал портрет леди Бланш в куртуаВНОм духе: герцогиня одухотворенная, благородная, веселая серцем. ее образ исключительно хорошо влиял на всех окружающих, а для поэта он был источником вдохновения. Чосер признается, что «восемь лет» преданно и безнадежно любил Бланш, подчеркивая чистоту и возвышенность своих чувств. Таким образом, пытаясь утешить вдовца, он искренне разделяет его горе. Развивая тему любви в поэме, Чосер прибегает к реминисценциям из уже переведенного им «Романа о Розе». Однако даже в этом, элегической по характеру, произведении Чосера обогащает куртуазну традицию юмористическим элементом - отдельные исследователи творчества поэта (М'юзкебін, Робертсон, Гарднер и др.) даже считают возможным вести речь о своеобраВНОм «элегический юмор» рассказчика. Отличительной чертой поэмы является также авторская самоирония: поэт изображает себя человеком, которому ужасно не везет в любви, он нередко попадает в смешные ситуации. Можно сказать, что уже в «Книге герцогини» начинает прослеживаться тенденция к синтезу французской куртуаВНОї и городского комической традиций. Впрочем, бросается в глаза и некоторая самобытность поэта в пределах куртуаВНОї «нормы»: в частности, привлекает внимание замена ситуации адюльтера идеей законного бракосочетания и любви в браке. Черный рыцарь именно поэтому и не находит утешения, потому что он был по-настоящему счастлив в браке. По мнению Чосера, взаимная любовь, освящено браком, приобретает полную свободу развития и выражения.
Уже в первой поэме весьма заметным является стремление Чосера поднять любую тему на уровень философского обобщения, не случайно его считают одним из основателей философской поэзии в Англии. В «Книге герцогини» переплетаются размышления о жизни и смерти, смерти и любви, непобедимость природных законов и рекомпенсаційні возможности памяти и воображения. Поэма поражает тональным раВНОобразием: от шуточной иронии к эпической серьеВНОсти и высокого пафоса. В этой багатотональності оказалась новая психологическая ориентация искусства, которое пыталось передать динамичность и противоречивость душевного состояния персонажей.
Можно сказать, что каждое новое произведение Чосера превращается в художественный и философский поиск, который часто осуществляется как взвешивание альтернатив. В частности, Чосер применяет этот прием в «Доме славы» («The House of Fame»), где можно заметить отголоски диспута между «реалистами» и «номіналістами», в котором затрагивались вопросы значительной философской и практической веса. «Реалисты» выступали сторонниками приоритета «общих идей». Что же до «номиналистов», то их прежде всего интересовали «единственности», конкретные вещи в своем материальном воплощении, так же, как и проблема их восприятия и оценки, осуществляемых путем наблюдения и эксперимента. Что же касается высших божественных истин, то, признавая их абсолютный характер, «номиналисты» отказывались подходить к ним с критериями разума. В своей поэме Чосер показал антитезу «авторитета» и «опыта», отстаивая идею единства живой жизни. Признавая целесообраВНОсть авторитета и опыта, он подчеркивает их взаимозависимость и взаимодействие. Правда, поэта все-таки больше интересует «опыт», живет жизнь. С юмором передает он муки философа, который радуется «страшной радостью» познания, но неизбежно вынужден задумываться над новыми тайнами и загадками, страдая от осознания быстротечности экзистенции, которая сама по себе ограничивает познание. Однако жизнь остается привлекательным благодаря своей непредсказуемости, новизне и любви. Это имеет для Чосера особо весомое значение. В духе Боэция поэт понимает любовь как универсальный закон. Своего времени Чосер перевел «Утешение философией» Боэция и в течение всей жизни весьма ценил творчество этого мыслителя, не раз обращался к его идеям в своих произведениях.
