ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич

(1837 - 1907)

ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич - творчество писателя

ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич (27.10.1837, Кварели в Кахетии - 30.08.1907, с. Ціцимурі) - грузинский писатель.

Родился в аристократической семье. Его отец, Григорий Чавчавадзе, принадлежал к известному в Грузии княжеского рода, был офицером Нижегородского драгунского полка, участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Мать поэта, Мария Бебуришвили, была воспитана в интеллигентной дворянской семье, хорошо знала грузинскую литературу, любовь к которой передала своим детям.

До десяти лет Чавчавадзе, как это было заведено, жил в деревне и учился в домашней школе сельского священника вместе с крестьянскими детьми. У1847 г. Ч. поступил в частный пансион в Тифлисе, а с 1849 г. продолжил обучение в Тифлисской первой гимназии, после окончания которой в 1857 г. стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Четыре года, проведенные в городе на Неве, поэт позднее назвал фундаментом своей жизни. Они сыграли решающую роль в формировании национально-патриотических взглядов Чавчавадзе, очертили круг его мировоззренческих интересов и литературных вкусов.

Исключен в 1861 г. из университета за участие в революционных выступлениях российского студенчества, Чавчавадзе вернулся в Грузию, где вскоре возглавил группу молодых писателей и общественных деятелей, которых называли «Пирвели даси» («Первая группа»), или «Терґдалеулі» («Те, что пили с Терека» - то есть ездили в Россию). Известная статья Чавчавадзе «Несколько слов о переводе князем Ревазом Шалвовичем Эристави «Безумной» Козлова» (1862) положила начало полемике между представителями этого движения («детьми», как их еще называли) и старшим поколением грузинских писателей - «родителями». Считая литературу одной из форм познания действительности, Чавчавадзе противопоставлял в своей статье устаревшей на то время сентименталістській и романтической поэтике принципы реалистической эстетики. В этой и других своих статьях Чавчавадзе доказывал, что молодое поколение грузинских писателей стремится, наследуя и продолжая лучшие традиции национальной культуры, обогатить родную литературу лучшими достижениями современной русской и западноевропейской художественной мысли. По инициативе Чавчавадзе в начале 60-х гг. в Грузии было создано несколько журналов, которые стали литературной и политической трибуной нового писательского поколения: «Сакартвелос моамбе», «Иверия», «Кребулі, «Дроеба» и др.

С 1864 г. Чавчавадзе совмещал литературную деятельность со службой в различных государственных и общественных учреждениях. Сначала он был назначен чиновником особых поручений при кутаисском губернаторе, затем (в связи с реформой 1861 г.) членом комиссии по урегулированию отношений между дворянством и крестьянами, позже - мировым посредником и судьей в г. Душет.

С 1873 г. Чавчавадзе находился в Тбилиси, где был избран председателем правления Грузинского земельного банка, который сыграл значительную роль в развитии экономики, образования и культуры Грузии. Одновременно Чавчавадзе возглавлял «Общество по распространению образования среди грузин». В своих статьях, которые периодически появлялись на страницах грузинских газет, Чавчавадзе отстаивает права грузинского языка, национальной литературы и школы, выступает против колонизаторской политики русского царизма в Грузии. Большое количество его статей посвящена проблемам литературы, искусства, народного образования, педагогики, международной политики, социально-экономического развития и национальной культуры («Письмо о грузинскую литературу», «Акакий Церетели и «Витязь в тигровой шкуре», «Нация и история», «Европа в 1896році», «Перед угрозой войны», «Вот и история», «Вопль камней», Внутренние осмотры», «Основы педагогики», «XIX век» и др.). Кроме того, Чавчавадзе проводил большую работу по сбору и систематизации памятников материальной культуры, создание национального музея, научной разработки проблем грузинской историографии, публикации произведений родного фольклора. В 1906-1907 гг. Чавчавадзе избрали членом Государственного совета, в связи с чем некоторое время он жил в Петербурге. Свою деятельность в этом учреждении Чавчавадзе оценивал так: «...в Совете я буду защитником интересов Грузии, грузинского народа. Я буду направлять свои силы и на решение общеполитических вопросов». Как член Совета, Чавчавадзе активно поддерживал интересы многочисленных наций и народностей, входивших в состав империи, боролся за принятие закона об отмене в России смертной казни. Активная общественная позиция и бескомпромиссное отношение к агрессивным проявлениям российской колонизаторской политики повлекли идеологическую травлю и преследование поэта царским правительством. В 1897 г. власти запретили годовщины, что планировались в Грузии по случаю 40-летия литературно-общественной деятельности Чавчавадзе. За поэтом был установлен тайный надзор, значительная часть его произведений была изъята цензурой. В 1907 г. Чавчавадзе был убит наемниками царской «охранки» неподалеку от Тбилиси.

