ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

«Одухотворение» мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Бельгийский писатель-символист Морис Метерлинк - один из драматургов, которые на рубеже веков создавали новую европейскую драму.

Герои философской пьесы-сказки «Синяя птица» - это образы-символы, которые воплощают господствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов - все то, из чего состоит человеческий мир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как сама. Ей кажется, что только она наделена душой, и все тайны мира им разгаданы. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открывает истинный зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, каким он есть на самом деле - одухотворенным, прекрасным (а иногда - страшным), полным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире прошлое,

современное и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не родившегося брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь ее род - единое целое, одна бесконечная линия.

Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкая, они наиболее восприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не коснулись несчастья и пороки, которые предстают в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др.)

Создана Метерлинков космогония объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к самой светлой сущности земли - Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадают в своих предков и потомков, в подземное царство Ночи и на вершине мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые помогают им, или наоборот - обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает).

Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ждут в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, что живут на земле, встал очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу - птицу счастья - и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, что населяют его,- внутри самих людей.

Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходила во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всему, что с ними произошло, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предполагала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что только они проснулись, а остальные люди - спят, не видя всей красоты и благодати мире.

«Одухотворяя» в пьесе окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земле и познавать мир, не разрушая его.