Следующая поэма - «Птичий парламент» («The Parliament of Fowls», 1381-1382) свидетельствует об обострении интереса Чосера к публицистической проблематики. Поэма содержит политическую аллегорию: хищные птицы олицетворяют собой высокую аристократию, водяное птицы - купцов, зерноедные птицы - маломаєтну не титулованную аристократию, а птица, что питается червями, - мещан. Характер изображения аллегорических персонажей свидетельствует о том, что Чосер немного пренебрежительно относится к палаты общин, где правят хищные птицы, власть которых становится все сильнее. Однако он считает такую ситуацию закономерной, ведь расширение политических свобод привело в немалое смятение. Лишь усилиями хищных птиц удается положить конец ссоре, разразившийся в «птичьем парламенте», и особым авторитетом пользуется сокол, сильный и благородный птица, избранный с помощью «открытых выборов». Таким образом, можно сказать, что описывая плоды свободомыслия, Чосер немного побаивался их. Надо также отметить, что в структуру этой политической сатиры органично вошла куртуазная тема: сватовство трех орлов к орлицы. Обсуждение этой ситуации участниками птичьего парламента порождает многочисленные комические эффекты и приводит к традиционной споры о любви. В ней, однако, нет победителя, который бы стал представителем господствующей истины. Чосер высказывает мнение о том, что любовь неподвластна предвзятым соображениям, всегда непостижимое, неожиданное, парадоксальное.
Собственно, именно такой характер любви Чосер сумел блестяще играть в поэме «Троил и Крессіда» («Troilus and Cressid», 1385). В начале поэмы Троил весьма скептически относится к любви - оно его не интересует. Но эти предвзятые мнения героя разлетаются вдребезги, когда Троїла захватывает настоящее чувство.
Чосерівська поэма о любви и превратности судьбы, которые разрушают это высокое чувство, отмечается большой психологической убедительностью. Индивидуальными являются характеры персонажей, пути развития и формы проявления их чувств. Крессіда, юная вдова, искренне и страстно влюбившись в Троїла, вскоре довольно легко сдается под ударами судьбы и находит себе нового любимца. Царевич Троил, несгибаемый в своих чувствах, пытается компенсировать потерю любви местью врагу, но это не утешает его. В поэме также отличается образ Пандара, дядюшки Крессиды. Этот персонаж окрашивает драматическую историю любви комическими элементами. Опытный в свашкуванні шутник, благородный и хитроумный весельчак, он помогает влюбленным сердцам соединиться. Очень примечательна речь Пандара, щедро пересыпана пословицами и присказками. В определенной степени этого героя можно считать предшественником будущих шекспировских персонажей: Меркуцио, Фальстафа и др. Да и вообще чосерівська поэма привлекла внимание В. Шекспира, и в свое время он предложил собственную поэтическую интерпретацию сюжета «Троїла и Крессиды».
Создав образ неверной возлюбленной (Крессіда), в следующем произведении Чосер словно пытается опровергнуть негативное представление о женской природе. В сборник «Легенда о добрых женщинах» («The Legend of Good Women») поэт включает рассказ о мифологических и исторических героинь (Ариадна, Филомела, Медея, Лукреция, Клеопатра и др.), прославляя их за преданность в любви, несмотря на предательство или смерть их мужей или возлюбленных. Жертвы любви, человеческой страсти, эти героини приравниваются поэтом к мучениц за христианскую веру. «Легенда о добрых женщинах», как и «Троил и Крессіда», свидетельствуют о плодотворном усвоения Чосером античных литературных традиций, прежде всего опыта Овидия («Метаморфозы», «Героїди») и Вергилия («Ене'іда»). Очевидно, что Чосер также основательно освоил итальянскую традицию Возрождения («О преславних женщин», «Філострато» Дж. Боккаччо). Благодаря сборке Чосера «Легенда о добрых женщинах» английская литература получила новый жанр - стихотворный нарративную новеллу светского характера. Жанр возник в результате синтеза и трансформации по крайней мере двух форм: классической легенды (прежде всего Овідієвої, а также отчасти Боккаччо), а также легенды агиографической (самым известным образцом является «Золотая легенда» Я. Вораґінського).
В легендах Чосер привлекает внимание их новелістична структура: в сюжете отчетливо прослеживаются завязка, кульминация, развязка. Рассказ отличается краткостью изложения и эффектным изображением решающих моментов действия. «Легенда о добрых женщинах» можно рассматривать как закономерный этап перед созданием «Кентерберийских рассказов». Уже в «Легенде» нарративный элемент подчиняется задачам изображения характера. И все же в этой поэме Чосер еще не достиг настоящей раВНОобразия и индивидуальности персонажей. В полной мере раскрыть свое мастерство поэту удалось в «Кентерберийских рассказах» («The Canterbury Tales», 1387 - 1400).
