|
ЧАПЕК, Карел
(1890 - 1938)
ЧАПЕК, Карел - творчество писателя
ЧАПЕК, Карел (Karel Capek - 09.01.1890, Малое-Сватоневіце - 25.12.1938, Прага) - чешский писатель.
Родился в семье сельского врача, рос в атмосфере высокой культуры; литературной деятельности посвятили себя и его старший брат Йозеф, и старшая сестра Гелена. Детство Чапека прошло в г. Упіце, среди поросших лесом невысоких гор Краконошів. Будущий писатель посещал школу в Градце Краловому, Брно, затем в Праге, куда его родители перебрались в 1907 г. Учился на философском (филологическом) факультете Пражского университета, а также в Германии и Франции.
С 1904 г. публиковался в периодике. Получив звание бакалавра, в течение некоторого времени был библиотекарем, гувернером. В 1917 г. стал журналистом, до 1921 г. работал в «Национальной газете» («Narodni Listy»), а потом - до самой смерти - в «Народных новостях» («Ludove noviny»).
В 20-х pp. Чапек как представитель демократического центра считался официальным писателем созданной Чехословацкой республики. Его политическое реноме сформировалось прежде всего благодаря его близости к президенту Т. Г. Масарика, которым увлекался Чапек. В 30-х pp. Чапек возглавил антифашистскую демократическую оппозицию, накликавши на себя огонь реакционной критики, которая достигла апогея во время мюнхенских событий 1938 г. Умер писатель на Рождество 1938 г. от пневмонии. Его смерть приобрела символическое значение: одновременно с потерей независимости Чехия потеряла писателя, который олицетворял эту независимость.
В общем, Чапек писал только прозу. Поэзия интересовала его меньше: 1946 г. в сборнике «Взволнованные танцы» увидели свет несколько его юношеских стихов, отдельные рифмованные фрагменты также в пьесе «Грабитель». Кроме того, в 1919 г. Чапек издал свои переводы Г. Аполлинера, а в 1920 г. увидела свет составленная им антология «Новая французская поэзия» с предисловием В. Незвала.
Чапек искал свой путь в литературе в течение нескольких лет; ему весьма помогло творческое сотрудничество с братом. Первые рассказы братьев Чапека обозначены неокласицистськими тенденциями (в то время так называли лаконичный до афористичности стиль с минимумом декоративных элементов). Рассказы публиковались в периодике и впоследствии были объединены в сборник «Сад Краконоша» («Krakonosova zahrada», 1918). Эти произведения в значительной мере возникли на почве легенд и чешского фольклора. Однако уже даже в этих рассказах доминирует ощущение беззащитности человека в сложном мире, на которую сам человек не имеет права жаловаться. На два года раньше, в 1916 p., увидела свет создана несколько позже сборник «Сияющие глубины и другая проза» («Zafive hlubiny a jina pryza»), в которую вошли экспериментальные (в определенном смысле) произведения.
В 1917 г. Чапек издал свою первую самостоятельную сборку «Распятие»(«Bozi muka»), пронизанную пессимистическому убеждением в непознаваемости истины. Человек в раннем творчестве Чапека воспринимает свое существование как ненужное и лишено цели. Самый известный рассказ из этой книги - «Следы»: заснеженное поле, в котором, не дойдя нескольких метров до дороги, прерывается цепочка следов. Откуда она? Что это: чудо или какая-то мистификация? Чапек не подает ответа, поскольку, по его мнению, истина недостижима. Пессимизм доминирует и в следующей сборке Чапека - «Мучительные рассказы» (1921).
С начала 20-х pp. Чапек начал писать для театра. Комедия «Грабитель» («Loupeznik», 1920) внешне перекликается с популярным тогда віталізмом, но скорее разоблачает его, чем утверждает: отец пытается уберечь дочь от любви, и вот появляется юноша (грабитель), и дочь теряет покой. Но вскоре в ход событий вмешивается сестра девушки, которая когда-то, влюбившись, сбежала из родительского дома, а теперь возвращается со сломанными крыльями. Любовь и молодость бессильны перед жизнью. После успешной премьеры «Грабителя» Чапек познакомился с юной актрисой начинающим Ольгой Шайнпфлюґовою. Однако их свадьба состоялась только через Шагов.
Следующей была пьеса «Р.У.Р.» («R.U.R.», «Roussum's Universal Robots»), ее премьера состоялась в 1921 г. В пьесе отразилось отношение Чапека к науке и прогрессу, в котором сочетались интерес и озабоченность судьбой мира, где изобретения получают неограниченную власть над человеком, а техническая цивилизация приводит к гибели культуры. В отношении Чапека к цивилизации заметно влияние экспрессионизма. Сюжетом пьесы является создание искусственного человека - робота (это слово является неологизмом Чапека). Работы, которых в огромном количестве изготавливают на фабрике Россума, вытесняют человека во всех отраслях производства, а затем используются и как солдаты. Наконец, работы восстают и уничтожают человечество. Однако финал пьесы имеет оптимистическое окрас: двое роботов - юноша и девушка, в отличие от других искусственных людей, оказались способными на глубокие чувства, и их любовь должна спасти жизнь на Земле.
