ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЧЕСТЕРТОН, Гилберт Кійт

(1874 - 1936)

ЧЕСТЕРТОН, Гилберт Кійт - творчество писателя

ЧЕСТЕРТОН, Гилберт Кійт (Chesterton, Gilbert Keith - 29.05.1874, Лондон - 14.06. 1936, Беконсфілд) - английский писатель.

Честертон родился в семье коммерсанта. У1891 г. окончил привилегированную школу Сент-Полз-скул, а в следующем году поступил в художественное училище Слейда при Лондонском университетском колледже. В университете слушал курс лекций по английской литературе. Оформлял и иллюстрировал книги, а позже, обнаружив незаурядные способности к журналистике, был рецензентом и обозревателем журнала «Букмен» и «Дейли ньюс» (1901-1913); с 1905 до 1930 гг. постоянно публиковался в «Ілюстрайтед Лондон ньюс», где его статьи были чрезвычайно популярными.

Еще в 1901 г. Честертон женился на дочери профессора Блогга - Фрэнсис, с которой в 1909 г. переехал в городок Беконсфілд, близ Лондона, где прожил до конца жизни.

Мировоззрение Честертона был откровенно полемичным, часто - дидактически направленным; высказываемые им мысли часто имели эксцентрическую и парадоксальную форму. В основу своих произведений Честертон обычно кладет оптимистическое представление о действительности, своеобразную «мистику оптимизма», по выражению одного из критиков. Сначала Честертон принадлежал к англиканской церкви, но в 1922 г. перешел в католичество и значительную часть своих трудов посвятил пропаганде христианских ценностей. Литературный дебют писателя состоялся в 1900 p., когда он издал два сборника стихов «Дикий рыцарь» («The Wild Knight») и «Сивобороді развлекаются» («Greybeards at Play»), которые, однако, не принесли ему заметного признания. Значительно больший успех имели эссе Честертона, которые почти ежедневно появлялись в английской периодике, а затем вместе с другими эссе были изданы писателем отдельными сборниками «Защитник» (1901), «Двенадцать типов» (1912), «Еретики» (1905), «При всем при том» (1908) и др., как и сборник теологических трудов «Ортодоксия» («Orthodoxy», 1908).

Мнения и взгляды, высказанные Честертоном в публицистике и есеїстиці, находят свое органичное продолжение и в романах, которые начинают появляться с начала 900-х pp. В романе-утопии «Наполеон с Ноттінґ-хилла» («The Napoleon of Notting Hill», 1904) в юмористическом духе писатель рассказывает о фантастической реставрацию средневековых обычаев и феодальных междоусобиц в Лондоне XXI века. В романе выражены сквозные для творчества Честертона политические антипатии: скепсис относительно буржуаВНО-демократических ценностей, недоверие к поступательного характера человеческого прогресса, представление о народе как серая толпа, управляемый исключительными личностями. В следующем романе Честертона «Человек, который был Четвергом» («The Man Who was Thursday. A Nightmare», 1908) в духе буффонады и черного юмора описывается история добропорядочного мещанина Ґабріеля Сайма, который по поручению полиции стал членом тайной организации анархистов. Наконец, он убеждается, что и все другие члены подпольной организации, которые скрываются под псевдонимами разных дней недели, также являются двойными агентами, а руководитель организации не кто иной, как шеф полиции. Все высокие политические идеалы «борцов за свободу» оказываются блефом, а идея, высказанная в романе, опровергает популярные в начале XX в. бунтарские настроения, распространяемые представителями левой идеологии. Роман «Человек, который был Четвергом» считается одним из лучших произведений Честертона и получил одобрительные отзывы со стороны многих европейских писателей и критиков; впоследствии роман сравнивали с прозой Ф. Кафки.