Свою одну из известнейших флотских баталий книгу Чосер создает на основе уже испытанного им приема: кшталтування нового повествовательного комплекса осуществляется на основе известных типов повествования. Как жанротворні элементы в «Кентерберийских рассказах» функционируют фабио, рыцарский роман, проповедь, житие и т.д. При этом в цикле также довольно часто случается ироническое обыгрывание знакомых жанровых форм. Чосер впервые в английской литературе предпринял создание пародийных форм, в частности, он экспериментирует с искусством «писать плохо». Нарочитой художественной беспомощностью отмечаются в него «Рассказ врача», «Рассказ о сэре Топаза», «Рассказ эконома» и др. Этот нарративный прием должен был характеризовать авторов названных рассказов как людей, непригодных для выполнения художественных задач и в целом ограниченных, несмотря на их внешнюю самоуверенность и бахвальство ученостью. Применение этого приема создает эффект естественности: в литературном соревновании между паломниками кто-то непременно должен был потерпеть поражение, ведь все люди имеют разный опыт и способности, в том числе и повествовательные. «Кентерберийские рассказы» в целом воспроизводят раВНОобразия человеческой природы, неповторимость индивидуального опыта и, соответственно, субъективность человеческого мировосприятия.
Много героев Чосера высказывают свой взгляд на мироздание и его законы. К примеру, в «Рассказе рыцаря» звучит мысль о справедливости и милосердие божественного провидения, которую разделяет и сам Чосер. Зато мажордом, сам будучи злобной человеком, рисует другую картину мира: по его мнению, люди испытывают максимума зла, которое способны причинить им враги. А мирошник считает, что каждый человек получает разную отплату и, как правило, в соответствии к своим поступкам. Чосер показывает, что можно придерживаться той или иной точки зрения, но при этом не существует гарантии, что ты убедил других. Через характер общения своих паломников Чосер демонстрирует, что понимание между людьми очень нестабильное и ограничено. Словесные перебранки между его персонажами красноречиво свидетельствуют об этом.
Однако в «Кентерберийских рассказах», кроме фрагментов, стилизуют искусство «писать плохо», есть яркие, блестящие, полные драматизма рассказы. В частности, очень интересным является «Рассказ продавца индульгенций», что идет сразу же после «Рассказы врача», человека, судя по всему, довольно порядочной. Что же до фигуры продавца индульгенций, то перед нами очевидный негодяй, который не скрывает своих низменных поступков и хитростей, не сдерживает своих сомнительных инстинктов. К примеру, он пытается заигрывать с владельцем таверны Гарри Бейли, не на шутку рассердив его. Но Чосер показывает, что взаимоотношения между талантом и нравственностью могут быть весьма причудливыми. Каким бы отвратительным и подлым не был продавец индульгенций, рассказанная им история является настоящим шедевром.
«Рассказ продавца индульгенций» является отличной вариацией на сюжет старинной легенды о чуме. Рассказчик воспроизводит таинственную, мрачную атмосферу: бренькають гитары в темной таверне, трое повес встречаются с удивительным старцем в черном наряде, который поражает их своими страшными пророчествами. Однако уничтожает героев не чума или какая-то высшая сила, а их собственная жадность до денег, которую хорошо понимает сам рассказчик, продавец индульгенций. Неоспоримым мастерством изложения выделяются также «Рассказ монастырского капеллана», «Рассказ слуги каноника» и много других. Чосер нередко располагает рядом разные со стилистической точки зрения фрагменты, достигая с помощью такого контраста раВНОобразия и живости повествования. В значительной степени увлекательная красочность «Кентерберийских рассказов» объясняется также активным использованием иронии, то явной, то скрытой, но всегда незлостивої и снисходительной. Примечательно, что эту иронию Чосер распространяет и на самого себя, как участника действия, так и рассказчика, создавая таким образом весьма отчетливый иронический автопортрет.