Сочинять Чавчавадзе начал еще в детском возрасте. Начало его литературной деятельности приходится на годы учебы в Петербургском университете. В студенческие годы были созданы такие яркие образцы лирики, как «Грузинці-матери», «Песня грузинских студентов», «Муша», «Поэт», «Пусть умру я, смерти не боюсь...» и др.). Именно тогда он создал первые варианты нескольких поздних стихотворений, прозаические произведения, перевел грузинской произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, И. В. Гете, И. К. Ф. Шиллера, Г. Гейне, Дж. Н. Г. Байрона, В. Скотта, А. Шенье и др. Лирика Чавчавадзе пронизана пламенной любовью к родине, к народу, в служении которому он видел главное призвание писателя. В своих «программных» стихах Чавчавадзе сравнивает поэта с факелом, который освещает народу путь в темноте («Поэт «), призывает «смотреть... в будущее», «выковывать судьбу грузинского народа», руководствуясь идеалами свободы, равенства, братства («Грузинці-матери»). Чавчавадзе значительно расширил тематические горизонты грузинской лирики, привнеся мотивы патриотического, гражданского звучания («Страдал и я...», «Песня грузинских студентов», «Колыбельная», «Милая родина»). В значительном количестве его лирических произведений изображены картины родной природы, которые также соединены с социальными и патриотическими мотивами («Горам Кварели», «На чужбине», «На берегу Куры», «К Алазани»). В сатирических стихах Чавчавадзе («Как было, или История Грузии XIX века», «Ответ на ответ» и др.) подвергается критике аполитичность, лицемерности и бездействие равнодушного к проблемам родины части грузинского дворянства.

В поэмах, которые принадлежат к числу лучших образцов грузинской эпической поэзии XIX в., Чавчавадзе наряду с художественным воплощением картин современной ему действительности обращался к историческому прошлому своей родины, срисовывал его героические страницы с тем, чтобы пробудить у современников чувство национальной гордости, инициировать их к борьбе за свободу. В поэме «Видение» (1859-1872) поэт сравнивает историю Грузии с ее грустной современностью, критикует крепостнический строй, социальную несправедливость, беззащитность угнетенного грузинского народа. Поэма «Несколько картин, или Случай из жизни разбойника» (1860) посвящена живописанию стихийного сопротивления крестьянства против угнетателей. На основе народной легенды Чавчавадзе создал философскую поэму «Отшельник», герой которой - человек религиозных убеждений, которая видит в земной жизни «царство зла» и убегает от него, чтобы нравственно «очиститься». Пассивности отшельника Чавчавадзе противопоставляет активную общественную позицию, убежденность в том, что человек должен жить и бороться. Эта поэма еще при жизни Чавчавадзе была переведена на английском и французском языках. В исторической поэме «Димитрий Самопожертвувач» (1878) воссоздана трагическая судьба грузинского царя Димитрия, который в 1289 г., почти наверняка зная, что погибнет, отправляется к монголам с целью остановить окончательное ограбление своей родины. В драматической поэме «Мать и сын» (1860-1971) главная героиня в критическое для страны время отправляет на ее защиту своего единственного сына, бідкаючись, что только одного героя воспитала для родины.

Чавчавадзе считается основателем грузинской реалистической художественной прозы. Свои общественно-общественные взгляды он выразил в «Записках путешественника» (1861), в которых изображена путешествие Чавчавадзе из Владикавказа в Тбилиси после четырехлетнего пребывания в России. В сатирической повести «А человек ли он?!» ( 1859-1863) Чавчавадзе обрисовывает в резких критических тонах портреты князя Луарсаба Таткарідзе и его «неразлучной жены княгини Дареджап», которые олицетворяют духовно отсталой, деградирующую часть грузинского дворянства. Критическим пафосом, направленным против крепостнических порядков в Грузии, пронизаны и повести Чавчавадзе «Рассказ нищего» (1859-1862) и «Отарова вдова»(1887).

Произведения Чавчавадзе заложили основы новой грузинской литературы их переведены на многие языки мира. На украинском языке произведения Чавчавадзе переводили П. Грабовский, А. Гончар, Д. Павлычко, И. Драч, О. Новицкий, П. Осадчук, Л. Горлач, А. Синиченко, Г. Халимоненко, О. Мушкудиани и др.



Есть. Васильев