9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Легенда о Гамлете из датского летописи и ее переосмысление Шекспиром
Легенду о Гамлете впервые записал в конце XI века датский историк Самсон Грамматик в своих сборниках легенд и хроник под названием «История Дании».
В ней рассказывается, что во времена язычества один из правителей Ютландии был убит на пиру своим братом Фенгоном. Потом Фенгон вступил в брак с вдовой убитого и завладел его землями. Сын убитого, молодой Гамлет (или Амлет) должен был отомстить за гибель отца. Чтобы обмануть Фенгона, Амлет притворился сумасшедшим. Поступки его говорили о безумии, но в языке крылось несомненное коварство, и никому не удавалось до конца разгадать смысл слов Амлете. Поэтому Фенгон продолжал подозревать племянника. Он пытался затащить его в ловушку и заставить проговориться, выдав истинные намерения. Но Амлете предупредил об опасности его верный друг и молочный брат (он стал прототипом Горацио у Шекспира). Один из придворных (у Шекспира - Полоний) пытался, спрятавшись, подслушать разговор Амлете с матерью. Но Амлет нашел его в углу под соломой, убил, а труп бросил свиньям. Он упрекал мать в том, что она не верна памяти убитого отца.
Фенгон отправил Амлете в Англию в сопровождении двух придворных (у Шекспира - Розенкранц и Гильденстерн) с письмом к английскому королю, в котором просил убить племянника. Но Амлет подменил письмо, и вместо него казнили его спутников. Амлет женился на дочери английского короля и вместе с ней вернулся в Ютландію, где все считали его погибшим. Внезапный приезд заставил придворных превратить тризну на праздник. Амлет напоил всех допьяна, а затем поджег дворец. Придворные погибли в огне, а Фенгонові он отрубил голову, выполнив наконец долг кровной мести.
В 70-е годы XVI века эту легенду пересказал французский писатель Бельфоре. А в 90-е годы XVI века в Лондоне была поставлена пьеса о Гамлете, что не дошло до наших дней. Известно только, что в ней уже появлялась призрак короля-отца, который требовал мести.
Шекспир написал свою пьесу примерно в 1610 году. Взяв за основу древний сюжет, он показал нам Англию XVII века. Шекспир говорит со своими современниками о главные вопросы жизни.
Который Гамлет Самсона Грамматика? Умный, ловкий, сильный, жестокий, способный не только безтрепетно убить человека, но и поглумиться над трупом врага. Этом Гамлетові почти не известные моральные страдания, он - истинный сын своего времени. У Шекспира трагедия Гамлета заключается в том, что человек, который имел сердце и разум, сломалась, увидев ужасные стороны жизни - кровосмешение, предательство, убийство близких. Он разуверился в людях, в любви, разочаровался в жизни. Притворяясь безумным, он действительно чуть не сошел с ума от подлости людей, что его окружали. Но когда его начинают травить, как зверя, в нем просыпается принц крови, человек своей эпохи. Тогда высоко ценилось умение владеть шпагой, а коварство не считалось пороком. И Гамлет начинает действовать, уверяя самого себя, что борется не за собственную жизнь и трон, а за восстановление всеобщей справедливости:
Века розхиталося - и страшніш всего,
Что я рожден восстановить его.
Возможно, Гамлет, когда учился в Виттенбергском университете, думал о науке, искусство, деятельность на пользу человечеству. А пришлось ему мстить, интриговать, притворяться, убивать - в открытом бою, как Лаэрта, или косвенно (как Офелию). Его безумие - не только способ обезопасить себя, но и возможность говорить правду окружению (роскошь, непозволительная для принца). Он откровенно дурачит Полония, Розенкранца и Гільденстерна - коварных льстецов, прислужников Клавдия, и безтрепетно загоняет их на тот свет. Но устраивая проверку самому Клавдию (сцена «Мышеловка»), Гамлет хочет убедиться в его виновности. Не просто убить, но показать, что короля-братовбивцю ожидает кара. Гамлет не действует - он готовит месть. Хотя принц понимает, что убийство перевернет его жизнь. Содержание знаменитого монолога «Быть или не быть?» заключается именно в том, что Гамлет пытается выбрать: стать убийцей или жертвой. Это вопрос не мог стоять перед Гамлетом древней легенды. Трагедия человека эпохи Возрождения, каким был сам Шекспир и которым он сделал своего героя - расхождение между идеалами и реальностью, невозможность жить согласно наставлениям души.
Человек оказывается в отношении к женщине. В легенде в Гамлета не было любимого. Герой Шекспира отталкивает от себя Офелию и губит ее: для него жизнь дороже любовь и любимую женщину. Затем он сожалеет и раскаивается. Потом он погибает - не как борец за справедливость, а как обычная жертва придворной интриги. Вот и найдена разница. В Грамматика Гамлет - победитель, у Шекспира - жертва. Он не борется, а защищается. И виной тому - сомнения, проклятые высокие помыслы, превратили разум, но не сумели закалить душу. Шекспир показал нам, что люди, которые идут впереди эпохи, чаще всего становятся ее жертвами (вспомним Коперника и Галилея). Но без них человечество осталось бы в тьме средневековья, там, где Амлет Самсона Грамматика, не задумываясь, уничтожал и правых, и виноватых.
|
|