ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЧОКОНАЇ ВІТЕЗ, Мигай

(1773 - 1805)

ЧОКОНАЇ ВІТЕЗ, Мигай - творчество писателя

ЧОКОНАЇ ВІТЕЗ, Мигай (Csokonai Vitez, Mihaly - 17.11.1773, Дебрецен - 28.01. 1805, там же) - венгерский писатель.

Короткий жизненный путь Чоконаї Вітеза сложился крайне несчастливо, а его трагическая судьба вызывает ассоциации с судьбой французского поэта-изгнанника Ф. Вийона или соотечественника Ч. В., Ш. Петефи.

Чоконаї Вітез родился в небогатой мещанской семье, некоторое время учился в дебреценському коллегиуме, откуда был отчислен в 1795 г. по свободомыслящий способ мышления (навеян влиянием философии Вольтера и Ж. Ж. Руссо, учение которых в тогдашней Австро-Венгрии монархический двор Габсбургов квалифицировал как «просветительский мятеж», направленный против имперской политики). С тех пор началось обречено на постоянную неустроенность жизни Чоконаї Вітеза, который в своих странствиях обошел всю Венгрию, но так и не смог найти убежища в темной и пригнобленій габсбургским деспотизмом стране. Непродолжительное время (с 1799 до 1800 pp.) он преподавал в лицее г. Чурго, но дальнейшая его учительская карьера не сложилась. Неудачной оказалась и его попытка издавать литературную газету. Разочарования преследовали Чоконаї Вітеза и в личной жизни. В 1797 году в г. Комарове Чоконаї Вітез познакомился и влюбился в Юлиану Вайду, дочь богатого торговца, отец которой не позволил ей пошлюбуватися с поэтом-бедняком. Практически лишен средств к существованию, Чоконаї Вітез вынужден был перебиваться случайными заработками и помощью друзей и знакомых. От постоянных болезней, физического и нервного истощения Чоконаї Вітез умер, не дожив даже до тридцати двух лет.

Идейные и художественные взгляды Чоконаї Вітеза формировались под влиянием идей просветительской идеологии и современных ему художественных направлений, прежде всего классицизма и рококо, сопряженных с традициями венгерского народнопісенної творчества. «Традиции грубовато-комического школярской и народной венгерской поэзии, итальянской песенной лирики и рококо, античная любовная мифология и радикально окрашен руссоїзм, - отмечает А. Россіянов, - своеобраВНО переплелись и слились в него, создав ту неповторимую единство философской глубины, изысканной формы и плебейской непосредственности, которая и по сегодняшний день больше всего привлекает в его творчестве. Чоконаї Вітез представлял не «придворное» и даже не дворянско-просветительское, а раВНОчинно-демократическое восприятие и переосмысление рококо».

Первые пробы пера Чоконаї Вітеза приходятся еще на время его обучения в дебреценському коллегиуме, где, согласно общепринятой в тогдашних учебных заведениях практикой, студенты должны были упражняться в мастерстве стихосложения на заданные темы. Именно с таких упражнений-имитаций и родились первые произведения Чоконаї Вітеза, многие из которых он позже доработает. Это прежде всего іроїкомічна поэма, свободная переработка античного комического эпоса под названием «Война лягушек и мышей» (ок. 1791), в которой высмеивается аристократическая спесь и высокомерие венгерских дворян, а также группа лирических произведений, в которых Чоконаї Вітез прибег к приемам классицистической поэтики и декларации идеологических постулатов просветительской философии. Эту группу произведений открывает стихотворение «Константинополь» («Konstancinapoly», 1793), в основе которого лежит раннее школьное задание, цель которого-описание какого города, дополнения «піктури» «сентенцией». Более зрелая переработка этого стиха в Чоконаї Вітеза характеризуется масштабностью и дискуссионно-аргументированным характером. Описание пышного колорита Востока сочетается в стихотворении с осуждением религиоВНОго фанатизма. Произведение «Вечер» («Az Estve», 1793) написан как продолжение школьного задания описать вечерний покой. В окончательном варианте этого произведения природа уже служит внутренним образом, который стимулирует душевные муки, а ее идиллическая красота, покой растворяет частнособственнический эгоизм людей: «Мое» или «твое» каждый все шумит! / И вмиг затихает, как «наше» услышит». Для классицистических стихов Чоконаї Вітеза характерной является форма стихотворения-размышления, где серьеВНОсть содержания сочетается с изысканностью словесной формы и музыкальностью звуковой организации: «К одиночеству» («A maganyossaghoz»), «К тіганського эхо» («A tihanyi ekhohoz»), «Погребні стихи» («Halotti versek») и др. Стихи Чоконаї Вітеза в стиле рококо написаны под влиянием игриво-идиллической итальянской и немецкой пастушьей поэзии, а также анакреонтичної лирики. В стихотворении «Суть моей поэзии» Чоконаї Вітез называет себя «веселым поэтом», главная цель которого - размышление лучшей половины человечества, то есть женщин. Он создает прекрасный, игриво мелодичный мир, в котором царит идиллическая гармония любви, грациоВНОго красоты, музыки, цветов, бабочек. В стиле рококо написан лирический цикл «Песни Анакреона» («Anakreoni dalok»), а также цикл интимной лирики «Лилла, трогательные песни в трех книгах» («Lilla, erzekeny dalok harom konyvben», 1798 - 1800), в котором воспето любви поэта к Юлианы Вайды. Этот цикл считается вершиной поэтического наследия Чоконаї Вітеза.

Одним из первых в венгерской литературе Чоконаї Вітез пытался привлечь внимание писателей к фольклору. В последние годы своей деятельности он собирал народные песни, активно использовал в своем творчестве средства народно творчества. Большое количество стихов Ч. В., написанных в последний период его творчества, стилизованная под форму народной песни: «Крестьянская песня», «Любовная песня до фляги из кожи жеребца», «Бедная Жужанна во время лагерной жизни» пин. Своеобразным итогом поэтического творчества Чоконаї Вітеза стала пародия на эпос под названием «Дороття, или Победа дам на Масленицу» («Dorottya, vagyis a damak diadalma a Farsangon», 1804). Это сатира на некультурности венгерского дворянства. В произведении Чоконаї Вітез показывает отношения старой девы Доротті и ее подруг с мужчинами, которые не желают жениться. Усилия Доротті заканчиваются ее победой. На фоне комических отношений между героями Чоконаї Вітез представляет масштабную панораму современной ему общественной жизни Венгрии.

Менее значительную, хотя также заметную долю творческого наследия Чоконаї Вітеза составляет его драматургия.

Еще в 1793 г. Чоконаї Вітез написал сатирическую, пронизанную автобиографическими мотивами пьесу «Мечтатель Темпефьої, или Шаленець тот, кто хочет в Венгрии стать поэтом» («A mela Tempefoi vagy az is bolond, aki poetava lesz Magyarorszagon»), в которой обрисовал безнадежную борьбу венгерского поэта, который стремится свободного духовного развития, противопоставляя себя невежественному дворянству. В период 1799-1800 гг. Чоконаї Вітез написал также для школьного театра м. Чурго две одноактные фарсы «Культура «и Вдова Карньоне», в которых в традициях народного театра создал бурлескну картину жизни горожан Венгрии.

Творчество Чоконаї Вітеза стала важным шагом на пути демократизации тематики и поэтики венгерской поэзии, а его самого считают прямым предшественником выдающегося из венгерских поэтов Ш. Петефи.



В. Назарец