Вообще, утопия - характерный для Чапека жанр. В этом жанре созданы пьеса «Эликсир Макропулоса» (1922), романы «Фабрика абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924), знаменитый роман-памфлет «Война с саламандрами» (1936).
Главная героиня пьесы «Эликсир Макропулоса» - знаменитая певица Эмилия Марти, отец которой, лейб-медик Рудольфа II, испытал на ней эликсир, который продлевает молодость на 300 лет. Однако такую долгую жизнь оказывается невыносимой для Эмилии, она решает больше не употреблять эликсира. Мораль пьесы соответствует духу известной чешской сказки: хорошо, что на свете есть смерть.
Событие, с которого начинается роман «Фабрика абсолюта», - изобретение особого «карбюратора», который, расщепляя атомы углерода, высвобождает таким образом «абсолют», то есть «божественную» энергию. Перепроизводство «карбюраторов» приводит к экономическому хаосу, который, в свою очередь, становится основой мировой войны. От гибели цивилизацию спасает артиллерийский поручик, который уничтожает «карбюраторы». Роман подает события в юмористическом плане, высмеивая монополии, религию и церковь, «большую» политику, колониализм.
Роман «Кракатит» в свое время снискал огромную славу, а его популярность можно сравнить с популярностью пьесы «Р. В. Г.». Действие романа обусловлена изобретением взрывчатого вещества, которая способна уничтожить весь мир. Это произведение также имеет счастливый конец: рецепт производства кракатиту уничтожен вместе с его запасами. Изобретатель Прокоп решает в дальнейшем заниматься пусть и менее глобальными, однако безопасными для человечества делами.
Ведущая мысль всех трех произведений - человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни, ни одна попытка насилия над природой, попытки ее изменить не приведут к добру. Эту линию продолжила и пьеса «Адам-творец» («Adam Stvofitel», 1927), написанная совместно с И. Чапеком. Изобретатель уничтожает при помощи созданной им машины все человечество, кроме самого себя, и создает другой мир, еще хуже прежнего. В соавторстве с братом была создана пьеса «Из жизни насекомых» («Ze zivota hmyzu», 1921), сюжетом которой является посмертные видения бродяги, перед глазами которого предстают сатирически окрашенные аллегорические фигуры - бесполеВНОсть любви (бабочки), мечты о богатстве (хрущи), мечты о власти (муравьи), быстротечность жизни. Идея пьесы: человек счастлив, если не ведает о суете своего существования.
Кроме романов, рассказов и драм, Чапек также писал путевые заметки. В 20-х гг. увидели свет его «Итальянские письма» («Italskelisty», 1923) и «Английские письма» («Anglickelisty», 1924). В отличие от устоявшейся чешской традиции этого жанра, в центре заметок Ч. - не дидактический мотив, а путевые наблюдения и впечатления, часто оригинальные и всегда остроумные. Залогом популярности «Писем «стала и легкая, непринужденная манера письма Чапека, выработанная годами журналистской практики.
Яркостью и свежестью впечатлений обозначены и журнальные статьи Чапека, объединенные 1924 г. в книге под названием «известные вещи» («О neiblizsich vecech»), где писатель задумывается над найбуденнішими предметами, которые даже вряд ли и замечаешь в текущей жизни (коробка спичек, огонь, снег), над их философской значимости. В сатирическом плане написана книга «Критика слов» («Kritika slov», 1920), которая посвящена незаметности и обыденности шаблонных слов.
Литературный успех Чапека основывался не только на его философии и осмыслении мира, которые были созвучны многим людям среднего класса (и прежде всего интеллигенции), но и на выдающемся мастерстве рассказчика. Политические взгляды Чапека сказались на его языке и оказались в стремлении найти как можно демократичнее выразительные средства. Его произведения легко читаются, не утомляют, сохраняют искреннюю тональность, ориентированность на читателя. Чапек обладает редким чутьем материального мира и конкретного образа, избегает пишномовної риторики и хитроумного жонглирование метафорами. Его произведениям неприсущая внезапная смена тона, как, впрочем, и однообразие: авторская речь постоянно чередуется с диалогами и напівпрямою языке. Чапек - признанный мастер диалога, что, кроме всего прочего, обеспечило его произведениям сценический успех. В репликах его персонажей сочетаются стройность и изящество литературного языка с живостью и меткостью пражской говоры, причем речь каждого героя имеет свои неповторимые особенности.
В начале 30-х гг. в литературе Чехословакии сформировался мощный антифашистский лагерь, к которому присоединились все писатели-гуманисты. Самой заметной фигурой среди них был Чапек. За годы экономического кризиса взгляды писателя претерпели существенных изменений: его пессимизм побледнел, Чапек преодолел и некоторую утопичность в восприятии мира.
