|
ЧЕХОВ, Антон Павлович
(1860 - 1904)
ЧЕХОВ, Антон Павлович - творчество писателя
ЧЕХОВ, Антон Павлович (Чехов, Антон Павлович - 29.01.1860, Таганрог - 15.07. 1904, Баденвейлер, Германия) - русский писатель.
Чехов родился в Таганроге в купеческой семье. Его дед еще в 1844 г. выкупил себя и свою семью из крепостничества и сделал все, чтобы вывести детей «в люди». В семье к купеческих дел относились без особого рвения, больше внимания уделяя умственном развитии детей и общественным заботам. Патриархальная строгость сусідила с культивированием эстетических интересов: по вечерам хором пели, музичили, мать любила театр, воспитывала у детей любовь к природе, уважение и сочувствие к «угнетенным и презренных». В 1876 г. семья переехала в Москву. Поскольку торговля приносила убытки, отец разорился. Чехов вплоть до 1879 г. оставался в Таганроге, где окончил курс гимназии и репетиторством зарабатывал на пропитание. Переехав к родителям, поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: М. Склифосовского, Г. Захар'яна и др. После окончания университета в 1884 г. начал врачебную практику в Воскресенске (ныне Истра). Затем работал в Звенигороде.
Творческая биография Чехова началась на рубеже 70 - 80-х гг. из поденки в юмористических журналах «Стрекоза», «Минута», «Будильник», «Сверчок» и, наконец, в «Осколках», которые он считал своей литературной «купелью». Здесь он публиковал короткие рассказы о забавные «случаи из жизни», юморески, сценки, фельєтони, каламбуры - обычно под псевдонимами «Антоша Чехонте» или «Человек без селезенки». Итогом раннего периода творчества стали три сборника малой прозы - «Сказки Мельпомены» («Сказки Мельпомены», 1884), «Пестрые рассказы» («Пестрые рассказы», 1886), «Невинные речи» («Невинные речи») и «В сумерках» («В потемках»; обе - 1887, за последний сборник - академическая Пушкинская премия 1888 г.).
Внешний комизм и стихия нехитрых веселья, рассчитанные на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголівсько-щедрінською традиции сатирического развенчания. До высот художественного совершенства Чехов шел долго и упорно. Несмотря на то что уже в ранних произведениях имеющиеся зерна поэтики зрелых произведений: отсутствие детальных описаний природы, бытовой обстановки, скупость рассуждений рассказчика на философские и социальные темы. А в рассказах-сценках, «кусочкам» из жизни, можно разглядеть будущие знаменитые «открытые» финалы поздней чеховской прозы. Оригинально воплощаются в ранних рассказах традиции русской классики. В этом сказывается тяга к синтезу различных художественных первнів, который позже воплотился в сочетании комического и трагического, прозаической оповідності и драматургійних принципов, лиризма и философичности, в стремлении избежать чистоты канонических форм и четкости стилевых границ.
В карнавале смешных и отвратительных человеческих типов ранних юмористических рассказов люди часто в щедрінському духе сравниваются с животными, рыбами и насекомыми. Наибольшей славы зажил «хамелеон» из одноименного рассказа 1884 p., герой которого мгновенно переходил от угодливости к самоуправству и от самодурства к холопства. Черты хамелеонства присущи галереи персонажей Чехова, который пытался, по собственному признанию, раскрыть «то сволоцюжний душок, который живет в мелком, заплутяженому душевно российском интеллигентные среднего штаба». В ранней прозе под верхним слоем карикатурности проглядывает глубинное понимание моральной коррозии человека и внутренний драматизм его злой судьбы. Судебные Чехова ничтожным людям иногда безжалостны, однако не жестокие: человеку остается право на трагедию, что привлекает к настоящей жизни. В рассказе «Смерть чиновника» продолжается тема «маленького человека», начатая М. Гоголем в «Шинели». На первый взгляд, Чехов холодно развенчивает скудность души мелкого чиновника, однако его смерть, какими бы не были смешными ее причины, - превращается в смерть человека: неспособность выжить выделяет его среди тех, кто продолжал бы и дальше лебезить, угождать и унижаться. Чехов еще раз - в 1898 г. - выступил с репликой на «Шинель»: в рассказе «Человек в футляре» бывший «одежда» гегелівського героя становится символическим «футляром» учителя Беликова. События развиваются таким образом, что перед героем открывается один выход - в смерть. Никчемный «человек в футляре» переживает коллизию, достойный чуть ли не античной трагедии - становится жертвой столкновения любовного чувства с оберегающим императивом «чтобы чего не случилось».
В 1886 г. Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты «Новое время» А. Суворина. Здесь он впервые начал публиковать произведения под собственной фамилией. Именно тогда произошел перелом в художественном творчестве - начиная с повестей «Степь» («Степь», 1886), «Скучная история» («Скучная история», 1889) и пьесы «Иванов» («Иванов», 1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф. Корша, перед читателем предстал уже «зрелый», «серьезный» Чехов, в произведениях которого ощутимее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и тяга к вопросам человеческого духа.