В «Кентерберийских рассказах» Чосер нарушает различные темы, демонстрируя разный подход к их решению. Однако, как и в предыдущих произведениях, тема любви и тема женщины приобретают в поэме первостепенное значение как залог полноты бытия, пусть и исполненной драматизма:
Молю, чтобы Господь наделил любовью
Всех, кто дорого за него заплатил!
Если бы Бог-Творец так дарил
Любви тем, кто его приобрел!
При этом важно, что Чосер защищает идею свободного чувства, в том числе и в браке. Характерным с этой точки зрения представляется, к примеру, «Рассказ Франклина». В нем счастливую супружескую любовь сравнивается с любовью божественной. В браке, в котором каждый супруг способен отказаться от тиранического давления на другого, когда есть склонность к прощению и терпению, любви отождествляется с Господней любовью к людям, самоотверженным и милосердным:
Как все духовное, любовь свободна,
И каждая достойная жена.
Когда же Чосер рассказывает о мужчинах, которые подавляют женщин и «запирают их в клетки» («Рассказ мельника», «Рассказ мажордома», «Пролог батської ткачихи», «Рассказ купца», «Рассказ эконома»), то всегда становится на сторону жены, осуждая поведение ревнивого мужа. Поэт также стремится опровергнуть социальные предубеждения в области любви. Неравный брак, но с порядочной женщиной, по мнению Чосера, нередко оказывается не препятствием, а залогом достижения счастья («Рассказ студента «). Автор считает, что люди имеют право претендовать на «благородство» в зависимости от своих душевных качеств. Эту важную мысль несколько высокопарно обыгрывает героиня «Рассказа батської ткачихи», поучая своего мужа, юного рыцаря.
С отчетливой симпатией и без понижающих деталей показаны в «Кентерберийских рассказах» образы крестьянина, сельского священника, бедного студента - честных людей, которые живут согласно своих убеждений. Всего же в поэме действуют 29 персонажей. Эти люди имеют очень разный социальный статус, в лондонской таверне собрались рыцарь, капеллан, ткачиха, монах, врач, юрист, мельник, студент, эконом, слуга, купец и т.д. Чосер стоит у истоков характерологической традиции в английской литературе. Именно в его поэме раВНОобразные характеры впервые приобрели яркого, рельефного воплощения, сохраняя неповторимый внешний вид, манеры, представления, индивидуальность речи. При этом Чосер создал не особые характеры, а сумел объединить их определенной структурой взаимодействий.
Знаменательно, что все персонажи являются паломниками. Пілігримська тема приобрела в английской литературе XIV в. значительное распространение. И в «Кентерберийских рассказах» она является атрибутом, который ярко передает дух времени. Описывая своих пилигримов, Чосер воспроизводит картину общества, охваченного тотальным движением, сориентированного в еще довольно смутное будущее. На этом пути различные социальные слои вступили в тесное взаимодействие, которая обогащает их опыт и ориентиры. Структурная основа пілігримства сближает главные произведения Чосера и В. Ленґленда. Но в Ленґленда эта тема приобрела умовнішого, абстрактнішого воплощение. Зато Чосер предоставил ей реалистических черт, оживил национальными особенностями и реалиями. Действие «Кентерберийских рассказов» происходит в Саутваркському пригороде Лондона, в постоялом дворе «Табард», где какого апрельского дня собирается группа паломников, чтобы отправиться к могиле одного из прославленных святых Англии - Томаса Беккета в Кентербери. Но паломники не слишком беспокоятся аскетическими настроениями, и это обстоятельство отражает реальный дух эпохи. Современник Чосера, один из сторонников реформационного движения лоллардов на имя Торпе, возмущался тем, что паломники собираются вместе и отправляются в Кентербери не так для того, чтобы молиться, а чтобы развлечься: «по Дороге они поют светских песен и играют на музыкальных инструментах, а когда они проходят через город, то на улицах поднимается страшный шум от их пения, музыки и собачьего лая».
На материале проанализированных произведений Чосера видно, что, опираясь на существующую литературную традицию, он успешно развил и обогатил ее, сориентировав на воспроизведение раВНОобразия мира и ценности неповторимой человеческой индивидуальности. Поэтому его творчество стало ярким явлением английской культуры эпохи, что предшествовала Возрождению.
M. Никола
|
|
|