Свидетельством этих изменений стали две его новые книги - «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из второй кармане» («Povidky z jedne Kapsy», «Povidky z druhe Kapsy», 1929), в которые вошли «криминальные» истории, созданные явно по образцу новелл Дж. К. Честертона. Это не «дешевый» детектив и вообще не совсем детектив в привычном смысле, ведь в этих рассказах Чапека раскрытии преступления играет второстепенную роль, главное для автора - заглянуть в душу мелкого преступника и в душу рядового охранника закона. Загадка не остается без разгадки (напр., оп. «Следы»), она имеет вполне рациональное объяснение. Метафизическая тайна меняется обыденным тайной.
В 1933 - 1934 гг. Чапек создал своеобразную трилогию, правда, романы «Гордубал» («Hordu-bal»), «Метеор» («Povetrofi») и «Обычная жизнь» («Obycejny zivot»), которые вошли в него, объединены не общими героями и местом действия, а лишь единым углом зрения. Вновь поднимая вопрос об определение истины, Чапек приходит к выводу о плюралістичність человеческой душе, неоднозначность внутреннего мира. Для писателя это означало возможность взаимопонимания.
Герой первого романа, Гордубал, возвращается из Америки, куда он ездил на заработки. Его жена построила за присланные деньги дом, в котором изменяет мужу с батраком. Пока Гордубал переживает измену, жена с любовником убивают его. В процессе расследования преступления раскрывается сложность понимания человеческих поступков. Роман «Метеор» - это, по сути, три разные рассказы об одном и том же человеке. Неизвестный мужчина становится жертвой авиакатастрофы и умирает в больнице. Монахиня, ясновидящий и поэт, каждый по-своему, реконструируют историю его жизни. «Обычная жизнь» - рассказ о чиновнике, который на склоне лет начинает писать автобиографию и неожиданно открывает в себе двух разных людей - карьериста и поэта, прагматичного педанта и романтика.
Внятного антифашистского направления творчество Чапека приобрела в 1936 p., когда вышел из печати его ромаи «Война с саламандрами», ро-ман-утопия и одновременно роман-предупреждение. Чапек показывает, как сначала невинные саламандры становятся страшной тупой силой, что смертельно угрожает человечеству, культуре, цивилизации. В романе Чапек широко применяет сатиру и пародию. В поисках силы, способной противостоять разрушению, Чапек обращается к непривычному для него социальной среды, описывая в романе «Первая спасательная» («Prvniparta», 1937) образы шахтеров, которые проявили незаурядное мужество и человечность, спасая погребенных под завалами людей.
Вершиной политического творчества Чапека стали его пьесы «Белая болезнь» («Bila nemoc», 1937) и «Иметь» («Matka», 1938). Главным конфликтом первой из них стало противостояние профашистского диктатора, который грезит о мировом господстве, и скромного врача Ґалена, который изобрел лекарство от смертельной белой болезни вроде чумы, истребляет население страны. Врач готов вылечить больного диктатора, если тот откажется от своих милитаристских планов. Но владоможець согласился с требованиями Ґалена слишком поздно: врача затоптала толпа боевиков за то, что он отказался кричать «Слава войне!». Своей пьесой Чапек пытается сказать, что каждый может и должен даже в одиночку противопоставить себя диктатуре, демагогию, экзальтированном толпы. Строгим предупреждением об опасности победы антигуманных настроений звучит обыденно, без ореола мученичества смерть врача Ґалена.
Совсем другой, возвышенный финал должен пьеса «Мать». Женщина, которая потеряла мужа и четырех сыновей, следит последнего, самого младшего, который тоже рвется к бою. Но, узнав о том, что вражеский пилот расстрелял из самолета маленьких детей, она сама дает винтовку сыну в руки. Сюжет мог бы показаться скучным, если бы не тон пьесы, сочетающий патетику и поэзию, в которой органично переплетаются принцип единства места и монологи погибших сыновей.
Свой последний роман «Жизнь и творчество композитора Фолтина» («Zivot a dilo skladatele Foltyna») Чапек завершить не успел. В центре произведения - проблема совести художника, о котором, как и в романе «Метеор», рассказывают другие. При этом достигается противоположный эффект: этот характер, характер самовлюбленного дилетанта, - вполне однозначный.
В 30-х pp. Чапек продолжал публиковать свои путевые заметки («Путешествие в Испанию» - «Vylet do Spanel», «Голландские образки» - «Obrazky z Holandska», «Путешествие на Север» - «Cesta па sever»); как и раньше, интересовался «обыденным» («Год садовода» - «Zahradnikov rok», «Имел я кошку и пса» - «Mel начал psa a kocku»), издал сборник рассказов фейлетонного характера о современных ему отдельные виды массовой культуры - «Как это делается» («Jak se со dela»).
В середине ноября 1938 г. Чапек заболел гриппом, а впоследствии врачи обнаружили воспаление почек и легких. Умер писатель 25 декабря 1938 г.
На украинском языке произведения Чапека переводили Ю. Лисняк, С Сакидон, В. Струтинский, Д. Андрухив, В. Шевчук, К. Забарило и др. На сценах украинских театров ставились его пьесы «Мать», «Из жизни насекомых».
Т. Козак
|
|
|