Автор «Степи» перевел взгляд с обычного и такого, что подлежит висміянню, на идеальное и достойное философского обобщения. Здесь наиболее четко проявились принципы поэтики «зрелого» Чехова: видимая «безподієвість» сюжета (люди идут степью - больше, собственно, ничего не происходит), отсутствие главного персонажа, непроявленість авторского голоса, который словно растворяется в субъективных восприятиях, чувствах и едва намеченных эмоциональных движении героев, імпресіоністичність пейзажных зарисовок, воспроизведение человеческих состояний через случайные реплики и жесты. «Реалист» и бытописец прорываются к смелой символической обраВНОсти: степь становится живым существом, изнывает, томится и скучает. В «Иванове» - почти безсюжетній пьесе - воспроизводится мирное течение жизни, небольшие события вплетаются в картины повседневного быта с акцентировано домашними, комнатными разговорами. А сквозь них, как отчасти и в «Скучной истории», раскрывается одна из главных тем «зрелого» Чехова - болезнь «среднего» интеллигента, который живет «общей идеей», способной придать жизни смысл, но идет не той дорогой, драма разочарования, уныния и безволию в тонкой и в целом «хорошему» человеку. Счастливое решение драматических вопросов в художественном мире Чехова неуместно, поскольку он утверждал, что задача искусства - не в правильных ответах, а в «правильной постановке вопросов». Итогом произведения может быть именно пробуждение из «дремы» и трагическое недоумение героя перед безжалостной очевидностью вопрос о смысле зря прожитой жизни («Скрипка Ротшильда», 1894). Озарение может содержать и определенное подобие ответа, но зато за нее герою, как врачу Рагіну из «Палаты № б», сразу же приходится заплатить жизнью.
В 1890 г. Чехов уехал в Сибирь, чтобы затем посетить остров. Сахалин - место ссылки заключенных-каторжан. Путешествие по сибирским рекам и дорогам отражена в очерках «По Сибири». На Сахалине Чехов сделал перепись населения, собрал большое количество документального материала о местном жизни. После возвращения писатель систематизировал свои записи и издал книгу «Остров Сахалин» («Остров Сахалин», 1893), которая вызвала большой резонанс в России.
В 1892 г. сбылась давняя мечта Чехова жить в деревне и стать землевладельцем: он купил запущенное имение в селе Меліхові Серпуховского уезда Московской губернии. Во время холерной эпидемии работал земским врачом, обслуживает 25 деревень; много сделал и для благоустройства Мелихова и его окрестностей. В Меліхові с 1892 по 1898 г. Чехов создал «Палату № б», «Человека в футляре», «Бабский царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написал большой «крестьянский цикл» - «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», - повесть «Три года» («Три года»), пьесы «Чайка» (премьера в Петербургском Александринском театре в 1896 г. провалились, вторая постановка, в Мхате в 1898 г., имела большой успех), «Дядя Баня». В эти годы Чехов адресовал своим корреспондентам более полутора тысяч писем, которые в совокупности впоследствии были оценены как шедевр русской эпистолярной культуры. Постоянное соприкосновение в меліховський период жизни с крестьянами, их бытом и нищетой обусловили внимание в 90-х гг. в сельской тематики, которую Чехов разрабатывал параллельно с сюжетами о судьбе «средних» интеллигентов. Далек от народнической мифотворчества и идеализации «крестьянской общины», Чехов трезво оценивал темную дикость «мужицкого» жизни («Мужики», 1897; «В овраге», 1900) и утверждал: «Сила и спасение народа в его интеллигенции, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать».
В произведениях 90-х pp. безутішність внутренней драмы личности переросла в попытку героев найти выход из сложившихся обстоятельств. В «Дуэли» (1891) предмет художественного исследования - две принципиально разные концепции жизни. Лаєвського, одного из главных героев повести, можно отнести к той части интеллигенции, которую автор назвал как-то «вялой, апатичной, лениво розмисловою, холодной». Его антагонист - фон Корен, человек с желеВНОй волей и самоуверенностью, способный убить противника ради очищения общества от «паразитов». Решение конфликта - чисто чеховское: ни одна из этих моделей миропонимания не может победить, поскольку «никто не знает настоящей правды». В финале звучит мотив, который станет одним из сквозных у позднего Чехова: надежда - иногда с горьким привкусом застенчивой иронии - отчаявшегося, но совісної и духовно чуткого человека предельной эпохи - на обретение людьми истины хоть бы когда-нибудь, пусть даже через века.
В творчестве Чехова 90-900-х pp. герои почти всегда существуют на грани буттєвісного и должного.
