7 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОИСКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ
Мцыри - романтический герой (по поэме М. Лермонтова)
Герои юношеских романтических произведений Лермонтова - это свободные и гордые люди, с горячим сердцем, гибнущих за волю, за верность самим себе. У Лермонтова непросто складывались отношения с товарищами. Он не терпел лжи, лицемерия, не скрывал своих взглядов. Днем гибели Пушкина он впервые заявил о себе равнодушном, жестоком, лицемерному обществу стихотворением «На смерть поэта».
Еще в юности поэт задумывает рассказать о молодом монахе, что томился в душной монастырской келье. История ребенка-пленника - реальный факт.
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути...
Мальчик был пугливый, слабый, но могучий дух отцов сделал его выносливым, терпеливым. Свободный горец был взят в плен царским генералом и заточен в христианский монастырь. Его стремление к свободе и тоска по родине, страстное желание вырваться из тюрьмы, которой стал для него монастырь, становятся обобщенным, символическим выражением протеста против всякого гнета и подавления личности.
Монахи исцелили мальчика, но он был одинок, держался в стороне. Впоследствии юноша привык, стал понимать чужой язык. Мцыри живет, повинуясь естественному влечению. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря, враждебного «закона сердца», и погрузиться в природную стихию. Подъем, задор охватили Мцыри в его мечты о побеге - это отрицание монастыря-тюрьмы, но не монахов. Ведь они не враги для него, а защитники. Он не воюет с ними. Просто мальчик не понимает их жизни.
Три дня свободы, долгожданной, желанной... Наступает утро первого свободного дня. Юношу все приводит в восторг. Он восхищен красотой окружающей природы. Мцыри открывает для себя мир. Его ничто не пугает. Он счастлив. Обессиленный от тяжелого и долгого ночного бега и впечатлений дня воли, он засыпает. Ночь - символ безысходности, мрака, смерти. Лес наполнен шумов, природа не приняла юношу. Бурная стихия поднимается против него, юноша сбивается с пути: голод, жажда, усталость забирают жизненные силы. «Я был для них чужой», - говорит юноша.
Схватка с барсом для Мцыри - встреча с природой. Он вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее.
Раненый, измученный, голодный юноша выходит из леса. Звучат знакомые колокола. Он понимает, что вернулся в монастырь.
Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученных в схватке с барсом, смерть духовная - возвращение в монастырь. Разрушаются романтические идеалы. Умирая, юноша никого не проклинает. Предсмертное просьба Мцыри - быть похороненным ближе к природе.
«Мцыри» - высшее достижение романтической поэзии Лермонтова. Герой Лермонтова привлекает нас своими взглядами на жизнь, стремлением вырваться на волю из монастыря-тюрьмы, доказать свое право на достойную жизнь, любовью к жизни свободного и счастливого.
|
|