В романе «Жив человек» («Manalive», 1912) наиболее полно выражена этическая концепция честертонівського оптимизма как программы, противопоставляет здравому смыслу шаблонных представлений о действительности философию «радости жизни», его полноценного и нестандартного восприятия, умение каждый раз открывать для себя что-то новое и необычное. Таким и предстает главный герой романа, эксцентрик и «воинствующий оптимист» Інносент Смит, который воспринимает жизнь с детской непосредственностью и радостью. В последующих романах «Воздушный кабак» («The Flying Inn», 1914), «Возвращение Дон Кихота» («The Return of Don Quixote», 1926), а также в сборнике «Охотничьи рассказы» («Tales of the Long Bow», 1925) 4. в разных фантастических формах изображает попытки реставрации средневековых обычаев и порядков, что к ним прибегают новочасні «рыцари»-идеалисты, добрые намерения которых сводятся на нет злыми и меркантильными планами политиканов и предпринимателей, которые приходят в «реформаторы».

Исключительно важной частью общего литературного наследия Честертона есть его детективные произведения, которые критики ставят в один ряд с произведениями признанных классиков детективного жанра Э. По, А. Конан Дойля, А. Кристи, Ж. Сименона. Первое детективное рассказ Честертона «Сапфировый крест» было написано в 1909 г. и уже в нем впервые появился знаменитый честертонівський детектив-любитель, незаметный и скромный священник, патер Браун, который, кроме расследования обстоятельств самого преступления, заботится о спасении души преступника. Прототипом этого популярного литературного героя стала реальная фигура йоркширского католического священника Джона о'коннора. С 1911 по 1935 г. появилось пять сборников детективных рассказов «брауновский цикла»: «Простодушие патера Брауна» («The Innocence of Father Brown», 1911), «Мудрость патера Брауна» («The Wisdom of Father Brown», 1914), «Сомнение патера Брауна»(«The Incredulity of Father Brown», 1926), «Тайна патера Брауна» («The Secret of Father Brown», 1927), «Скандальный случай с патером Брауном» (1935), всего около 50 рассказов. Критик Г. Нокс так оценил детективный «вклад» Честертона: «...рассказы о Брауне нельзя просто отнести к детективам: это детективы, но и еще что-то. Как всегда, Честертон так плотно набил чемодан, ремни не затягиваются; в сандвиче слишком много мяса». Считается, что образ Брауна, маленького сельского священника в черной сутане со старомодным зонтиком в руках, не получил заметного продолжения в литературе. Однако, следует отметить, что патер Браун является достаточно близким герою Же. Сименона комиссару Метре, который, как и его предшественник-англичанин, похожий не столько на детектива, сколько в своеобраВНОго посредника, который решает жизненные неурядицы и обустраивает человеческие судьбы. В отличие от писателей, которые акцентировали внимание на развлекательности содержания детективных произведений, Честертон главный акцент делает на углублении психологизма, подведению под развлекательную основу более или менее значительной моральной и философской проблематики. Кроме «брауновский цикла», у Честертона есть еще один сборник детективных рассказов «Четыре праведные преступники» (1930), в которых действуют уже другие герои. С 1928 г. и до конца жизни писатель был президентом основанного в Англии Детективного клуба.

Из поэтического наследия Честертона особенно выделяются его романтические поэмы «Лепанто» (1911) и «Баллада о белой лошади»(1911), которой очень увлекался В. Черчилль, а также баладно-песенный цикл «Вино, вода и песня» (1915). До лучших литературоведческих трудов Ч. принадлежат книги «Роберт Бравнінґ» («Robert Browning», 1903), «Чарлз Диккенс»(«Charles Dickens», 1906), «Джордж Бернард Шоу» («George Bernard Shaw», 1909), «Роберт Луис Стивенсон» («Robert Louis Stevenson», 1927) и «Чосер» («Chaucer», 1932). Найдовершенішими достижениями Честертона в области теологии является труда «Св. Франциск Ассизский» («St. Francis of Assisi», 1923) и «Св. Фома Аквинский» («St. Thomas Aquinas», 1933). Свои социологические взгляды Честертон изложил в трудах «Что случилось с миром ?» («What's Wrong with the World» ,1910) и «Контуры здравого смысла» («The Outline of Sanity», 1926).



Есть. Васильев