Эти одинокие, несчастные люди страдают от «сумеречного» жизни, не достойного честного, умного и тонкого человека, от невозможности быть услышанными и по-настоящему услышать других, от бессилия перед неустроенностью самого бытия и хамства самодовольной силы, от собственной недовтіленості и апатии, от мужественного неприятие иллюзий и неспособности от них отказаться, от фальшивых кумиров и тоски по «настоящей правдой». В поэтике «малой» прозы Чехова в 90-х гг. выступил новатором жанра. В первую очередь речь идет об особой спресованість, лаконичность, смысловая нагрузка рассказов, в которых подтекст важнее текста, несказанное - от сказанного. Традиционно целостное человеческая жизнь - со всей полнотой событий, внутренней эволюцией характера и его переплетения с внешним миром - оставались в области эпики, романному жанру. Зато Чехов благодаря особой напряжении и информационной избыточности каждого элемента художественной формы добивается того, что содержание классического романа умещается в пространство небольшого рассказа - например, путь доктора Старцева от прекрасных иллюзий к викінченого мещанина-пошляка в «Іоничі».
В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден был лечь в больницу, где врачи настаивали на переезде на юг. Сначала писатель на некоторое время уехал за границу, а осенью 1898 г. - в Крым. В Ялте он начал строительство дома на средства, полученные от продажи прав на свои произведения. Осенью 1899 г., продав меліховський имение, Чехов с матерью и сестрой окончательно переехал в Ялту.
На рубеже веков Чехов - признанный не только в России, но и в Европе мастер современной прозы. Свое жизненное и творческое кредо он сформулировал таким образом: «Литератор не кондитер, не косметик, не потішник; он человек обязан, законтрактованная осознанием своего долга и совестью». В 1900 г. его избрали почетным членом Академии наук, а в следующем году он вышел из ее рядов из-за несогласия с решением о выводе из академиков Максима Горького по причине его политической неблагонадежности.
В 1901 г. Чехов женился с ведущей артисткой Московского Художественного театра О. Книппер. Его здоровье постепенно ухудшалось, но он продолжал писать (в том же году создана пьеса «Три сестры»). Супруги вынуждено было расставаться на длительное время. их переписка - документ не только частный. В нем отражена история развития Мхата. Туберкулезный процесс тем временем усиливался, и в мае 1904 г. супруги покинули Ялту и поехало в Баденвейлер, курорт на юге Германии. 15 июля 1904 г. во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Врачу, который приехал на вызов, он уверенно сказал: «Я умираю».
Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище в Москве.
Последнее произведение Чехова, поставленная во Мхате накануне его смерти комедия «Вишневый сад» («Вишневый сад»; А. Книппер в роли Раневской) - вершина его театрального творчества. С Балухатий высказал мнение о том, что «драматическая форма для Чехова была той «большой формой» в искусстве, которую он много лет искал и не находил в своей прозе творчества... Такими «романами» и были его драмы». Еще в прозе вызревали важные принципы поэтики пьес - прежде всего особенности построения диалогов, которые впоследствии были осознаны как глубоко новаторские: герои говорят много, но «не о том», что действительно их волнует. Часто их беседы напоминают театр абсурда: между персонажами, кажется, отсутствует коммуникация и исчезло взаимопонимание. Однако это только кажется. Наоборот, герои чеховских пьес понимают друг друга, даже когда молчат или не слушают своих собеседников. Этот особый характер театрального языка, когда люди отвечают не столько на реплики собеседников, сколько на внутреннюю логику собственных мыслей, был назван «подводным течением», или «подтекстом».
«Революцию жанра» в драматургии Чехов осуществил тем, что отказался (начиная с «Чайки») от принципа одногеройної пьесы и противопоставление персонажей как участников драматургического конфликта. Конфликт возникает не как столкновение отдельных лиц, а как «чувство самостоятельности, жизненной отдельности и бессилия» человека перед «сумме обстоятельств» (А. Скафтимов). Драматургия Чехова произвела посутній влияние на мировой театр XX в.
Жизнь и творчество Чехова тесно связаны с Украиной. Весной 1887 г. он путешествовал по Донецкой области, в 1888-1889 гг. провел лето близ Сумм, посетил гоголевські места Харьковской и Полтавской губерний. Люди и природа Украины изображены в повести «Степь» и ряде рассказов. Именно украинские впечатления побудили Чехова избрать местом действия «Вишневого сада» Украину и дать драме такое название. Еще при жизни писателя появились переводы его произведений на украинском языке во львовском журнале «Литературно-научный вестник», редактируемом И. Франком и Г. Грушевским. В 1904 г. во Львове вышел сборник переводов чеховских произведений, а в 1906 г. в Киеве - пьеса «Признание».
Чехов внимательно следил за развитием украинского театра, дружил и переписывался с М. Заньковецкой. Первый успех к его «Чайки» пришел на украинской сцене - в Киевском театре М. Соловьева (сейчас театр им. И. Франко), которая была поставлена через несколько недель после ее полного провала в Петербурге. После «Чайки» все пьесы Чехова с успехом шли на сценах украинских театров (Одесса, Львов, Харьков, Херсон и др.). В марте 1946 г. «Вишневый сад» был поставлен на украинском языке одновременно на сценах Киевского театра им. И. Франко и Львовского театра им. М. Заньковецкой. Музеи Ч. открыто в Ялте и Сумах.
На украинском языке произведения Чехова переводили Г. Косынка, М. Зеров, С. Воскрекасенко и др.
В. Назарец
|
|
|